Результаты состояния участия общественности Республики Алтай в управлении системой образования
Рассмотрим полученные результаты. Данные по первому критерию свидетельствуют, что в 72% общеобразовательных учреждений созданы и действуют органы самоуправления. Это Советы образовательных учреждений, Попечительские советы, родительские комитеты, советы старшеклассников, комиссии по распределению стимулирующей части оплаты труда, советы лидеров, школьные Думы и др. Самой распространенной формой является Совет образовательного учреждения. В их состав входят представители родительской общественности, учащиеся и члены педагогического коллектива. Изучение Положений о Совете позволяет констатировать, что Советы наделены достаточно широким перечнем полномочий:
совместно с директором представлять интересы школы в государственных и общественных учреждениях;
представлять интересы учащихся, обеспечивая их социальную защиту;
устанавливать вариативный компонент содержания образования;
выбирать профили обучения;
принимать Устав, дополнения и изменения, вносимые в Устав;
определять общее направление воспитательно-образовательной деятельности ОУ;
согласовывать режим работы ОУ и правила внутреннего трудового распорядка;
заслушивать отчеты администрации, педагогических работников по направлениям их деятельности;
определять перечень и порядок предоставления дополнительных платных образовательных услуг;
осуществлять распределение и контроль за использованием финансовых средств;
и др.
Вместе с тем, реальная ситуация выглядит иначе. Беседы с руководителями образовательных учреждений, членами Совета школ показывают, что конкретными управленческими функциями органы самоуправления не наделяются. Основные обязанности их сводятся к организации и участию в культурно-досуговых мероприятиях, решению вопросов улучшения материально-технической базы учреждений, привлечение дополнительных средств. Таким образом, все реально значимые вопросы, определяющие жизнь и деятельность школы, на уровне управленческих решений определяются либо директором, либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления.
Попечительские советы как форма участия общественности в управлении образованием не получили пока широкого распространения. Эти органы существуют как общественный орган без образования юридического лица. Однако решение основной задачи этих органов - привлечение дополнительных ресурсов в сферу образования и распоряжение этими средствами возможно только при создании юридической самостоятельности.
Результаты анализа по второму критерию - доли муниципальных образований, имеющих орган управления, обеспечивающий демократический, государственно-общественный характер управления образованием, ориентированный на его развитие, в том числе обладающий полномочиями по распределению фонда стимулирования руководителей общеобразовательных учреждений, показывают наличие таких органов в 60% муниципальных образований. Созданы и работают Советы отделов образования, Советы руководителей образовательных учреждений. Изучение состава данных Советов показывает, что в подавляющем большинстве они включают представителей педагогической общественности, чаще всего руководителей образовательных учреждений, специалистов и методистов отделов образования, и лишь в единичных случаях в состав Советов входят представители родительской общественности и местной власти. Все это свидетельствует о том, что Советы при отделах образования не реализуют в полной мере общественное участие в управлении образованием.
Анализ по третьему и четвертому критериям показывает, что только 7,3% общеобразовательных учреждений имеют опубликованный публичный отчет об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности , и всего лишь 5% ОУ имеют свой сайт в сети Интернет. Все это позволяет сделать вывод об информационной замкнутости образовательных учреждений от общественного влияния.
Еще одним показателем общественного участия в управлении образованием является доля общеобразовательных учреждений в форме ЕГЭ, в которых присутствовали общественные наблюдатели. В Республике Алтай данный показатель составляет 72%. Проблема повышения данного показателя заключается в нежелании представителей общественности (средств массовой информации, родителей и др.) участвовать при проведении ЕГЭ в качестве общественных наблюдателей.
Изучение общественного участия в управлении образованием по шестому критерию свидетельствует, что при проведении аттестации и лицензирования общеобразовательных учреждений во все 100% комиссий Республики Алтай входят представители общественности из числа лиц, не являющихся работниками учреждений, подведомственных органам управления образованием.
Проведенный анализ состояния участия общественности Республики Алтай в управлении системой образования позволяет констатировать:
низкую степень участия общественности в управлении образованием;
наличие в большинстве образовательных учреждений органов общественного управления и отсутствием у них реальных полномочий;
отсутствием в большинстве муниципальных органов управления общественных органов управления образованием, обеспечивающих государственно-общественный характер управления;
отсутствие публичных отчетов об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений;
отсутствие у образовательных учреждений регулярно обновляемых сайтов в сети Интернет;
близкое к норме число общественных наблюдателей при проведении ЕГЭ;
участие представителей общественности в комиссиях по лицензированию и аттестации общеобразовательных учреждений.
Анализ ситуации позволил выделить риски, связанные с расширением общественного участия в управлении образованием:
отсутствие полноценной нормативно-правовой базы, регулирующей участие общественности в управлении образованием;