Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 января 2011 года N 4

О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2011 ГОДУ

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 апреля 2018 года на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 16.04.2018 N 109.
____________________________________________________________________

{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.04.2011 N 71, НГР:ru02000201100164;
Постановление Правительства Республики Алтай от 26.07.2011 N 170, НГР:ru02000201100377;
Постановление Правительства Республики Алтай от 15.09.2011 N 261, НГР:ru02000201100499;
Постановление Правительства Республики Алтай от 22.12.2011 N 392, НГР:ru02000201100789}

В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации", Правительство Республики Алтай постановляет :

{В редакции:

Постановление Правительства Республики Алтай от 26.07.2011 N 170, НГР:ru02000201100377}

1. Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году.

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.

Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай А.В. Бердников


УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства

Республики Алтай

от 14 января 2011 года N 4

ПРОГРАММА дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году

г. Горно-Алтайск

1. Паспорт Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году


Наименование Программы

Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году (далее  - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года  N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации",
 постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 1011 "О предоставлении в 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации"
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 26.07.2011 N 170, НГР:ru02000201100377 }

Государственный заказчик Программы - уполномоченный орган

Комитет занятости населения Республики Алтай

Разработчик Программы

Комитет занятости населения Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является реализация дополнительных мероприятий, ориентированных на посткризисное развитие экономики, в части повышения качества и профессиональной мобильности рабочей силы, эффективного использования трудовых ресурсов в условиях перехода на инновационный путь развития, а также поддержка предпринимательской инициативы безработных граждан.
 Задачами Программы являются:
 1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения и организаций, осуществляющих модернизацию производства в рамках инвестиционных проектов;

 2) опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их перевода на новые рабочие места или их высвобождению, а также переобучение для самостоятельного трудоустройства;

 3) повышение профессиональных качеств, квалификации женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, с целью осуществления ими трудовой деятельности;

 4) осуществление профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения;

 5) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы;

 6) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей;

 7) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Срок и этапы реализации Программы

Программа реализуется в течение 2011 года в два этапа: 1-й этап - до 1 мая 2011 года;
2-й этап -  до 31 декабря 2011 года

Перечень основных мероприятий Программы

Программа содержит следующие мероприятия:
 1) опережающее профессиональное обучение и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников), работников организаций производственной сферы, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию производства в соответствии с инвестиционными программами;

 2) опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с целью их вывода с вредного производства;

 3) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности;

 4) профессиональная переподготовка врачей в соответствии с программами модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации на 2011 - 2012 годы ;

 5) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения  ими опыта работы;

 6) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

 7) содействие самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы в 2011 году - 70422,8 тыс. рублей, в том числе:
 субсидия федерального бюджета (справочно) - 64922,8 тыс. рублей;

 средства бюджета Республики Алтай - 5500 тыс. рублей
 {В редакции:
 Постановление Правительства Республики Алтай от 26.07.2011 N 170, НГР:ru02000201100377 }

Система организации контроля над исполнением Программы

Комитет занятости населения Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай, Министерства финансов Республики Алтай и привлеченных независимых экспертов, подведомственных учреждений имеют право проводить контрольные проверки хода реализации Программы

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

1) Прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) и стажировка работников, находящихся под угрозой увольнения - не менее 140 человек;

 2) опережающее профессиональное обучение и стажировка женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда - не менее 12 человек;

 3) профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет - не менее 170 человек;

 4) профессиональная переподготовка врачей в соотв етствии с программами модернизации здравоохранения - не менее 10 человек;

 5) стажировка выпускников образовательных учреждений- не менее 150 выпускников и 50 наставников;

 6) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей - не менее 35 рабочих мест;

 7) содействие самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан - не менее 866 человек;

 8) сдерживание зарегистрированной безработицы (от численности экономически активного населения) на уровне не выше 3,0% к концу 2011 года;

 9) напряженность на рынке труда составит не более 3,5 человек на 1 рабочее место.

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа


2.1.Характеристика рынка труда Республики Алтай

На рынке труда Республики Алтай сохраняются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:

рост численности сокращенных из организаций работников, увеличивается количество организаций, планирующих и проводящих увольнение работников: в период с 1 января по 30 декабря 2010 года 220 организаций предупредили о высвобождении 478 человек;

активное введение режимов неполной занятости в организациях: 1329 человек работают неполное рабочее время по инициативе работодателя.

Динамика численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за январь-ноябрь 2010 года свидетельствует о росте уровня зарегистрированной безработицы к концу марта до 4,4%, а с апреля по декабрь в связи с реализацией Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году (далее - Программа) происходит снижение до 2,8% на 1 декабря 2010 года. Уровень зарегистрированной безработицы на 30 декабря 2010 года составляет 3,0% и не превышает значение показателя на 1 января 2010 года, а также показателя запланированного в Программе дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году (плановый показатель по Программе - 3,0%).

2.2. Реализация мероприятий в области содействия занятости населения и снижения напряженности на рынке труда в 2010 году

Принятые меры в связи с реализацией Программы в 2010 году и ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2010 - 2011 годы" (далее - Ведомственная целевая программа), утвержденной приказом Комитета занятости населения Республики Алтай от 01.02.2010 г. N 4, позволили избежать резкого нарастания напряженности на рынке труда. Пик напряженности пришелся на март-апрель, когда более 8 человек претендовали на одно рабочее место, на конец ноября напряженность на рынке труда республики составляет 3,9 человека на одну вакансию (контрольный показатель по Программе - 5,7 человек).

Удалось на мероприятия Программы направить 3959 человек при плановом показателе 3836 человек, в том числе по направлениям:

опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) при плане 94 человека направлено 132 человека;

организация общественных работ, временного трудоустройства, работников, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу при плане 2095 человек направлено 2143 человек;

стажировка выпускников образовательных учреждений, в целях приобретения ими опыта работы при плане 227 человек (в том числе 50 наставников) направлено 263 человека (в том числе 56 наставников);

содействие трудоустройству инвалидов при плане 31 человек создано рабочих мест для 31 человека;

содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан развитию при плане 1091 человек открыли собственное дело 1098 безработных граждан, при плане создания 298 дополнительных рабочих мест создано 300 рабочих мест.

За счет финансовых средств Программы, предусмотренных в объеме 134663,2 тысяч рублей, по состоянию на 10 декабря 2010 года заключено 1795 договоров на сумму 134663,2 тысяч рублей, использование которых на мероприятия по снижению напряженности на региональном рынке труда позволило снизить уровень зарегистрированной безработицы.

Реализация Ведомственной целевой программы позволила за 11 месяцев 2010 года создать 4085 временных рабочих места, трудоустроить 2983 несовершеннолетних граждан, направить на профессиональное обучение 1446 человек.

2.3. Характеристика проблем, на решение которых ориентированы дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда в 2011 году

По прогнозным оценкам в 2011 году ожидается ухудшение ситуации в феврале-марте месяцах в сфере занятости и на региональном рынке труда. По предварительной оценке, численность трудоустроенных граждан, в том числе на временные рабочие места, в организациях республики может сократиться в связи с окончанием временных работ по Программе, сезонных работ в отраслях сельского и лесного хозяйства, а также за счет роста численности сокращенных из организаций работников.

Вследствие действия данных факторов ожидается рост численности безработных граждан к концу года до 4,0% к численности экономически активного населения и росту напряженности из-за сокращения вариантов трудоустройства.

Сокращение штатной численности в организациях республики повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в сельской местности. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.

Негативная ситуация складывается в монопрофильных населенных пунктах - Акташ, Веселая Сейка, где ожидается сокращение рабочих мест в градообразующих предприятиях: в первом случае по причине передислокации воинской части, во втором случае снижением объемов добычи полезных ископаемых и ростом затрат на геологоразведочные работы.

В связи с этими особенностями основные мероприятия Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году планируется реализовать с учетом данных факторов.

В республике 11 муниципальных образований: город Горно-Алтайск с численностью постоянного населения 56,0 тысячи человек (26% от численности населения республики) и 10 сельских муниципальных образований, где проживает 73,4% постоянного населения республики. Основными видами занятости населения сельских районов является работа в организациях сельскохозяйственной, лесной отрасли, объемы производства которых составляет более 20% валового регионального продукта республики.

Основными сельхозтоваропроизводителями являются сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства населения, крестьянско-фермерские хозяйства. В первую очередь, ухудшение ситуации отразится на жителях сельской местности, особенно тех населенных пунктов, где предприятия АПК являются системообразующими. Сокращение занятых приведет к невозможности их дальнейшего трудоустройства из-за отсутствия других производств. Проблема усугубляется тем, что в населенных пунктах варианты занятости и количество вакантных рабочих мест очень незначительны. К тому же влияет и территориальная удаленность от основных рынков труда и занятости. В условиях дефицита свободных рабочих мест, когда вакансии в основном сосредоточены в крупных населенных пунктах (районных центрах), это может привести к негативным последствиям.

При этом наиболее критическая ситуация может сложиться в сельских районах:

с системообразующими предприятиями (Усть-Коксинский район - системообразующие предприятия СПК "Амурский", СПК "Абайский". Усть-Канский район - СПК "Талица" и аналогично в других муниципальных образованиях);

трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных и северных районах (Улаганский, Чойский, Кош-Агачский, Онгудайский и другие районы).

Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на республиканском и локальных (муниципальных) рынках труда, а также направленных на решение следующих задач:

1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения и осуществляющих модернизацию производства в рамках инвестиционных проектов;

2) опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их перевода на новые рабочие места или их высвобождению, а также переобучение для самостоятельного трудоустройства;

3) повышение профессиональных качеств, квалификации женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, с целью осуществления ими трудовой деятельности;

4) осуществление профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения;

5) стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы;

6) содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей;

7) содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.

Решение вышеуказанных задач осуществляется в рамках Программы снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2011 году.

Во-первых, решение задачи "повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под угрозой увольнения и осуществляющих модернизацию производства в рамках инвестиционных проектов" вызвано необходимостью переподготовки и повышения квалификации работников для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Алтай.

Во-вторых, задача "Опережающее профессиональное обучение женщин, работающих во вредных и тяжелых условиях труда, с перспективой их перевода на новые рабочие места или их высвобождению, а также переобучение для самостоятельного трудоустройства на другие предприятия" будет решаться с целью вывода женщин преимущественно из тяжелых условий труда.

В-третьих, решение задачи "Повышение профессиональных качеств, квалификации женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет с целью осуществления ими трудовой деятельности" будет способствовать повышению профессиональной квалификации женщин, также получению ими профессии или специальности, что приведет к возобновлению ими трудовой деятельности. Так, численность женского населения республики по данным ГУЗ "Республиканский медицинский информационно-аналитический центр" 110821 человек, из них женщин фертильного (детородного ) возраста - 57166 человек (52%).

Жительниц сельской местности 79663 человек, что составляет 71,8% от общей численности женского населения.

Демографическая ситуация Республики Алтай имеет положительные тенденции в течение пяти последних лет, что отражено на диаграмме N 1 в сравнении с данными в среднем по Сибирскому федеральному округу и в целом по Российской Федерации.

Диаграмма N 1

Динамика рождаемости населения за 2005-2009 гг.

(показатель на 1000 населения)

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай на 1 января 2010 года численность женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет составляет 7216 человек, из них 3038 человек (42,1%) находятся в договорных отношениях с работодателями.

По результатам проведенного социологического опроса 250 женщин, в том числе не связанных с трудовыми отношениями, предполагают вернуться к трудовой деятельности в 2011 году и пройти профессиональное обучение. Планируется повышение квалификации бухгалтеров, работников сферы общественного питания, обучение основам предпринимательской деятельности.

В-четвертых, задача "Осуществление профессиональной переподготовки врачей в соответствии с программой модернизации здравоохранения" ориентирована на обеспечение доступности специализированной медицинской помощи, для приближения экстренной специализированной неотложной медицинской помощи населению по таким приоритетным направлениям: травматология, кардиология, акушерство и гинекология, педиатрия, туберкулез (фтизиатры), сельское здравоохранение (участковые врачи- терапевты, врачи общей практики).

Качество и доступность оказываемой населению медицинской помощи напрямую зависят от состояния профессионального уровня медицинских кадров, как главного ресурса здравоохранения, качества их подготовки, укомплектованности кадрами учреждений здравоохранения. Обеспеченность врачами на 10 000 населения составляет 31,7. Коэффициент совместительства врачебных должностей - 1,5; укомплектованность штатных должностей физическими лицами - врачебными кадрами составляет 64,2%. В 2011 г. нуждаются в профессиональной переподготовке и повышении квалификации 220 специалистов-врачей, из них в рамках Программы планируется направить на переподготовку 10 врачей.

В - пятых, "Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения опыта работы" показала необходимость продолжения указанного направления для целей повышения трудовой адаптации и трудоустройства выпускников на постоянные рабочие места.

В-шестых, решение задачи "Содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей воспитывающих детей - инвалидов, многодетных родителей" вызвано необходимостью интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья и низкой конкурентоспособностью на рынке труда. Так, по данным федерального государственного учреждения "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай" индивидуальные программы реабилитации инвалидов с показаниями к трудоустройству получили 1431 человек, из которых за январь-ноябрь 2010 года в службу занятости в поисках работы обратилось 648 инвалидов, из них трудоустроено 307 человек (47,4%); статус безработного на 1 декабря текущего года имели 191 инвалид. Особую сложность представляет вопрос трудоустройства такой категории граждан, как инвалиды, так как рабочие места для них могут быть обычными или специально созданными. В первом случае к рабочим местам предъявляются обычные условия труда, на которые можно трудоустроить только инвалидов третьей группы. Специально созданные условия труда – это интегрированные рабочие места для инвалидов, которые требуют дополнительных финансовых затрат работодателя по их оснащению из-за чего работодатели не заинтересованы в их создании и оснащении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»