ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 года N 87
О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
{Утратил силу:
постановление Правительства Республики Алтай от 24.06.2010 N 125, НГР:ru02000201000206}
{В редакции:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}
{Изменения:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона Республики Алтай от 5 марта 2009 года N 1-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Алтай" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.
{В редакции:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}
2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай разработать и утвердить порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов.
{В редакции:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
1. Общие положения
1. Предметом антикоррупционной экспертизы являются нормативные правовые акты Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и исполнительных органов государственной власти Республики Алтай (далее - нормативные правовые акты), регулирующие правоотношения в сферах с повышенным риском коррупции.
2. Антикоррупционная экспертиза проводится в целях:
выявления в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов;
разработки рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действия выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.
3. Решение о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов принимается Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по предложению субъектов права законодательной инициативы, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, по инициативе общественных и других негосударственных объединений или по собственной инициативе.
4. Антикоррупционная экспертиза осуществляется согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
{В редакции:
постановление Правительства Республики Алтай от 21.10.2009 N 237, НГР:ru02000200900396}
5. Понятия, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значениях, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Законом Республики Алтай от 5 марта 2009 года N 1-РЗ "О противодействии коррупции в Республике Алтай" (далее - Закон Республики Алтай "О противодействии коррупции в Республике Алтай").
6. Организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов осуществляется Комиссией по противодействию коррупции в Республике Алтай (далее - Комиссия), состав и положение о которой утверждаются Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай в соответствии с Законом Республики Алтай "О противодействии коррупции в Республике Алтай".
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов осуществляется рабочей группой, создаваемой решением Комиссии.
В случае необходимости к участию в проведении антикоррупционной экспертизы могут привлекаться на общественных началах без выплаты вознаграждения представители разработчиков нормативных правовых актов, а также лица (эксперты), имеющие специальные познания в определенной области правоотношений.
7. Антикоррупционной экспертизе подлежат действующие нормативные правовые акты, в отношении которых Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай по предложению субъектов права законодательной инициативы, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, по инициативе общественных и других негосударственных объединений или по собственной инициативе принято решение о проведении антикоррупционной экспертизы.
8. Предложение о проведении антикоррупционной экспертизы должно содержать следующие сведения:
наименование нормативного правового акта, направляемого на антикоррупционную экспертизу;
положения нормативного акта, способствующие, по мнению инициатора, созданию условий для проявления коррупции (содержащие типичные коррупциогенные факторы);
перечень вопросов, на которые в результате проведения антикоррупционной экспертизы должны быть даны однозначные ответы.
9. Антикоррупционная экспертиза нормативного правового акта проводится в срок не более одного месяца с даты принятия Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай решения о проведении антикоррупционной экспертизы.
10. По результатам антикоррупционной экспертизы рабочей группой составляется, а Комиссией утверждается заключение в соответствии с разделом 3 настоящего Порядка.
11. Антикоррупционной экспертизе подлежат проекты нормативных правовых актов Республики Алтай, регулирующие общественные отношения, указанные в части 6 статьи 7 Закона Республики Алтай "О противодействии коррупции в Республике Алтай".
Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов Республики Алтай осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Алтай о проведении публичной независимой экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Алтай, а именно статьей 25 Закона Республики Алтай от 5 марта 2008 года N 18-РЗ "О нормативных правовых актах Республики Алтай" и постановлением Правительства Республики Алтай от 28 июня 2006 года N 152 "О Порядке проведения публичной независимой экспертизы законопроектов и иных нормативных правовых актов в области бюджетного и налогового законодательства".
12. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта составляется заключение.
13. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.
14. Вводная часть должна содержать:
дату и место подготовки заключения, данные о проводящих экспертизу лицах;
основание для проведения экспертизы;
наименование нормативного правового акта, проходящего экспертизу.
15. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:
в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупциогенные факторы (с их описанием и рекомендациями по устранению), в порядке расположения этих норм в нормативном правовом акте. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению;
в форме последовательного перечня типичных коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах нормативного правового акта. При этом после указания содержащегося в нормативном правовом акте коррупциогенного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
Также заключение может содержать указания на наличие (отсутствие) в анализируемом нормативном правовом акте превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
Отсутствие типичного коррупциогенного фактора в заключении означает, что нормы нормативного правового акта проверены на его наличие и ни в одной из этих норм он не выявлен.
16. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать описательной части заключения.
17. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы:
не может содержать утверждение о намеренном включении в нормативный правовой акт коррупциогенных факторов;
не предполагает выявление существующих или возможных коррупционных схем, в которых используются или могут использоваться коррупциогенные факторы;
не предполагает оценку объема коррупционных последствий.
может содержать рекомендации, направленные на устранение или ограничение действия выявленных в нормативных правовых актах коррупциогенных факторов.
1. Общие положения
1. Настоящая Методика предназначена для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай (далее - нормативные правовые акты).
2. Настоящая Методика определяет порядок оценки нормативного правового акта с целью выявления в нем норм, содержащих коррупциогенные факторы. Под коррупциогенными факторами понимается явление или совокупность явлений, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.
3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов состоит в выявлении и устранении, прежде всего, типичных коррупциогенных факторов.
К типичным коррупциогенным факторам относятся коррупционно опасные факторы, наиболее часто встречающиеся в нормативных правовых актах независимо от предмета их регулирования и безусловно или с высокой степенью вероятности способствующие проявлениям коррупции.
4. Антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и подготовку заключения по результатам антикоррупционной экспертизы необходимо проводить единообразно - в составе и последовательности типичных коррупциогенных факторов.
5. Каждая норма нормативного правового акта должна быть проверена на наличие каждого типичного коррупциогенного фактора. В ходе проведения экспертизы заполняется таблица типичных коррупциогенных факторов согласно приложению к настоящей Методике.
6. Выявленные в ходе анализа нетипичные коррупциогенные факторы указываются в заключении по результатам антикоррупционной экспертизы, обосновываются и подлежат устранению в том же порядке, что и типичные коррупциогенные факторы.
7. При проведении антикоррупционной экспертизы выявляются и оцениваются следующие типичные коррупциогенные факторы:
типичные коррупциогенные факторы, связанные с реализацией властных полномочий Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц;
типичные коррупциогенные факторы, связанные с наличием правовых пробелов;
типичные коррупциогенные факторы системного характера;
проявления коррупциогенности.
8. Типичные коррупциогенные факторы, связанные с реализацией властных полномочий Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц, включают в себя:
8.1. Широкие дискреционные полномочия.
Такие нормы права дают должностному лицу возможность выбирать по своему усмотрению любой из различных вариантов поведения, не предписывая, в каких случаях должностное лицо обязано выбрать тот или иной вариант поведения.
К элементам управленческой деятельности, в которых желательно снизить до минимума возможность свободного усмотрения при принятии решения должностным лицом, относятся следующие:
сроки принятия решений - коррупционная опасность повышается при увеличении продолжительности сроков совершения административного действия должностным лицом в отношении физического или юридического лица, установлении широкого временного диапазона, а также отсутствии такого срока;
условия (основания) принятия решения - риск коррупции повышается при увеличении числа вариантов принятия решения и отсутствии точного определения условий принятия решения;
параллельные полномочия - коррупционную опасность повышают нормы, устанавливающие дублирующие полномочия в рамках структурных подразделений одного исполнительного органа государственной власти Республики Алтай или различных исполнительных органов государственной власти Республики Алтай.
Оценка избыточности усмотрения должностного лица в каждом конкретном случае связана с оценкой эффективности управленческого процесса (оценивается необходимость всех предусмотренных в нормативном правовом акте согласований (виз), концентрация бесконтрольного принятия решения в одних руках).
8.2. Определение компетенции по формуле "вправе".
Многие нормативные правовые акты определяют компетенцию Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай, исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и их должностных лиц при помощи формулировок "вправе", "может". Порядок и условия исполнения полномочий детализируются в нормативных правовых актах. Однако, разделение прав и обязанностей в нормативных формулах создает иллюзию того, что в определенных случаях можно использовать полномочие как право, то есть не осуществлять его. В этих случаях должностное лицо получает шанс неправомерно трактовать свое право только как возможность, а не как обязанность совершения тех или иных действий.