Таблица 2.1.
Наименование показателя | Факт | Обязательства | ||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
2.1. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ, | 100 | 100 | 100 | 100 |
Основные принципы и подходы к нормативному подушевому финансированию общеобразовательных учреждений Республики Алтай.
В 2005 году был разработан, а в 2006 году был принят Закон Республики Алтай от 12 января 2006 г. N 6-РЗ "О порядке предоставления субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Алтай", которым утверждена методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций. Данный Закон являлся основой для формирования бюджета на 2006 и 2007 годы.
В норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ включены текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персоналов муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату, компенсационные выплаты педагогическим работникам в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а также на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на 1 обучающегося (далее норматив) определен в соответствии со ступенью образования, в разрезе городских и сельских общеобразовательных учреждений по типам и видам. Норматив рассчитан на основании Базисного учебного плана, средней стоимости часа педагогической работы по тарифным ставкам Единой тарифной сетки.
Применены коэффициенты удорожания образовательной услуги от различных факторов:
- деление классов на группы;
- наличие групп продленного дня;
- осуществление дополнительного образования;
- удорожание по видам классов: (лицейские, гимназические, коррекционные);
Использованы коэффициенты удорожания образовательной услуги на величину доплат и надбавок, на наличие национально-регионального компонента, на повышение разрядов и квалификационной категории, на содержание административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Применены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также дополнительно районные коэффициенты за безводность и высокогорье, северные надбавки.
Коэффициент на отчисление по Единому социальному налогу.
Установлен экономический норматив, определяющий величину учебных расходов в процентном отношении к общему размеру норматива для расчета субвенций, равному 100%. Основой формирования экономического норматива являются сложившиеся средние соотношения расходов по сельской и городской местности, составляющие структуру норматива с учетом индексации.
В существующей методике при расчете норматива применялась фактическая наполняемость класса (класса/комплекта) по каждой ступени образования муниципального образования, что свело к минимуму риск снижения финансирования основных общеобразовательных программ по муниципальному образованию, а значит, и конкретно каждого учреждения.
Отрицательным моментом является то, что эта методика направлена в основном на определение объема субвенций муниципальному образованию на реализацию общеобразовательных программ, но до каждого учреждения средства доводились по факту т.е. согласно штатному расписанию, кроме того, методика способна завышать расходы на 1 обучающегося путем снижения наполняемости классов, т.е. неспособна оптимизировать сеть и численность работников учреждений.
В настоящее время подготовлены проекты Законов Республики Алтай "О нормативах финансирования образования в Республике Алтай", включающий в себя методику расчета нормативов подушевого финансирования, и "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных муниципальных учреждениях", включающий в себя методику расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных муниципальных учреждениях.
Законопроекты находятся на рассмотрении в Государственном Собрании Эл Курултай Республики Алтай.
Оба Закона (проекты) направлены на определение норматива подушевого финансирования, объема субвенций, а также на определение объема финансирования каждому общеобразовательному учреждению. Проект Закона Республики Алтай "О нормативах финансирования образования в Республике Алтай" устраняет недостатки действующей методики и устанавливает единый порядок расчета норматива подушевого финансирования.
Методикой данного законопроекта устанавливаются:
а) порядок расчета норматива подушевого финансирования основных общеобразовательных программ дошкольного образования;
б) порядок расчета норматива подушевого финансирования основных общеобразовательных программ в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях (за исключением дошкольных);
в) порядок доведения бюджетных средств до общеобразовательного учреждения на основе норматива подушевого финансирования;
г) порядок расчета нормативов финансирования основных общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях;
г) методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджета на нормативной основе.
В законопроекте установлен статус малокомплектной школы - начальная школа до 40 человек, основная школа до 70 человек, средняя школа до 100 человек.