Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 29 июня 1994 года N 4-2

ОБ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ НАРОДОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

{Утратил силу: Закон Республики Алтай от 25.04.2000 N 16-15}

ОПУБЛИКОВАНО:

ЗВЕЗДА АЛТАЯ, 1994, 3/8,

ВЕДОМОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ, 1994, N 4, стр. 5

Настоящий Закон регулирует отношения, связанные с сохранением, выявлением и использованием историко-культурного наследия на территории Республики Алтай, накопленного за многовековую историю Горного Алтая и являющегося достоянием многонационального народа Республики Алтай.

Глава 1. Общие положения

Статья 1.


Понятие историко-культурного наследия

Под историко-культурным наследием понимаются результаты жизнедеятельности человека, представляющие материальные, духовные, интеллектуальные, историко-археологические, научные и иные культурные ценности. Историко-культурное наследие включает в себя памятники археологии (остатки древних поселений, стоянок, святилищ, оросительных систем, места древних захоронений, изваяния, наскальные изображения и письмена, коллекции археологических предметов); памятники истории (места исторических событий, ритуальные, святые и памятные места, памятники в честь деятелей прошлого, историко-мемориальные памятники, коллекции предметов);

архитектурные памятники;

памятники искусства (монументального, декоративно-прикладного, живописи, народных промыслов);

документальные памятники (письменные и графические документы, архивные и музейные письменные материалы, научные отчеты, записи фольклора и музыки, кино - фото - фонодокументы);

редкие печатные издания (краеведческие издания и национальная библиография); природные памятники, связанные с историей и значимыми мировоззренческими идеями;

памятники интеллектуального и духовного наследия (фольклор, обычаи и обряды, формы общения и праздники, традиционные и старинные технологии, виды и формы хозяйствования, быта и природопользования, языки, местные говоры, исторические топонимы, религиозные культы и верования, виды и формы традиционного образования, медицины и спорта).

Историко-культурное наследие включает в себя и другие объекты, представляющие культурную ценность.

Статья 2.


Основные правовые задачи в области охраны и использования историко-культурного наследия

Задачей законодательства Республики Алтай в сфере охраны и использования историко-культурного наследия является создание правовой базы для регулирования отношений в области выявления, сохранения, реставрации, научного изучения, популяризации и использования в других целях объектов наследия народов Республики Алтай.

Статья 3.


Законодательство Республики Алтай об историко-культурном наследии

Законодательство Республики Алтай о сохранении и использовании историко-культурного наследия состоит из настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, не противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Алтай.

Статья 4.


Область применения Закона "Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай" Настоящий закон регулирует деятельность в следующих направлениях:

выявление и постановка на государственный учет памятников истории и культуры;

мероприятия по сохранению наследия (музеефикация, сохранение библиотечных фондов, организация заповедников нетронутого историко-культурного ландшафта); реставрация памятников истории и культуры;

использование наследия в научных, туристских, коммерческих и иных целях;

вывоз и ввоз культурных ценностей.

Статья 5.


Собственность на историко-культурное наследие

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай историко-культурное наследие народов Республики Алтай, в том числе памятники археологии и предметы из них, особо ценные объекты архитектуры, природные памятники, связанные со значимыми мировоззренческими идеями, фонды государственных научно-исследовательских институтов, музеев, библиотек, архивов, равно как и здания, в которых они расположены, приватизации не подлежат.

Все вопросы, связанные с государственной собственностью на историко-культурное наследие, решаются Государственным Собранием - Эл Курултай и Правительством Республики Алтай.

Движимые объекты наследия (произведения изобразительного искусства и народного творчества, письменные документы, кино-фото-фономатериалы), находящиеся в частных коллекциях, являются собственностью владельцев.

Республика Алтай имеет приоритет в приобретении из коллективных и частных собраний ценных материалов по истории и культуре Горного Алтая.

Глава II. Государственное регулирование и контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия

Статья 6.


Органы, осуществляющие государственное регулирование и контроль в области охраны и использования историко-культурного наследия

Государственное регулирование в области охраны и использования историко-культурного наследия осуществляют Государственное Собрание - Эл Курултай, Правительство Республики Алтай, а также специально уполномоченные на то государственные органы охраны историко-культурного наследия.

Обеспечение функций контроля по охране и использованию историко-культурного наследия возлагается на специально уполномоченные государственные органы, а также органы местного самоуправления.

Специально уполномоченным государственным органом охраны наследия является комитет культуры Правительства Республики Алтай и его подведомственные организации, которым переданы права по охране историко-культурного наследия.

Статья 7.


Полномочия государственных органов по охране историко-культурного наследия

Специально уполномоченные государственные органы охраны историко-культурного наследия

1) разрабатывают проекты и реализуют принятые республиканские и местные программы сохранения и использования историко-культурного наследия;

2) вносят предложения по учету требований охраны и использования историко-культурного наследия при составлении республиканских и местных программ, планов и проектов развития;

3) осуществляют государственный учет памятников истории и культуры;

4) устанавливают режим содержания памятников истории и культуры;

5) организуют работы по реставрации памятников;

6) выдают лицензии, открытые листы на любые виды разработки ресурсов историко-культурного наследия, а при необходимости организуют экспертизы подобных проектов, регулируют вопросы использования историко-культурного наследия; в том числе ввоза и вывоза на коммерческих условиях в соответствии с Положением, утверждаемым Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай;

7) осуществляют охрану и государственный контроль за соблюдением правил сохранения и использования историко-культурного наследия физическими и юридическими лицами независимо от форм их собственности и ведомственной принадлежности;

8) приостанавливают работы по исследованию, реставрации, приспособлению для использования, если они осуществлялись с отступлением от утвержденных проектов;

9) приостанавливают строительные, мелиоративные, дорожные и другие земляные работы в случае возникновения угрозы целостности памятников истории и культуры до принятия решения Правительством Республики Алтай.

Глава III. Государственный учет памятников истории и культуры

Статья 8.


Органы государственного учета историко-культурного наследия

Органами государственного учета историко-культурного наследия являются специально уполномоченные учреждения в лице комитета культуры Правительства Республики Алтай и его подведомственных организаций.

Статья 9.


Государственный учет историко-культурного наследия

Памятники истории и культуры, отнесенные к государственной собственности, подлежат обязательному учету с включением их в перечень культурного достояния народов Республики Алтай.

Особо ценные объекты наследия, находящиеся в коллективной и частной собственности, по инициативе владельцев ставятся на государственный учет после определения их ценности государственной экспертной комиссией.

Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление, обследование, определение культурной ценности объектов и составление на них учетных документов.

Вновь выявляемые объекты до составления на них учетной документации фиксируются в списках вновь выявленных памятников истории и культуры и охраняются настоящим Законом.

Статья 10.


Статус различных категорий историко-культурного наследия

По своему статусу историко-культурное наследие подразделяется по степени значимости и уровню регулирования на памятники местного и республиканского значения, перечень которых устанавливается по представлению специально уполномоченных государственных органов по охране историко-культурного наследия Правительства Республики Алтай.

Из числа памятников местного и республиканского значения выделяется группа особо ценных объектов историко-культурного наследия, рекомендуемых для включения в перечень особо ценных памятников всероссийского и мирового значения.

Перечень особо ценных памятников и объектов утверждается Государственным Собранием - Эл Курултай по представлению Правительства Республики Алтай.

Глава IV. Обеспечение сохранности историко-культурного наследия

Статья 11.


Сохранение историко-культурного наследия, находящегося в государственной собственности

Специально уполномоченные органы охраны историко-культурного наследия обеспечивают сохранность той его части, которая определяется как государственная собственность. Объекты истории и .культуры, находящиеся в коллективных и частных собраниях и поставленные по инициативе их владельцев на государственный учет, охраняются государством.

Статья 12.


Зоны охраны памятников историко-культурного наследия

В целях обеспечения сохранности недвижимых объектов истории и культуры (памятники истории, археологии, монументального искусства, природные объекты) устанавливаются зоны охраны памятников, подразделяющиеся на охранные зоны, зоны регулирования застройки и зоны охраняемого природного ландшафта. Режим их содержания и использования определяется государственными органами охраны историко-культурного наследия.

Под охранной зоной понимается территория, непосредственно примыкающая к памятнику, в пределах которой запрещены земляные, строительные и другие виды работ без специального разрешения органов охраны историко-культурного наследия. Зона регулирования застройки включает дополнительно территорию, в пределах которой возводимые сооружения не должны заслонять собой наиболее выгодный обзор памятников истории и культуры.

Зона охраняемого природного ландшафта включает расположенные рядом с историко-культурными объектами выдающиеся природные образования, если таковые имеются.

Охранные зоны и зоны регулирования застройки распространяются также на здания музеев.

Статья 13.


Историко-культурные заповедники

В целях сохранения нетронутого исторического ландшафта в пределах республики могут быть организованы заповедники двух типов: историко-культурные заповедные территории и историко-культурные заповедники. Для данных заповедников устанавливаются различные режимы функционирования, статус и режим историко-культурных заповедников, которые регулируются Положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай.

Участки историко-культурных заповедных территорий остаются в пользовании старых владельцев. Здесь не допускаются лишь земляные, дорожные, мелиоративные и иные виды хозяйственной деятельности, создающие угрозу целостности памятников.

Территория историко-культурного заповедника изымается из хозяйственного оборота и передается в ведение администрации заповедника.

Статья 14.


Отвод земель под хозяйственную деятельность

Отвод земель в Республике Алтай под хозяйственную деятельность (промышленную, сельскохозяйственную, рекреационную) на историко-культурных заповедных территориях производится после согласования с органами охраны историко-культурного наследия. В случае обнаружения на этих участках недвижимых памятников истории и культуры владельцы земель обязаны подписать со специально уполномоченными органами охранные обязательства по сохранению в надлежащем виде историко-культурных объектов.

Это правило распространяется и на уже имеющихся владельцев земельных участков, на территории которых расположены памятники истории и культуры.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»