ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2009 года N 253
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2010-2012 ГОДЫ"
{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}
Правительство Республики Алтай постановляет:
Утвердить республиканскую целевую программу "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы".
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай А.В. Бердников
ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы"
Наименование республиканской целевой программы | Республиканская целеваяпрограмма |
Основание для разработки целевой программы | Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы | Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Разработчик (разработчики) | Министерство труда и социального развития Республики Алтай |
Цель и задачи целевой | Целями реализации мероприятий целевой программы являются: |
Сроки и этапы (в случае разделения на этапы) реализации целевой | Программа реализуется в один этап в течение 2010-2012 годов |
Перечень подпрограмм или | В рамках Программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий: |
Объем и источники финансирования | Общий объем финансирования составляет49691,2 тыс. рублей, в том числе: |
18768,5 тыс. руб., | |
Система организацииконтроля над исполнением целевой программы | Контроль над исполнением Программы осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай |
Ожидаемые показатели эффективностиреализации программы | создание эффективного механизма межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай по разрешению проблем насилия и жестокого обр ащения с детьми, объединяющего взаимодействие более 500 учреждений различной ведомственной принадлежности; |
В любом цивилизованном обществе насилие - явление совершенно недопустимое, особенно когда оно касается самых слабо защищенных членов общества - детей. Насилие подрывает не только основы семьи, но и разрушает общество изнутри.
С учетом сложившегося жизненного уклада жителей Республики Алтай, проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношение строится на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо в последствие подвергают насилию своих близких.
Более 3% мужчин состоят на учете в органах милиции, как виновники случаев насилия в семье. Между насилием в семье и такими социальными проблемами общества как алкоголизм, наркомания наблюдается непосредственная связь. Значительное число преступлений бытового характера в семье совершается на почве пьянства. Основными жертвами преступных посягательств в семье становятся дети и женщины, неспособные себя защитить вследствие зависимого материального положения.
Жестокое обращение с детьми порождает ответную реакцию. Несмотря на то, что в целом по Республике Алтай количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние три года уменьшается (с 411 в 2006 году до 328 в 2008 году) в разрезе отдельных муниципальных образований наблюдается их значительный рост: от 33,3% в муниципальном образовании "Кош-Агачский район" до 133,3% в муниципальном образовании "Шебалинский район".
Структурный анализ подростковой преступности за 2008 год показывает, что из 328 преступлений возросло, по сравнению с предыдущим годом, на 500% преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, рост изнасилований составил 25%.
По данным Министерства внутренних дел по Республике Алтай число зарегистрированных фактов, связанных с насилием на бытовой почве среди несовершеннолетних составило: в 2007 году - 190 случаев, 2008 году - 215 случаев, в первом полугодии 2009 года - 130 случаев.
В среднем более 160 детей в возрасте до 14 лет ежедневно становятся жертвами жестокого обращения. Растёт число обращений граждан в органы опеки и попечительства Республики Алтай о нарушении прав детей: в 2007 году - 260 обращений, в 2008 году - 287, первое полугодие 2009 года - 155 обращений. Вследствие этого каждый год более 90 несовершеннолетних убегают из дома, ежегодно около 30 подростков становятся жертвами преступлений сексуального характера.
В Республике Алтай ежемесячно около 3 % женщин подвергаются различным формам семейного насилия. Статистические данные показывают, что в среднем более 40 женщин ежегодно погибают в результате домашнего насилия, в результате чего около 2,5% детей остаются без попечения родителей. Разрушаются нравственные ценности и основы семьи, как следствие, возникает детская безнадзорность.
Если учесть, что насилие зачастую имеет скрытый характер, то реальное число жертв гораздо больше, чем показывает официальная статистика.
Большинство жертв насилия не заявляют о совершенных над ними насильственных действиях в силу объективных и субъективных причин. К таким причинам можно отнести страх, предрассудки, стойко установившиеся в обществе, слабую информированность населения о своих правах, таких как право на свою безопасность, достоинство, свободу и неприкосновенность личности.
Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации. На совещании в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по вопросам борьбы с преступлениями против детей, состоявшемся 16 марта 2009 года Президентом Российской Федерации поставлены задачи по принятию системы мер в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении. "Борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений" - сказал глава государства.
Реализация данных задач требует принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений по усилению профилактической работы, обеспечению полноценной реабилитации жертв насилия, кардинального усовершенствования работы социальных служб и учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Актуальность этих решений особенно усиливается в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся положением многих семей.
С целью формирования эффективных механизмов профилактики жестокого обращения и насилия над детьми, а также с целью привлечения гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее - Фонд), необходима разработка республиканской целевой программы "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы" (далее -Программа), направленной на организацию профилактики и предотвращения насилия на основе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Алтай.
Межведомственное взаимодействие позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Алтай по решению проблем насилия и жестокого обращения с детьми.
Основными целями Программы являются: консолидация межведомственных усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай, направленных на формирование среди населения нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;
повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях насилия;
повышение ответственности родителей (законных представителей) за действия, направленные против детей;
обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.
Задачами реализации Программы являются:
создание эффективного механизма и порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай по своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми, проведению профилактической и реабилитационной работы;
проведение мониторинговых исследований по выявлению случаев насилия, в том числе скрытого насилия в отношении детей и жестокого обращения с ними;
формирование через средства массовой информации общественного мнения, осуждающее любые формы проявления насилия в обществе, семье в отношении детей;
организация системы информирования граждан, специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности, занимающихся работой с семьей и детьми о необходимости своевременного выявления насилия по отношению к детям в семье, образовательных и иных детских учреждениях, и возможности помощи таким детям и семьям, в том числе на ранних стадиях развития социального неблагополучия семей;
обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов, для профилактики насилия и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;
разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;
создание необходимых условий для оперативного обращения граждан в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай с информацией о случаях жестокого обращения с детьми, обращения детей, пострадавших от насилия, для своевременного оказания им помощи;
проведение информационной работы среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, насилия в отношении детей, о правилах безопасного поведения в обществе, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;
проведение анализа результатов работы по Программе.
Программа реализуется в один этап в течение 2010-2012 годов.
Все мероприятия Программы сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками финансирования, объемами и отражены в приложении N 1 к Программе.
Общий объем финансирования Программы составляет 49691,2 тыс. рублей, в том числе:
за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 28149,1 тыс.руб.;
за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации -21542,1тыс.руб.
В том числе по годам реализации:
2010 год: общий объем финансирования 20214,6 тыс.руб.,
за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 12380,5 тыс.руб.,
за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 7834,1 тыс. руб.;
2011 год: общий объем финансирования 18768,5 тыс. руб.,
за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 11949,6 тыс. руб.,
за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6818,9 тыс.руб.;
2012 год: общий объем финансирования 10708,1 тыс.руб.,
за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 3819,0 тыс.руб.,
за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6889,1 тыс.руб.
Распределение финансовых средств представлено в приложении N 2 к настоящей Программе.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Законе Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период.
Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии Закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе пропорционально объему выделенных средств Фонда.
Министерство труда и социального развития Республики Алтай осуществляет полномочия государственного заказчика и разработчика Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ".
Денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий Программы Фондом, перечисляются на лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Министерства труда и социального развития Республики Алтай.
Управление Программой будет осуществлять Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай.
Реализация мероприятий Программы позволит: