Основной проблемой межбюджетных отношений в Республике Алтай является недостаточность системного, комплексного подхода к формированию финансовых взаимоотношений республиканского бюджета с бюджетами муниципальных образований Республики Алтай.
Осуществленная на федеральном уровне реформа федеративных отношений, в том числе по разграничению полномочий, доходных источников, упорядочения административно-территориального состава субъектов Российской Федерации, поставила новые задачи для Республики Алтай в части организации наиболее эффективной системы межбюджетных отношений в регионе с учетом требований законодательства.
Следует отметить, что решение множества вопросов, в первую очередь касающихся стабилизации доходной базы муниципалитетов, исключения возможности образования "нефинансируемых мандатов" во многом тормозилось по объективным причинам внешнего характера.
Так, ежегодные изменения налогового и бюджетного законодательства, приводящие к значительным колебаниям доходной базы региона и муниципалитетов, постоянная корректировка методических подходов к распределению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, решения об изменении источников финансирования расходных обязательств, повышение заработной платы работников бюджетной сферы, не позволяли в предшествующие годы воспользоваться преимуществами эффективной системы организации отношений между уровнями бюджетной системы.
Требования сегодняшнего дня только в части формирования и распределения межбюджетных трансфертов из бюджета Республики Алтай в бюджеты муниципальных образований трех типов (муниципальные районы, городские округа и поселения) обуславливают необходимость реализации сложного плана мер по изменению действующих подходов.
Проблемы в системном, комплексном подходе к формированию межбюджетных трансфертов приводят к следующим последствиям:
- недостаточная стабильность и предсказуемость распределения и представления межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями;
- недостаточная координация различных форм финансовой поддержки муниципальных образований, предоставляемой из бюджета Республики Алтай;
- недостаточная эффективность мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов.
В целях обеспечения стабильности и предсказуемости распределения и представления межбюджетных трансфертов по муниципальным образованиям, а также повышения степени координации различных форм финансовой поддержки муниципальных образований, предоставляемой из бюджета Республики Алтай необходимо осуществить внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения межбюджетных трансфертов путем как совершенствования существующих методик распределения межбюджетных трансфертов, так и формализации распределения и предоставления межбюджетных трансфертов, распределяемых ранее не по утвержденным методикам.
Повышение эффективности мер по обеспечению сбалансированность местных бюджетов требует своевременное представление межбюджетных трансфертов, заключение соглашений об оздоровлении муниципальных финансов, проведение контроля соблюдения органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета.