2.1.Характеристика рынка труда Республики Алтай
На рынке труда Республики Алтай сохраняются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
рост численности сокращенных из организаций работников, увеличивается количество организаций, планирующих и проводящих увольнение работников: в период с 1 января по 30 декабря 2010 года 220 организаций предупредили о высвобождении 478 человек;
активное введение режимов неполной занятости в организациях: 1329 человек работают неполное рабочее время по инициативе работодателя.
Динамика численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за январь-ноябрь 2010 года свидетельствует о росте уровня зарегистрированной безработицы к концу марта до 4,4%, а с апреля по декабрь в связи с реализацией Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году (далее - Программа) происходит снижение до 2,8% на 1 декабря 2010 года. Уровень зарегистрированной безработицы на 30 декабря 2010 года составляет 3,0% и не превышает значение показателя на 1 января 2010 года, а также показателя запланированного в Программе дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году (плановый показатель по Программе - 3,0%).
2.2. Реализация мероприятий в области содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда в 2010 году
Принятые меры в связи с реализацией Программы в 2010 году и ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2010 - 2011 годы" (далее - Ведомственная целевая программа), утвержденной приказом Комитета занятости населения Республики Алтай от 01.02.2010 г. N 4, позволили избежать резкого нарастания напряженности на рынке труда. Пик напряженности пришелся на март-апрель, когда более 8 человек претендовали на одно рабочее место, на конец ноября напряженность на рынке труда республики составляет 3,9 человека на одну вакансию (контрольный показатель по Программе - 5,7 человек).
Удалось на мероприятия Программы направить 3959 человек при плановом показателе 3836 человек, в том числе по направлениям:
опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) при плане 94 человека направлено 132 человека;
организация общественных работ, временного трудоустройства, работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу при плане 2095 человек направлено 2143 человек;
стажировка выпускников образовательных учреждений, в целях приобретения ими опыта работы при плане 227 человек (в том числе 50 наставников) направлено 263 человека (в том числе 56 наставников);
содействие трудоустройству инвалидов при плане 31 человек создано рабочих мест для 31 человека;
содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан развитию при плане 1091 человек открыли собственное дело 1098 безработных граждан, при плане создания 298 дополнительных рабочих мест создано 300 рабочих мест.
За счет финансовых средств Программы, предусмотренных в объеме 134663,2 тысяч рублей, по состоянию на 10 декабря 2010 года заключено 1795 договоров на сумму 134663,2 тысяч рублей, использование которых на мероприятия по снижению напряженности на региональном рынке труда позволило снизить уровень зарегистрированной безработицы.
Реализация Ведомственной целевой программы позволила за 11 месяцев 2010 года создать 4085 временных рабочих места, трудоустроить 2983 несовершеннолетних граждан, направить на профессиональное обучение 1446 человек.
2.3. Характеристика проблем, на решение которых ориентированы дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году
По прогнозным оценкам в 2011 году ожидается ухудшение ситуации в феврале-марте месяцах в сфере занятости и на региональном рынке труда. По предварительной оценке, численность трудоустроенных граждан, в том числе на временные рабочие места, в организациях республики может сократиться в связи с окончанием временных работ по Программе, сезонных работ в отраслях сельского и лесного хозяйства, а также за счет роста численности сокращенных из организаций работников.
Вследствие действия данных факторов ожидается рост численности безработных граждан к концу года до 4,0% к численности экономически активного населения и росту напряженности из-за сокращения вариантов трудоустройства.
Сокращение штатной численности в организациях республики повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в сельской местности. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.
Негативная ситуация складывается в монопрофильных населенных пунктах - Акташ, Веселая Сейка, где ожидается сокращение рабочих мест в градообразующих предприятиях: в первом случае по причине передислокации воинской части, во втором случае снижением объемов добычи полезных ископаемых и ростом затрат на геологоразведочные работы.
В связи с этими особенностями основные мероприятия Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году планируется реализовать с учетом данных факторов.
В республике 11 муниципальных образований: город Горно-Алтайск с численностью постоянного населения 56,0 тысячи человек (26% от численности населения республики) и 10 сельских муниципальных образований, где проживает 73,4% постоянного населения республики. Основными видами занятости населения сельских районов является работа в организациях сельскохозяйственной, лесной отрасли, объемы производства которых составляет более 20% валового регионального продукта республики.
Основными сельхозтоваропроизводителями являются сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства населения, крестьянско-фермерские хозяйства. В первую очередь, ухудшение ситуации отразится на жителях сельской местности, особенно тех населенных пунктов, где предприятия АПК являются системообразующими. Сокращение занятых приведет к невозможности их дальнейшего трудоустройства из-за отсутствия других производств. Проблема усугубляется тем, что в населенных пунктах варианты занятости и количество вакантных рабочих мест очень незначительны. К тому же влияет и территориальная удаленность от основных рынков труда и занятости. В условиях дефицита свободных рабочих мест, когда вакансии в основном сосредоточены в крупных населенных пунктах (районных центрах), это может привести к негативным последствиям.
При этом наиболее критическая ситуация может сложиться в сельских районах:
с системообразующими предприятиями (Усть-Коксинский район - системообразующие предприятия СПК "Амурский", СПК "Абайский". Усть-Канский район - СПК "Талица" и аналогично в других муниципальных образованиях);
трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных и северных районах (Улаганский, Чойский, Кош-Агачский, Онгудайский и другие районы).
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на республиканском и локальных (муниципальных) рынках труда, а также направленных на решение следующих задач:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения и осуществляющих модернизацию производства в рамках инвестиционных проектов;