Программа разработана в рамках федерального законодательства и законодательства Республики Алтай, на основании анализа результатов и положительных тенденций, достигнутых по итогам выполнения предыдущих программ правоохранительной направленности. Учтены предложения исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, оценка криминогенной обстановки за предыдущий период, прогноз ее развития на последующие годы. Основные положения Программы определены исходя из стремления обеспечить наращивание усилий исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, общественных организаций, органов местного самоуправления, населения Республики Алтай в вопросах предупреждения правонарушений, охраны конституционных прав и свобод граждан.
В Программе определены ключевые направления для комплексного решения проблем предупреждения преступлений, профилактики безнадзорности несовершеннолетних, социальной адаптации в обществе при тесном взаимодействии субъектов, заинтересованных в профилактике правонарушений.
На протяжении длительного периода криминогенная обстановка в республике оценивается как стабильная и контролируемая, в период с 2006 года уровень преступности в расчете на 100 тыс. граждан в республике снизился с 313,4 до 244,1 преступлений.
Динамика общего числа преступлений на протяжении последних четырех лет имеет устойчивую тенденцию к снижению, только в 2010 году регистрируемая преступность снизилась на 15,6%.
В немалой степени стабильности в регионе способствуют систематически проводимые комплексные профилактические операции и мероприятия. Позитивное влияние на состояние криминогенной обстановки также оказывает выполнение республиканских комплексных программ правоохранительной направленности.
Принятые меры по профилактике преступлений в прошедшем году способствовали сокращению тяжких и особо тяжких преступлений (-17,1%, 1015), в том числе преступлений, против личности (-16,3%, 1455): убийств (-21,4%, 44), преступлений, связанных с причинением тяжкого вреда здоровью граждан (-6,9%, 122), грабежей (-40,7%, 134), разбоев (-9,1%, 30), краж (-11,8%, 1760), преступлений, совершенных с применением огнестрельного оружия (-26,5%).
Говоря о позитивных результатах оперативно-служебной деятельности необходимо отметить и проблемные вопросы. Несмотря на принимаемые меры, не удалось предотвратить рост преступлений, совершенных в общественных местах (+2,8%, 554), в том числе на улицах (+15,8%, 329).
Больше уровня 2009 года совершено преступных деяний в состоянии алкогольного опьянения (+33,2% с 772 до 1028).
39,0% раскрытых преступлений совершены лицами, ранее нарушившими закон (1555, -3,7%), в том числе 1360 ранее судимыми (-0,1%). 30,6% из них относятся к категории тяжких и особо тяжких деяний.
Несовершеннолетними и при их участии совершено 265 преступлений (-1,9%), при этом их доля увеличилась с 5,9% до 6,6%.
Доля тяжких и особо тяжких составов в общем массиве подростковой преступности составила 38,9% (в 2009 г. 36,3%).
Из общего числа лиц, выявленных за совершение преступлений (3131, -12,5%), 70,0% на момент совершения преступления не имели постоянного источника доходов (в 2009 г. 71,8%).
Пока остается стабильной обстановка на дорогах республики, чему в немалой степени способствовала реализация мероприятий республиканской целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Алтай на 2010 - 2012 годы". Совершенствование безопасности дорожного движения приносит свои результаты. Количество совершенных дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) сократилось на 11,1%. В них погибло 55 человек и 362 ранено (-5,2%). Меньше уровня прошлого года на 14,3% совершено ДТП по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии.
Смертность от травм при ДТП в Республике Алтай занимает 3 место в общей структуре смертности от травм. За 10 месяцев 2011 года в результате ДТП погибло 38 пострадавших, более 548 получили ранения различной степени тяжести. Для сравнения можно привести статистику по России 12,3 случаев на 100 000 населения, 23,2 случаев смерти на 100 000 населения в Республике Алтай. Данный показатель значительно увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составил 138 %.
Тяжесть травм, а вместе с тем и смертность резко увеличивается в весенне-летний период, когда значительно увеличивается количество автотранспорта на дорогах. Это имеет очень большое значение для Республики Алтай, так как в туристский сезон в Республику Алтай въезжает более 1 миллиона автотуристов. С развитием туризма, появлением новых туристских комплексов в Республике Алтай и по соседству - особой экономической зоны в Алтайском крае, приводит к еще большему увеличению количества автотуристов в весенне-летний период, вместе с тем – к увеличению ДТП, в том числе со смертельным исходом.
Для ДТП имеет важнейшее значение своевременно оказать первую помощь в виде само- и взаимопомощи. Для этого необходимо обучать население приемам оказания первой помощи. Имеет большое значение сокращение времени прибытия бригад скорой медицинской помощи, для этого необходимо развивать трассовую службу на автомобильной дороге федерального значения М - 52 "Чуйский тракт". По статистике при тяжелых ДТП из погибших - на месте погибают около 30% пострадавших, еще 30% - погибает в течение первого часа. Поэтому очень важное значение приобретает наличие в достаточном количестве санитарного транспорта в системе скорой медицинской помощи, оснащенного необходимым оборудованием, набором медикаментов для оказания экстренной и медицинской помощи, медицинским персоналом, владеющим методами оказания экстренной медицинской помощи.
Обучение населения приемам оказания первой помощи при травмах (прежде всего в ДТП), обучение в обязательном порядке сотрудников специальных подразделений приемам оказания первой помощи, приобретение санитарного транспорта, оснащение автомобилей скорой медицинской помощи средствами связи, необходимым оборудованием для проведения реанимации и медицинской эвакуации тяжелых пострадавших в ДТП, наличие хорошо обученного медицинского персонала, укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения Республики Алтай, расположенных вблизи автомобильной дороги федерального значения М - 52 "Чуйский тракт"– значительно сократит смертность населения при ДТП.
Вместе с тем, ситуация на дорогах остается сложной. Поправки, внесенные в КоАП РФ Федеральным законом от 24 июля 2010 года N 210-ФЗ и предусматривающие усиление административной ответственности за управление транспортными средствами в пьяном виде, позволили на первоначальном этапе снизить количество и тяжесть ДТП практически в 2 раза. Однако в настоящее время общая аварийность на автотранспорте возросла вдвое.
Анализ общественно-политической и криминогенной обстановки позволяет сделать вывод о том, что Республика Алтай достаточно стабильный регион, однако имеется ряд проблем, требующих незамедлительного комплексного решения.
Не теряет своей актуальности проблема пьянства и роста преступлений, совершенных лицами в состоянии алкогольного опьянения (+ 33,2 % или каждое четвертое преступление, совершенное в 2010 году).
Немалое влияние на это оказывает отсутствие должного взаимодействия субъектов профилактики, а точнее сосредоточение практически всех обязанностей по предупреждению алкоголизма в органах внутренних дел.
Не решаются должным образом и проблемы профилактики повторной преступности, о чем свидетельствует тот факт, что каждое третье преступление (39%) совершается лицами, имеющими криминальное прошлое.
Остается напряженной и ситуация, связанная с подростковой преступностью. Из 205 несовершеннолетних участников преступлений - 123 или 60% учащиеся общеобразовательных учебных заведений. Особую озабоченность вызывает рост таких преступлений как: убийства, умышленное причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, неуклонно растет количество краж, совершенных подростками.
Это обуславливает необходимость разработки и принятия комплексной программы мер, направленной на совершенствование профилактической деятельности, объединение усилий органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай, правоохранительных и контролирующих структур, придание системного характера этой работе, с учетом накопительного опыта, специфики территории, ведомственных и межведомственных интересов.