ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2011 года N 334
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2012-2014 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.09.2013 N 251; НГР:ru02000201300672}
Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 16 сентября 2011 года N Пр-2736 по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 года Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Модернизация педагогического образования в Республике Алтай на 2012-2014 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Антарадонова Ю.В.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай от 18 ноября 2011 года N 334
Наименование Программы | Региональная программа "Модернизация педагогического образования в Республике Алтай на 2012-2014 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки | Поручение Президента Российской Федерации от 16 сентября 2011 года "О перечне Поручений Президента РФ по итогам заседания Комиссии при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 31 августа 2011 года" |
Государствен-ный заказчик | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Разработчик | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Цель - обновление системы педагогического образования Республики Алтай в условиях модернизации российского образования. |
Сроки и этапы реализации | Срок реализации Программы ? 2012-2014 годы. |
Перечень основных мероприятий | В рамках Программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий: |
Объемы и источники | Реализация Программы осуществляется в рамках средств, выделяемых на финансирование текущей деятельности государственного заказчика и исполнителей Программы |
Система организации контроля над | Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай осуществляет проверку хода реализации |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы | В качестве результатов решения задач ожидаются следующие качественные показатели реализации Концепции: |
В современных условиях система образования становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность, развитие институтов гражданского общества. Уровень образования населения является обязательным условием прогресса общества и экономики.
В настоящее время определены перспективы социально-экономического развития региона до 2028 года. Образование как критерий общественного развития составляет основу нового уровня жизни республики и является важнейшей базой экономической мощи региона. Педагогическое образование, будучи составляющей частью системы образования, выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, профессионального образования. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций, что является немаловажным фактором развития региона.
Одной из острейших проблем современного образования является относительно невысокий уровень заработной платы педагогов. Неизбежным результатом этого стал кризис, который выражается в изменении качественного состава педагогических кадров, падении престижа профессии учителя. В связи с этим объективно возрастает роль педагогического образования как системообразующей отрасли, формирующей основу кадрового потенциала республики. Кадровая составляющая в регионе требует новых подходов к подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогов, их социальной поддержки.
В учреждениях образования республики в настоящее время работает 3875 учителей, из них с высшим образованием 76%, со средним специальным 23%, с начальным профессиональным 0,5%, с общим средним 0,5%. Высшую квалификационную категорию имеют 12,7%, первую 38,3%, вторую 49%. В республике сохраняется устойчивая тенденция "старения" педагогических кадров: доля работающих учителей-пенсионеров составляет 13% от общего количества учителей, специалистов моложе 25 лет - 7,1%, средний возраст работающих учителей - 42 года.
В образовательных учреждениях, предоставляющих услуги дошкольного образования работают 932 педагога. Из них имеют высшее педагогическое образование - 390 (42%), среднее специальное или педагогическое образование – 479 (51%), работают без специального или педагогического образования – 63 (7%). Из 932 педагогов квалификационную категорию имеют – 621 человек (67%).
Подготовка педагогических кадров в республике осуществляется на базе Горно-Алтайского государственного университета и Горно-Алтайского педагогического колледжа. В 2011 году закончили Горно-Алтайский государственный университет по специальностям педагогического образования и Горно-Алтайский педагогический колледж 542 молодых специалиста, из них трудоустроились в школах республики 194, что составляет 36% от общего выпуска. Это не возместило полностью потребности образовательных учреждений в квалифицированных специалистах из-за низкой заработной платы и недостаточной ориентированности на педагогическую деятельность. Общий дефицит педагогических работников на 1 сентября 2011 года составил 2%. На начало 2011-2012 учебного года остались открытыми 83 вакансии. Не хватает учителей иностранного языка, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, информатики, ИЗО и музыки, физической культуры, трудового обучения, преподавателей-организаторов основ безопасности жизнедеятельности, педагогических работников дошкольного образования. Наибольшее количество вакантных мест в учреждениях образования муниципальных образований "г. Горно-Алтайск", "Шебалинский район", "Усть-Коксинский район".
На местах проблема решается путем увеличения педагогической нагрузки, возвращения учителей на педагогическую работу из других отраслей, а также трудоустройства учителей-переселенцев из других регионов.
Проблемой остается текучесть кадров, особенно молодых специалистов. Здесь могут быть как объективные причины, так и некачественный подбор кадров.
С учетом перечисленных проблем назрела необходимость разработки и реализации перспективной программы, предусматривающей комплекс мер, направленных на изменение коренным образом ситуации в системе образования республики, превращение ее в одну из ведущих и определяющих форм общественной жизни, а профессию учителя, воспитателя - в одну из самых престижных и общественно значимых. Отсутствие программной поддержки воспроизводства педагогических кадров со стороны государства в создавшихся условиях может привести к снижению инновационной направленности экономического роста Республики Алтай.
Система педагогического образования Республики Алтай должна выйти на новый уровень, отвечающий требованиям модернизации российского образования, что обуславливает необходимость глубоких преобразований в системе региональной подготовки педагогических кадров, с учетом следующих проблем:
отсутствие эффективного механизма повышения качества подготовки и переподготовки педагогических кадров;
наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования и требованиями, предъявляемыми в настоящее время государством, обществом и школой к личности и уровню профессиональной компетентности педагога;
отсутствие научно обоснованного долгосрочного прогноза потребностей рынка образовательных услуг, запросов личности и общества;
слабая материально-техническая база и недостаточное программное и научно-методическое обеспечение информационной подготовки и переподготовки педагогических кадров;
низкая активность участия образовательных учреждений в конкурсах научных проектов, недостаточный уровень поддержки и стимулирования развития научных направлений в системе педагогического образования.
Анализ обозначенных проблем развития регионального педагогического образования положен в основу ведущих положений Программы модернизации педагогического образования в Республике Алтай.
Основной целью настоящей Программы является обновление системы педагогического образования Республики Алтай в условиях модернизации российского образования.
В рамках настоящей Программы должны быть решены задачи:
1. Развитие системы прогнозирования изменений потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования Республики Алтай.
2. Уточнение перечня специальностей, специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.
3. Разработка механизмов трудоустройства и закрепления выпускников ГАПК и ГАГУ в образовательных учреждениях Республики.
4. Совершенствование системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования.
5. Корректура финансово-экономических механизмов поддержки и стимулирования деятельности педагогических работников системы образования Республики Алтай.
Реализация данной Программы рассчитана на 3 года - 2012 - 2014 годы.
Программа реализуется в один этап.
Все программные мероприятия, направленные на модернизацию системы педагогического образования в Республике Алтай, сгруппированы по разделам, ориентированы на достижение цели, подкреплены необходимыми источниками, объемами финансирования и отражены в приложении N 2 к настоящей Программе.
Мероприятия настоящей Программы реализуются за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, средств внебюджетных источников, согласно приложениям N 3,4 к настоящей Программе.
Государственным заказчиком выступает Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай.
Государственный заказчик несет ответственность за своевременную реализацию Программы, а также обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию, проводит мониторинг эффективности, реализуемых мероприятий программы, ежегодно уточняет показатели и размеры затрат на выполнение мероприятий программы с учетом выделяемых средств, в случае необходимости в установленном порядке подготавливает предложения по внесению изменений в перечень мероприятий Программы на очередной финансовый год.
При реализации Программы необходимо учитывать:
направленность мероприятий на достижение результатов, оцениваемых на основе социально-экономических показателей;
направленность мероприятий на модернизацию педагогического образования Республики Алтай на основе системных изменений в сфере образования;
комплексный подход, включающий проектно-аналитическое обоснование, научно-методическое сопровождение, апробацию, распространение результатов мероприятий, нормативно-правовое обеспечение, формирование кадрового потенциала, использование информационно-коммуникативных технологий и материально-техническое обеспечение.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели, согласовывает сроки и затраты по программным мероприятиям, объемы и источники финансирования.
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай осуществляют контроль над ходом реализации Программы.
Реализация Концепции Программы предполагает решение всех ее поставленных задач.
В качестве результатов решения задач ожидаются следующие качественные показатели реализации Концепции:
эффективная система прогнозирования изменений потребности в педагогических кадрах;
наличие спектра специальностей, специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, реализуемых в республиканских учреждениях системы педагогического образования;
разработанный механизм трудоустройства и закрепления выпускников ГАПК и ГАГУ в образовательных учреждениях республики;
увеличение доли трудоустроенных выпускников ГАПК и ГАГУ (педагогических специальностей);
доля молодых специалистов, проработавших в образовательных учреждениях республики не менее трех лет, в общем числе молодых специалистов, приступивших к работе в образовательных учреждениях республики;
обновленная система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации российского образования;
рост доли педагогических и руководящих работников сферы образования, своевременно прошедших курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, в общем числе нуждающихся в данной услуге;
количество разработанных программ обучения, переподготовки и повышения квалификации;
количество методических рекомендаций по модернизации педагогического образования;
усовершенствованный финансово-экономический механизм поддержки и стимулирования деятельности педагогических работников в условиях региональных образовательных учреждений;
увеличение доли учебников, учебно-методических пособий, изданных в течение последних пяти лет в библиотечном фонде учреждений;
программное обеспечение ГАПК, Института повышения квалификации работников образования Республики Алтай (далее - ИПКРО);
увеличение доли исследователей приоритетных научных направлений в системе регионального педагогического образования;
увеличение доли преподавательского состава высшей квалификационной категории;