Одним из направлений государственной социальной политики является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие всех граждан, поддержание социальной стабильности в обществе, установление и поддержание баланса между интересами различных возрастных и социальных групп.
По состоянию на 1 января 2010 года численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай составила 30,3 тысячи человек (каждый седьмой житель республики). В сравнении с предыдущими годами численность граждан пожилого возраста в Республике Алтай остается относительно стабильной, доля их в общей структуре населения сохраняется и составляет свыше 14 процентов. В период до 2016 года прогнозируется устойчивое увеличение численности пожилых людей в составе населения Республики Алтай.
Повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста на основе предоставления социальных услуг и адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности, остается одной из целей социальной политики в Республике Алтай.
Процессы переустройства общественной жизни в значительной мере влияют на положение и социальное самочувствие пожилых людей, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, при этом растет их зависимость от экономически и социально активного населения. Пожилому возрасту присущи и специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса, снижение мобильности, что обусловливает потребность в посторонней помощи. Изменения функциональных возможностей пожилых людей ограничивают их "социальный круг", приводят к нарушениям психологического состояния, раздражительности, неудовлетворенности своим положением в обществе.
Оказание социальных услуг, наряду с другими государственными мерами, должно гарантировать каждому пожилому человеку поддержку в трудных социальных ситуациях (разовые услуги срочного характера), эффективную помощь и содействие в определенные периоды жизни (регулярные услуги), надежную защиту (длительные или непрерывные услуги комплексного характера), обеспечение более полной информацией по вопросам получения социальных услуг и льгот. Анализ ситуации в сфере социального обслуживания населения показал, что в республике сформирована стабильно функционирующая целостная система стационарного социального обслуживания, включающая в себя 18 учреждений различных типов, имеется нормативная и организационная основы социального обслуживания. В то же время можно отметить следующее:
- несоответствие социального обслуживания в отдельных учреждениях государственным стандартам, устанавливающим основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;
- слабую материально-техническую базу ряда учреждений, не позволяющую оказывать необходимый для пожилых граждан спектр социальных услуг;
- недостаточную площадь жилых и вспомогательных помещений в учреждениях;
- дефицит кадров для работы с потребителями услуг стационарного социального обслуживания.
Располагаясь в приспособленных зданиях, ряд учреждений имеет слабую инфраструктуру, недостаточно оснащен технологическим и иным оборудованием, в том числе для проведения оздоровительной, реабилитационной, социально-культурной работы. Из-за нехватки помещений вспомогательного назначения, специализированного оборудования и автотранспорта невозможны эффективная реабилитация пожилых граждан.
В современный период значительно возросли требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай и Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Алтай к организации социальных услуг населению. Национальные и государственные стандарты определяют требования к оказанию социальных услуг. Финансирование учреждений не позволяет самостоятельно решить данные проблемы. Решение указанных проблем программно-целевым методом позволит создать комфортные условия проживания граждан пожилого возраста, обеспечить выполнение требований к качеству реабилитационных, социальных услуг и других видов услуг, оказываемых данной категории граждан, что в целом положительно повлияет на их качество жизни, позволит повысить и услугами).
Мероприятия, проводимые для граждан пожилого возраста, клубы по интересам, созданные при центрах социального обслуживания в значительной мере способствуют сохранению социальной активности пожилых людей.
Опираясь на имеющийся положительный опыт применения программно-целевого метода в решении задач по улучшению положения граждан пожилого возраста, необходимо продолжить дальнейшее расширение сети учреждений, в том числе за счет строительства новых зданий домов-интернатов по типовым проектам, реконструкции и капитального ремонта действующих площадей; оснащение учреждений современным оборудованием; поиск и внедрение новых технологий стационарного социального обслуживания; расширение перечня социальных услуг, повышение их качества и доступности.