ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2009 года N 300
О ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР СНИЖЕНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ НА РЫНКЕ ТРУДА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В 2010 ГОДУ
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 26.05.2010 N 82, НГР:ru02000201000150;
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.08.2010 N 187, НГР:ru02000201000298;
Постановление Правительства Республики Алтай от 02.09.2010 N 193, НГР:ru02000201000305;
Постановление Правительства Республики Алтай от 21.12.2010 N 304, НГР:ru02000201000606}
В соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Правительство Республики Алтай постановляет :
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 21.12.2010 N 304, НГР:ru02000201000606}
Утвердить прилагаемую Программу дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году.
Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай Ю.В. Антарадонов
ПРОГРАММА дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году
г. Горно-Алтайск
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.08.2010 N 187, НГР:ru02000201000298;
Постановление Правительства Республики Алтай от 02.09.2010 N 193, НГР:ru02000201000305;
Постановление Правительства Республики Алтай от 21.12.2010 N 304, НГР:ru02000201000606}
Наименование Программы | Программа дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; |
Государственный заказчик Программы | Правительство Республики Алтай |
Разработчик Программы | Комитет занятости населения Республики Алтай |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников |
Срок и этапы реализации Программы | Программа реализуется в течение 2010 года в один этап |
Перечень основных мероприятий Программы | Программа содержит следующие мероприятия: |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы в 2010 году - 134663,16 тыс. рублей, в том числе: |
Система организации контроля над исполнением Программы | Министерство экономического развития и инвестиций Республики Алтай с участием Министерства финансов Республики Алтай, Комитета занятости населения Республики Алтай, привлеченных независимых экспертов имеет право проводить контрольные проверки хода реализации целевой программы |
Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы | 1) прохождение профессиональной переподготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии) - не менее 94 работников организаций, находящихся под риском увольнения; |
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 19.08.2010 N 187, НГР:ru02000201000298;
Постановление Правительства Республики Алтай от 02.09.2010 N 193, НГР:ru02000201000305}
На рынке труда Республики Алтай сохраняются негативные тенденции, свидетельствующие об ухудшении экономической ситуации в организациях различных видов экономической деятельности:
рост численности сокращенных из организаций работников, увеличивается количество организаций, планирующих и проводящих увольнение работников: на 1 ноября текущего года 276 организаций предупредили о высвобождении 1336 человек;
активное введение режимов неполной занятости в организациях: 1392 человека работают неполное рабочее время по инициативе работодателя.
Динамика численности безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения, за январь-октябрь 2009 года свидетельствует о росте уровня зарегистрированной безработицы к маю до 5,1%, а с июня по октябрь в связи с реализацией Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2009 году (далее - Программа) происходит снижение с 4,7% до 3,5%. Уровень зарегистрированной безработицы на 1 ноября 2009 года превышает значение показателя на 1 января 2009 года на 0,1%, численность безработных граждан составила 3425 человек.
Также в текущем году отмечается рост числа граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости в поиске работы за январь - октябрь месяцы обратилось 20698 человек, что на 43,3% больше к аналогичному периоду 2008 года .
Принятые меры в связи с реализацией Программы в 2009 году и ведомственной целевой программы "Содействие занятости населения Республики Алтай на 2008 - 2009 годы" (далее - Ведомственная целевая программа), утвержденной приказом Комитета занятости населения Республики Алтай от 23.10.2007 N 33 позволили избежать резкого нарастания напряженности на рынке труда. Пик напряженности пришелся на март-апрель, когда более 11 человек претендовали на одно вакантное место, на конец октября напряженность на рынке труда республики составляет 5,8 человека на одну вакансию.
Мероприятиями Программы были охвачено 4759 человек при плановом показателе 4047 человек, в том числе по направлениям:
опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) при плане 201 человек направлено 229 человек;
организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения при плане 3000 человек направлено 3455 человек, в том числе на стажировку при плане 210 выпускников направлен 225 выпускников;
содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан при плане 846 человек открыли собственное дело 850 безработных граждан.
За счет финансовых средств Программы, предусмотренных в объеме 121363,2 тысяч рублей, по состоянию на 14 декабря 2009 года заключено 1502 договоров на сумму 121363,2 тысяч рублей, использование которых на мероприятия по снижению напряженности на региональном рынке труда позволило снизить уровень зарегистрированной безработицы.
Реализация Ведомственной целевой программы позволила за 10 месяцев 2009 года создать 4559 временных рабочих места, трудоустроить 3242 несовершеннолетних граждан, направить на профессиональное обучение 2216 человек.
Указанные выше меры позволили стабилизировать ситуацию на рынке труда.
По прогнозам, в 2009 году ожидается ухудшение ситуации в ноябре -декабре месяцах в сфере занятости и на рынке труда. По предварительной оценке, численность трудоустроенных граждан, в том числе на временные рабочие места, в организациях республики может сократиться в связи с окончанием временных работ по Программе, сезонных работ в отраслях сельского и лесного хозяйства, а также за счет роста численности сокращенных из организаций работников. Вследствие действия данных факторов ожидается рост численности безработных граждан к концу года до 4,5% к численности экономически активного населения.
Сокращение штатной численности в организациях республики повлечет за собой снижение количества вакантных рабочих мест, "сужение" вариантов занятости, особенно в сельской местности. Проблема усугубляется изолированностью локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов. В связи с этими особенностями основные мероприятия Программы дополнительных мер снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году планируется реализовать с учетом данных факторов.
В республике 11 муниципальных образований: город Горно-Алтайск с численностью постоянного населения 54,0 тысячи человек (26% от численности населения республики) и 10 сельских муниципальных образований, где проживает 74% постоянного населения республики. Основными видами занятости населения сельских районов является работа в организациях сельскохозяйственной, лесной отрасли, объемы производства которых составляет более 20% валового регионального продукта республики.
Основными сельхозтоваропроизводителями являются сельхозпредприятия, личные подсобные хозяйства населения, крестьянско-фермерские хозяйства. В первую очередь, ухудшение ситуации отразится на жителях сельской местности, особенно тех населенных пунктов, где предприятия АПК являются системообразующими. Сокращение занятых приведет к невозможности их дальнейшего трудоустройства из-за отсутствия других производств. Проблема усугубляется тем, что в населенных пунктах варианты занятости и количество вакантных рабочих мест очень незначительны. К тому же влияние оказывает и территориальная удаленность от основных рынков труда и занятости: в районных центрах расположены организации сферы жилищно-коммунального хозяйства и дорожно-эксплуатационные предприятия, предложение вакансий в которых сократилось. В условиях дефицита свободных рабочих мест, когда вакансии в основном сосредоточены в крупных населенных пунктах (районных центрах), это может привести к негативным последствиям.
При этом наиболее критическая ситуация может сложиться в сельских районах, где, во-первых, в населенных пунктах имеются крупные организации (системообразующие предприятия), в которых сосредоточены основные трудовые ресурсы, как например, в Усть-Коксинском районе системообразующие предприятия СПК "Амурский", СПК "Абайский", в Усть-Канском районе СПК "Талица" и другие примеры; во-вторых, в трудоизбыточных - преимущественно сельскохозяйственных, лесных и северных районах как, например, Улаганский, Чойский, Кош-Агачский, Онгудайский и другие районы.
Особую сложность представляет вопрос трудоустройства такой категории граждан, как инвалиды, так как рабочие места для них могут быть обычными или специально созданными. В первом случае к рабочим места предъявляются обычные условия труда, на которые можно трудоустроить только инвалидов третьей группы. Специально созданные условия труда - это интегрированные рабочие места для инвалидов, которые требуют дополнительных финансовых затрат работодателя по их оснащению из-за чего работодатели не заинтересованы в их создании и оснащении.
По данным федерального государственного учреждения "Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Республике Алтай" в 2009 году индивидуальные программы реабилитации инвалидов с показаниями к трудоустройству получили 1737 человек, из которых за январь-ноябрь 2009 года в службу занятости в поисках работы обратилось 663 инвалидов, из них трудоустроено 320 человека; статус безработного на 1 ноября текущего года имеют 209 инвалидов.
Необходимо принятие дополнительных мер, способствующих снижению напряженности на республиканском и локальных (муниципальных) рынках труда, для решения следующих задач:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
3) стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений;
4) содействие трудоустройству инвалидов;
5) содействие самозанятости безработных граждан.
Решение вышеуказанных задач осуществляется в рамках Программы снижения напряженности на рынке труда Республики Алтай в 2010 году:
повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения будет осуществляться путем организации опережающего обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, способствующим занятости работников на предприятии по новой профессии или после повышения имеющейся квалификации;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест, организация общественных работ и временной занятости для работников, находящихся под риском увольнения, способствующие сохранению кадрового состава организаций, а также, в условиях ограниченных возможностей трудоустройства, необходимо создание временных рабочих мест для незанятых граждан;
стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений предполагает проведение мероприятий по временному трудоустройству выпускников в организациях с возмещением работодателю затрат на выплаты за наставничество и стажеру, для последующего трудоустройства на постоянные рабочие места и повышению их конкурентоспособности на рынке труда;
создание и оснащение рабочих мест для инвалидов предполагает осуществление мероприятий, стимулирующих работодателей в оснащении и создании рабочих мест для указанной категории граждан, способствующих социальной защищенности граждан особо нуждающихся в социальной защите;
развитие предпринимательских инициатив незанятого населения будет способствовать самозанятости безработных граждан в условиях изолированности локальных рынков труда вследствие территориальной удаленности населенных пунктов.
Дополнительной мерой, обеспечивающей повышение занятости населения республики, является сокращение численности привлекаемых иностранных работников. С учетом сложившейся ситуации на рынке труда направлены предложения в Минздравсоцразвития России по снижению квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Республике Алтай с 2758 до 1750 работников в 2009 году и установление квоты на 2010 год в 1465 работников.
2.1. Основной целью Программы является принятие превентивных мер по снижению негативных социально-экономических последствий и предупреждению роста безработицы в Республике Алтай.
2.2. Основными задачами определены:
1) повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения;
2) стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
3) стажировка в целях приобретения опыта работы выпускников образовательных учреждений;
4) содействие трудоустройству инвалидов;
5) содействие самозанятости безработных граждан.
2.3. Программа реализуется в течение 2010 года в один этап.
Система программных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в Республике Алтай приведена в приложении N 1 к Программе.
По задаче 1 "Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения" предполагается организация опережающего профессионального обучения работников в случае простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников (далее - в случае угрозы массового увольнения). Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы профессионального обучения приведены в приложении N 1.1. к Программе.