ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 сентября 2011 года N 258
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2011 - 2016 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.12.2012 N 307; НГР:ru02000201200901;
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 389 НГР:ru02000201300945}
В целях выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего консолидацию интересов государства, общественных объединений и негосударственных некоммерческих организаций, Правительство Республики Алтай постановляет :
Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай на 2011-2016 годы".
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай Ю.В. Антарадонов
I. ПАСПОРТ республиканской целевой программы
{Изменения:
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.12.2012 N 307; НГР:ru02000201200901}
Наименование | Республиканская целевая программа "Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай на 2011 - 2016 годы" (далее – Программа) |
Основание для разработки целевой программы | Федеральный закон от 6 октября 1999 года |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай, муниципальные образования Республики Алтай (по согласованию) |
{В редакции: | |
Разработчик (разработчики) целевой программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Цель и задачи целевой программы | Цель: повышение доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам в Республике Алтай. |
Сроки и этапы (в случае разделения на этапы) реализации целевой программы | Программа реализуется в один этап в течение 2011-2016 годов |
Перечень подпрограмм или основных мероприятий | В рамках Программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий: |
"Объём и источники финансирования | Общий объём финансирования составляет 53292 тыс. рублей. |
{В редакции: | |
Система организации контроля за исполнением целевой программы | Организация управления и контроля возлагается на Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Ожидаемые показатели эффективности реализации программы | Ожидаемыми показателями эффективности Программы являются: |
Экономическая, социальная, внутренняя и внешняя политика Российской Федерации разрабатывается в результате сложного взаимодействия самых разных общественных групп. Следование законным интересам и учет мнений всех граждан России, независимо от их национальности, религиозных, политических и иных убеждений, - это обязанность государства, это обязанность демократического государства.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Алтай на 1 января 2011 года в Республике Алтай зарегистрировано 238 общественных объединений, которые осуществляют уставную деятельность по различным направлениям общественной жизни: объединения профсоюзов, инвалидов, ветеранские, правозащитные, молодежные организации. В республике уже накоплен немалый опыт по формированию механизма взаимодействия органов государственной власти и некоммерческих организаций.
Общественные организации являются проводником обратной связи между населением и органами исполнительной власти республики. При их помощи органы исполнительной власти республики получают информацию об эффективности своих действий, сокращают разрыв между властью и обществом, снижают социальную напряженность, беря на себя функцию резонатора, смягчают протестный потенциал населения. Представители общественности принимают активное участие в работе коллегиальных консультативно-совещательных органах. Они способны не только профессионально участвовать в решении республиканских проблем, оказывать качественные социальные услуги населению, но и выражать интересы граждан, организовывать их на самостоятельное решение таких проблем.
В настоящее время в Республике Алтай проживает более 28 тысяч инвалидов, 30,3 тысячи пожилых граждан, 40,8 тысяч семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитываются 58 тысяч детей. К сожалению, жизнь этих категорий граждан продолжает оставаться сложной. Такие проблемы, как недостаток специальных современных приспособлений для передвижения, сложность получения образования, недостаток рабочих мест и многие другие проблемы лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни.
Пожилому возрасту присущи свои специфические проблемы: ухудшение состояние здоровья, снижение способности к самообслуживанию, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса, снижение мобильности, что обусловливает потребность в посторонней помощи. Изменения функциональных возможностей пожилых людей ограничивают их "социальный круг", приводят к нарушениям психологического состояния, раздражительности, неудовлетворенности своим положением в обществе. Очень важно создавать благоприятную психоэмоциональную атмосферу в общении пожилых людей, так как не всегда люди преклонного возраста в силу определенных черт характера, состояния здоровья могут самостоятельно вступать в новые социальные связи.
Отрадно отметить, что за последние три года в связи с ростом рождаемости в республике наблюдается рост численности детей и семей с несовершеннолетними детьми. По сравнению с 2007 годом количество семей с несовершеннолетними детьми увеличилось на 10% (на начало 2008 года семей с детьми проживало 36,8 тыс. сем.). Количество детей за аналогичный период увеличилось на 3% (на 01.01.2008 г. - 56,3 тыс. детей).
Растет число многодетных семей с несовершеннолетними детьми, за последние три года рост составил 18% (с 3790 семей в 2007 г. до 4636 семей в 2011 г.). Соответственно возросло количество детей в данных семьях на 26% (с 12509 детей в 2007 г. до 16879 детей в 2011 г.).
Положительная динамика в численности семей с несовершеннолетними детьми является прямым следствием мероприятий, проводимых как на федеральном, так и на региональном уровне по поддержке семей с детьми.
Вместе с тем количество неполных семей за последние три года возросло на 15% (в 2007 г. - 8918 семей, в 2011 г. – 10465 семей). Количество воспитывающихся в них детей увеличилось на 25% (в 2007 г. - 11,6 тыс. детей, в 2011 г. – 14,5).
В последние годы происходят изменения в семейно-брачных отношениях, наблюдается рост числа семей, состоящих из одной брачной пары - неполных семей. Это свидетельствует о кризисе семьи, как ячейки общества, о ослаблении института семьи. Растет социальное сиротство, когда дети становятся сиротами при живых родителях.
Огромную роль в решении проблем указанных категорий граждан играют общественные организации, осуществляющие работу по укреплению института семьи, по пропаганде семейных ценностей, здорового образа жизни, по профилактике социального сиротства и поддержке многодетных и неполных семей, по поддержке инвалидов и пожилых граждан.
В условиях бюджетного дефицита участие государства в решении проблем граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации всегда будет ограничено ресурсами. Поэтому особую актуальность приобретает объединение усилий правительственных органов, предпринимательских структур и некоммерческих организаций, в формировании и реализации социальных программ. И в Республике Алтай в условиях недостаточного финансирования социальной сферы также необходимо развивать механизмы, позволяющие обеспечить максимальный эффект от вложения этих средств. Одним из способов является распределение финансовых ресурсов на конкурсной основе среди социально ориентированных некоммерческих организаций, эффективно работающих в социальной сфере. В результате открытых конкурсов финансовые средства на реализацию социальных проектов получают организации, представившие наиболее эффективное решение социальных проблем, деятельность которых направлена на оказание услуг наиболее незащищенным слоям населения и формирование благоприятной социальной среды в республике. Кроме того, проведение конкурсов социальных проектов стимулирует организации применять проектный подход к деятельности, что повышает эффективность их работы.
Содействие некоммерческим организациям в решении этих задач в республике ежегодно осуществляется в рамках мероприятий республиканских целевых программ "Социальная поддержка инвалидов в Республике Алтай на 2010-2014 годы" и "Демографическое развитие Республики Алтай на 2010-2015 годы". Посредством целевых программ поддержаны инициативы общественных организаций по защите прав детей, инвалидов, ветеранов боевых действий, ветеранов Великой Отечественной войны, пенсионеров и других социально незащищённых граждан. Правительством Республики Алтай поддерживаются инициативы социально ориентированных общественных организаций, включая ветеранов и инвалидов. Эти организации принимают самое активное участие в решении сложнейших задач, стоящих перед исполнительной и законодательной властью республики, органами местного самоуправления, в решении социальных проблем старшего поколения и инвалидов, в военно-патриотическом воспитании молодежи, выполняют роль посредника между органами исполнительной власти и населением республики, организуют публичный диалог с органами государственной власти республики по основным ключевым вопросам развития республики, защиты социально-экономических, гражданских, трудовых прав и свобод лиц старшего поколения.
С 2002 по 2010 годы республиканские общественные объединения проходили конкурсный отбор и получали финансовую государственную поддержку в виде грантов на общую сумму от 400 до 800 тысяч рублей ежегодно. В результате реализации проектов только в 2010 году было проведено более 20 различных мероприятий ("круглые столы", конференции, конкурсы, туристические слёты и другое).
В то же время проявились проблемы во внутреннем развитии общественных объединений. Бурный рост общественных инициатив в предшествующий период был напрямую связан с личностным самоопределением лидеров и активистов этих объединений. Это привело к тому, что деятельность многих общественных объединений имеет краткий жизненный цикл - до момента интеграции лидеров в иные масштабные социальные, бизнес - или государственные процессы. Данная проблема является объективной и достигнутые на настоящий период количественные результаты требуют принятия новых качественных системных подходов и решений со стороны государства, устанавливающих новые форматы взаимодействия органов власти и общества. Слабое развитие имеют общественные движения в муниципальных образованиях Республики Алтай. Не получили значимого в обществе развития добровольческое и волонтерское движения.
Эффективным механизмом решения вышеизложенных проблем является формирование республиканской целевой программы "Развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай на 2011-2016 годы". Применение программно-целевого метода предоставит возможность координировать действия некоммерческого сектора в сфере государственно-общественных отношений и формирования в Республике Алтай отношений, свойственных гражданскому обществу. Это позволит устранить дублирование действий некоммерческих организаций и создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами.
Программно-целевой метод позволит оперативно применять эффективные механизмы реализации Программы. Действие этих механизмов позволяет внедрить проектные методы управления Программой. Также его применение стимулирует органы местного самоуправления к взаимной с некоммерческими объединениями бюджетной ответственности в реализации Программы.
Применение программно-целевого метода обеспечивает адресность вложения государственных средств, разработку инновационных для современной России подходов в становлении гражданского общества, устойчивое развитие и функционирование инфраструктуры гражданских отношений в местных сообществах.
Кроме того, принятие Программы позволит привлекать средства из внебюджетных источников и активнее содействовать позитивным изменениям в социальной сфере Республики Алтай.
Основная цель Программы: повышение доступности социальных услуг, предоставляемых гражданам в Республике Алтай.
Задачи: расширение объёмов услуг, предоставляемых социально ориентированными некоммерческими организациями;
создание рабочих мест в секторе некоммерческих организаций;
расширение добровольческого участия граждан в деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций;
увеличение количества участников традиционных социально значимых мероприятий, проводимых социально ориентированными некоммерческими организациями;
формирование эффективных механизмов предоставления финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям;
развитие конкуренции в области предоставления социальных услуг.
Программа реализуется в один этап в течение 2011 - 2016 годы.
Все мероприятия Программы сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение цели, определены источники финансирования и отражены в приложении N 1 к Программе.
Финансовое обеспечение Программы составит 53592 тыс. рублей из средств федерального бюджета (справочно), республиканского бюджета Республики Алтай, местного бюджета Республики Алтай, в том числе по годам:
2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 | 2015 год | 2016 год | Итого: | |
Объемы финансовых затрат, в том числе: | 2570,0 | 7752,0 | 10492,0 | 10752,0 | 11104,0 | 10622,0 | 53292,0 |
федеральный бюджет (справочно) | 0,0 | 4702,0 | 4702,0 | 4702,0 | 4702,0 | 4702,0 | 23510,0 |
республиканский бюджет | 2570,0 | 3050,0 | 4385,0 | 4505,0 | 4760,0 | 4770,0 | 24040,0 |
местный бюджет | - | - | 1405,0 | 1545,0 | 1642,0 | 1150,0 | 5742,0; |
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.12.2012 N 307; НГР:ru02000201200901}
Мероприятия Программы реализуются в соответствии со сроками исполнения.
Министерство труда и социального развития Республики Алтай осуществляет руководство по реализации Программы, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы, анализирует и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, уточняет размер затрат на реализацию программных мероприятий на очередной финансовый год.
Финансирование расходов на развитие социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных Министерству труда и социального развития Республики Алтай на соответствующий финансовый год, для дальнейшего финансирования и предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай в соответствии с Законом Республики Алтай от 23 ноября 2011 года N 78-РЗ "О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Алтай.
{В редакции:
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.12.2012 N 307; НГР:ru02000201200901}
Управление Программой осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство труда и социального развития Республики Алтай и Министерство финансов Республики Алтай.