3.1. С 2003 года Республика Алтай участвует в федеральном эксперименте по введению ЕГЭ. За этот период количество учебных предметов, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность сдачи ЕГЭ, увеличилось с 7 в 2003 году до 11 в 2007 году.
В 2007 году доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходивших государственную (итоговую) аттестацию не менее, чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ составила 100%; 53% выпускников сдавали ЕГЭ по трем и более учебным предметам.
С 2006 года в общеобразовательных учреждениях Республики Алтай осуществляется внешняя независимая итоговая аттестация, осуществляемая муниципальными межшкольными экзаменационными комиссиями. Доля выпускников 9-х классов, проходящих не менее, чем по двум предметам, внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую межшкольными экзаменационными комиссиями с 2006 по 2007 гг. увеличилась с 12 до 44%.
Таблица 3.1.
N п/п | Наименование показателя | По годам | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |||
факт | обязательства | |||||
3.2. | Количество учебных предметов*, по которым выпускникам общеобразовательных учреждений предоставляется возможность пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ | 11 | 11 | 12 | 12 | |
3.3. | Доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую ) аттестацию не менее, чем по двум предметам (русскому языку и математике) в форме ЕГЭ, в % | 100% | 100% | 90% | 90% | |
3.4. | Доля выпускников общеобразовательных учреждений, сдающих ЕГЭ по трем и более учебным предметам, в % | 50% | 53% | 55% | 60% | |
3.5. | Доля выпускников 9-х классов, проходящих не менее, чем по двум предметам, внешнюю независимую итоговую аттестацию, осуществляемую межшкольными экзаменационными комиссиями, в % | 12% | 44% | 72% | 90% |
Проблема качества образования в начале XXI в. встает со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и реформирования системы образования. Главная задача образовательной политики - достижение качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" от 29.12.2001 г. определены приоритетные направления развития современной школы, среди которых наиболее значимыми являются реализация вариативного разноуровневого содержания, профильная дифференциация, личностная ориентация образования, создание условий для развития личности, социального и профессионального самоопределения воспитанников, повышение доступности, качества и эффективности образования.
В Республике Алтай в 2003 г. по заказу Министерства образования и науки была разработана республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Алтай на 2004-2008 годы", утвержденная Постановлением Правительства Республики Алтай от 17 сентября 2003 г. N 261.
Один из проектов программы - "Оценка качества образования", который ориентирован на создание системы объективной оценки качества образования, позволяющей обеспечить открытость и доступность статистической информации об образовании для граждан Республики Алтай; предоставляющей каждому ребенку право выбора индивидуальной образовательной траектории и защиту от некачественных образовательных услуг; способствующей принятию адекватных управленческих решений; переходу при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений на единый государственный экзамен (ЕГЭ).
В течение трех лет (2004-2007 гг.) осуществляется реализация названного проекта, в ходе которого созданы Государственное учреждение Республики Алтай "Республиканский центр оценки качества образования" (ГУ РА "РЦОКО") и Республиканский центр обработки информации (РЦОИ), осуществляющий деятельность по методическому и техническому обеспечению введения единого государственного экзамена на территории республики. Кроме того, сотрудники РЦОИ анализируют результаты ЕГЭ, обеспечивают доступность полученной информации для широких слоев потребителей.
Проект Концепции развития системы оценки качества образования Республики Алтай
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, определяющая степень соответствия условий осуществления образовательного процесса и образовательных результатов социальным и личностным потребностям (ожиданиям).
Оценка качества образования - процесс, определяющий степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения эталонному уровню (норме качества), зафиксированному в нормативных документах и направленному на определение состояния региональной системы образования и динамики ее развития.
Система оценки качества образования Республики Алтай представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования Республики Алтай.
Концепция развития системы оценки качества образования Республики Алтай основывается на таких принципах, как: профессионализм, объективность, гласность, прозрачность, справедливость, периодичность, преемственность, подотчетность, непрерывность развития и сотрудничество.
Построение системы оценки качества образования Республики Алтай будет способствовать разработке и принятию адекватных управленческих решений по обеспечению повышения качества образования на муниципальных уровнях; повышению информированности потребителей образовательных услуг и т.п.
Основными целями системы оценки качества образования являются:
- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в Республике Алтай, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
- получение объективной информации о состоянии качества образования в Республике Алтай, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;
- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
- обеспечение доступности образования;
- принятие обоснованных управленческих решений муниципальными органами управления образованием.
Задачами системы оценки качества образования Республики Алтай являются:
- создание независимой от органов управления образованием системы оценки качества образования для повышения эффективности образовательной деятельности;
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся учреждений для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;
- оценка состояния и эффективности деятельности образовательных учреждений;