Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2008-2009 ГОДЫ

2. Описание реализации направления "Переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений (НПФ)"

Таблица 2.1.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2007

2008

2009

2.1. Доля муниципальных образований, общеобразовательные учреждения которых получают бюджетные средства на основе принципов НПФ,
 от общего числа муниципальных образований в Республике Алтай, в %

100

100

100

100

Основные принципы и подходы к нормативному подушевому финансированию общеобразовательных учреждений Республики Алтай.

В 2005 году был разработан, а в 2006 году был принят Закон Республики Алтай от 12 января 2006 г. N 6-РЗ "О порядке предоставления субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях Республики Алтай", которым утверждена методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций. Данный Закон являлся основой для формирования бюджета на 2006 и 2007 годы.

В норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ включены текущие расходы на оплату труда (тарифная и надтарифная части заработной платы педагогического, административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персоналов муниципальных общеобразовательных учреждений, начисления на заработную плату, компенсационные выплаты педагогическим работникам в целях содействия обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями, а также на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.

Норматив расходов на реализацию основных общеобразовательных программ в расчете на 1 обучающегося (далее норматив) определен в соответствии со ступенью образования, в разрезе городских и сельских общеобразовательных учреждений по типам и видам. Норматив рассчитан на основании Базисного учебного плана, средней стоимости часа педагогической работы по тарифным ставкам Единой тарифной сетки.

Применены коэффициенты удорожания образовательной услуги от различных факторов:

- деление классов на группы;

- наличие групп продленного дня;

- осуществление дополнительного образования;

- удорожание по видам классов: (лицейские, гимназические, коррекционные);

Использованы коэффициенты удорожания образовательной услуги на величину доплат и надбавок, на наличие национально-регионального компонента, на повышение разрядов и квалификационной категории, на содержание административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.

Применены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также дополнительно районные коэффициенты за безводность и высокогорье, северные надбавки.

Коэффициент на отчисление по Единому социальному налогу.

Установлен экономический норматив, определяющий величину учебных расходов в процентном отношении к общему размеру норматива для расчета субвенций, равному 100%. Основой формирования экономического норматива являются сложившиеся средние соотношения расходов по сельской и городской местности, составляющие структуру норматива с учетом индексации.

В существующей методике при расчете норматива применялась фактическая наполняемость класса (класса/комплекта) по каждой ступени образования муниципального образования, что свело к минимуму риск снижения финансирования основных общеобразовательных программ по муниципальному образованию, а значит, и конкретно каждого учреждения.

Отрицательным моментом является то, что эта методика направлена в основном на определение объема субвенций муниципальному образованию на реализацию общеобразовательных программ, но до каждого учреждения средства доводились по факту т.е. согласно штатному расписанию, кроме того, методика способна завышать расходы на 1 обучающегося путем снижения наполняемости классов, т.е. неспособна оптимизировать сеть и численность работников учреждений.

В настоящее время подготовлены проекты Законов Республики Алтай "О нормативах финансирования образования в Республике Алтай", включающий в себя методику расчета нормативов подушевого финансирования, и "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и дополнительного образования в общеобразовательных муниципальных учреждениях", включающий в себя методику расчета объема субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на реализацию общеобразовательных программ в общеобразовательных муниципальных учреждениях.

Законопроекты находятся на рассмотрении в Государственном Собрании Эл Курултай Республики Алтай.

Оба Закона (проекты) направлены на определение норматива подушевого финансирования, объема субвенций, а также на определение объема финансирования каждому общеобразовательному учреждению. Проект Закона Республики Алтай "О нормативах финансирования образования в Республике Алтай" устраняет недостатки действующей методики и устанавливает единый порядок расчета норматива подушевого финансирования.

Методикой данного законопроекта устанавливаются:

а) порядок расчета норматива подушевого финансирования основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

б) порядок расчета норматива подушевого финансирования основных общеобразовательных программ в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях (за исключением дошкольных);

в) порядок доведения бюджетных средств до общеобразовательного учреждения на основе норматива подушевого финансирования;

г) порядок расчета нормативов финансирования основных общеобразовательных программ в государственных образовательных учреждениях;

г) методы обязательной адаптации при переходе к формированию бюджета на нормативной основе.

В законопроекте установлен статус малокомплектной школы - начальная школа до 40 человек, основная школа до 70 человек, средняя школа до 100 человек.