Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОГО ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2008-2009 ГОДЫ

4. Описание реализации направления "Развитие сети общеобразовательных учреждений в Республике Алтай: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства"

Таблица 4.1.

Наименование показателя

Факт

Обязательства

2006

2007

2008

2009

4.1. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, в %

30,7

64,4

68,7

70

4.2. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в пределах норм, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами

23

23,4

24

24

4.3. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в пределах норм, установленных Санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами

12

12,7

14

14,5

4.4. Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень.

44,2

47,1

51,8

57,2

Анализ ситуации.

Республика Алтай - субъект Российской Федерации, на территории которого размещены одиннадцать муниципальных образований. Площадь РА составляет 92600 квадратных километров, население 202 тысячи человек. Территориально многие населенные пункты расположены далеко друг от друга, отдалены от районных центров, большая часть дорог имеет статус грунтовых, что затрудняет процесс укрупнения общеобразовательных учреждений (ООУ). Сложный рельеф местности, наличие многочисленных горных перевалов, речных переправ, холодные затяжные зимы, частые гололедные явления - все это влияет на проведение процесса оптимизации сети ОУ, осложняет организацию подвоза детей в ООУ в рамках реализации подпрограммы Приоритетного национального проекта "Образование" "Школьный автобус".

В сельской местности расположены 195 общеобразовательных учреждений, что составляет 91,1 %. В процентном соотношении доля обучающихся в городе Горно-Алтайске составляет 20,7%, в сельской местности доля обучающихся - 75,1%; 4,2 % - обучающиеся государственных ООУ.

По статистическим данным, 11% ООУ находятся в аварийном состоянии, 12,6 % - требуют капитального ремонта, 47,8 % - оказывают образовательные услуги в приспособленных помещениях, в 19 % ООУ количество обучающихся выше количества посадочных мест по проекту, в 46,8% ООУ РА отсутствуют спортивные залы, в 70,7 % нет канализации, в 59,5% - водоснабжения, в 22% на данный момент имеется печное отопление. С целью улучшения материально-технического состояния ООУ, приведения уровня образовательного процесса в соответствие с современными требованиями разработан проект программы реструктуризации сети ООУ, находящийся в данный момент на согласовании в Правительстве Республики Алтай.

С 2001 года в республике начали проводиться мероприятия, направленные на оптимизацию сети ООУ, на обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства, на улучшение материально-технического состояния ОУ.

17 сентября 2003 года Постановлением Правительства Республики Алтай была утверждена республиканская целевая программа "Развитие образования Республики Алтай на 2004-2008 годы", в рамках которой определялась реализация мероприятий направления "Реструктуризация сети общеобразовательных учреждений Республики Алтай". В ходе реализации данных мероприятий было произведено сокращение 115 классов-комплектов, создано 4 базовых школы, ликвидированы две школы, реорганизовано 16 ООУ, открыто 6 новых зданий школ, за 2006-2007 учебный год путем присоединения дошкольных образовательных учреждений к школам было создано 28 учебно-воспитательных комплексов "Начальная школа - Детский сад".

С целью обеспечения условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства организован подвоз обучающихся в 9 сельских муниципальных образованиях в базовые и окружные ООУ, отличающиеся развитой материально-технической базой, укомплектованностью педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию по предметам базисного учебного плана, отвечающие требованиям Санитарных правил и норм, имеющие доступ в сеть Интернет.

В связи с тем, что реструктуризация сети ОУ представляет собой комплексный и многогранный процесс, охватывающий различные аспекты и направления деятельности сети ОУ, целесообразно говорить о тех аспектах рисков, которые сопровождают данный процесс.

1. Нормативно-правовые аспекты риска - неоднозначность толкования

или отсутствие нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность по реструктуризации сети ОУ.

2.Финансово-экономические аспекты риска- вероятность и объем

экономических потерь, вызванных неопределенностью, нестабильностью процесса реструктуризации.

3. Организационно-управленческие аспекты риска- возможность

возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок менеджмента, неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих ходу реструктуризации.

4. Социально-психологические аспекты риска - вероятность развития

ситуации без учета человеческого фактора.

5. Социально-педагогический аспект риска- возможность снижения

качества образовательной деятельности, изменение жизненных ценностей и мотивов.

6. Ресурсно-технологические аспекты риска - вероятность недостаточ-

ной подготовки ресурсной и технологической базы для реализации программы реструктуризации.

С целью предотвращения возникновения рисков предусмотрены пути их минимизации, включающие комплекс необходимых мер.

Актуальность программы.

Современные требования к условиям осуществления образовательного процесса предполагают совокупность требований, выполнение которых может гарантировать предоставление обучающимся качественного образования.

Только в половине ООУ Республики Алтай оборудование ООУ соответствует рекомендуемому "Перечню учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений". Это объясняется слабым материально-техническим оснащением учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов, библиотек, что не позволяет реализовывать в полном объеме программы среднего (полного) образования. В рамках модернизации системы образования в Республике Алтай была разработана и внедряется программа "Материально-техническая поддержка образовательных учреждений", цель которой - создать в ООУ современное предметно-пространственное окружение, оказать им материально-техническую поддержку.

Анализ уровня укомплектованности педагогическими кадрами, имеющими соответствующую квалификацию, по каждому из предметов базисного учебного плана показывает, что в Республике Алтай этот уровень равен 87,3%.