Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2009 года N 253

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЗАЩИТА ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2010-2012 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 31.12.2013., N 388 НГР:ru02000201300944}

Правительство Республики Алтай постановляет:

Утвердить республиканскую целевую программу "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы".

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Республики Алтай
от 10 ноября 2009 г. N 253

ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы"


Наименование республиканской целевой программы

Республиканская целеваяпрограмма
 "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы"

Основание для разработки целевой программы

Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199904799.html "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 Федеральный закон http://dostup.scli.ru:8080//content/ngr/RU0000R199504932.html "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Разработчик (разработчики)
 целевой программы

Министерство труда и социального развития Республики Алтай

Цель и задачи целевой
 программы

Целями реализации мероприятий целевой программы являются:
 консолидация межведомственных усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай, формирование среди населениянетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

 повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях насилия;

 повышение ответственности родителей (законных представителей) за действия, направленные против детей;

 обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.
 Задачами реализации мероприятий целевой программы являются:
 создание эффективного механизма и порядка взаимодействия органов и учреждений Республики Алтай
 проведение мониторинговых исследований по выявлению случаев насилия, в том числе скрытого насилия в отношении детей и жестокого обращения с ними;

 формирование через средства массовой информации общественного мнения, осуждающего любые формы проявления насилия в обществе, семье в отношении детей;

 организация системы информирования граждан, специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности, занимающихся работой с семьей и детьми, о необходимости своевременного выявления жестокого обращения и насилия по отношению к детям в семье, образовательных и иных детских учреждениях, и возможности помощи таким детям и семьям, в том числе на ранних стадиях развития социального неблагополучия;

 обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов для профилактики насилия и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

 разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

 создание необходимых условий для оперативного обращения граждан в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай с информацией о случаях жестокого обращения с детьми, обращения детей, пострадавших от насилия, для своевременногооказания им помощи;

 проведение информационной работы среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, о правилах безопасного поведения в обществе, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

 проведение анализа результатов работы по Программе

Сроки и этапы (в случае разделения на этапы) реализации целевой
 программы

Программа реализуется в один этап в течение 2010-2012 годов

Перечень подпрограмм или
 основных мероприятий

В рамках Программы предусмотрена реализация следующих основных мероприятий:
 1) создание координационной правительственной комиссии попрофилактике и предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми. В состав комиссии войдут представители исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, территориальн ых органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Алтай и общественных объединений;

 2)проведение мониторингового исследования по выявлению случаев насилия и жестокого обращения с детьми;

 3) проведение мониторинга о результатах эффективности реализации Программы;

 4) проведение пресс - конференции со средствами массовой информации, по освещению работыв рамках Программы;

 5) создание единой межведомственной электронно-информационной системы выявле-ния и учёта детей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (ситуации насилия);

 6)проведение республиканской конференции "Детство без насилия" с привлечением специалистов учреждений и организаций различной ведомственной принадлежности, представителей обществен-ных объединений, населения, средств массовой информации Республики Алтай;

 7)
 8) обеспечение широкого информационного доступа детей, семей с детьми, пострадавших от жестокого обращения, преступных посягательств,о возможностяхполучения помощи и услуг, предоставляемыхсоциальными учреждениями;

 9) развитие социальных услуг и совершенствование порядка оказания экстренной психологической, правовой и других видов помощи детям, ставшим жертвами насилия и преступных посягательств через создание круглосуточной службытелефона Доверия "Нет насилию в семье";

 10) проведение информационной кампании "18 дней действий в интересах семьи и детей", направленной на профилактику насилия в поддержку ненасильственного поведения. В рамках кампании планируется проведениеакций в образовательных учреждениях "Проведём день в дружбе и согласии", среди населения "Белая лента";

 11)реализация социального проекта "Любящее сердце", направленного на реабилитацию детей и родителей (законных представителей), находящихся в социально-опасном положении;

 12) реализация социального проекта, направленного на выработку ненасильственного поведения среди несовершеннолетних правонарушителей условно осужденных и освободившихся измест лишения свободы;

 13) реализация социального проекта "Наш мир" на основе привлечения общественности к объединению усилий по борьбе с агрессиейв отношении несовершеннолетних;

 14) апробация и дальнейшее внедрение технологий кризисного консультирования по проблемам домашнего насилия, обучения ненасильственному поведению через прямую и косвенную работу;

 15) оказание психологической помощи и реабилитации детей и членов их семей, пострадавших от насилия и жестокого обращения;

 16) создание "Скорой социальной помощи" - служб быстрого реагирования на ситуацию насилия в отношении детей и другие факторы неблагополучия;

 17) созданиев учреждениях социального обслуживания семейных клубов для профилактики семейного неблагополучия;

 18) совершенствование работы о трядов юных помощников милиции, продолжение деятельности кружков и клубов по правовому просвещению подростков;

 19) реабилитация несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению на базе Государственного учреждения "Республикан-ский социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних";

 20) оснащение спортивно-оздоровительного центра "Манжерок" спортивным оборудованием, площадками для организации реабилитационной работы с детьми, пострадавшими от насилия в рамках работы по реализации социального проекта "Любящее сердце";

 21) организация информационной деятельности, освещающей проблемы современной семьи, проблемы насилия над детьми и воспитание нравственных основ семейной жизни, правила безопасного поведения в обществе в целях предотвращения насилия (через средства массовой информации, распространение иллюстриро-ванных изданий);

 23)подготовка пресс-релиза по итогам реализации Программыдля освещения в средствах массовой информации

Объем и источники финансирования

Общий объем финансирования составляет49691,2 тыс. рублей, в том числе:
 за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 28149,1 тыс. руб.;

 за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся втрудной жизненной ситуации -21542,1тыс. руб. (справочно).
 В том числе по годам реализации:
 2010 год : общий объем финансирования20214,6 тыс. руб.,
 за счетсредств республиканского бюджета Республики Алтай - 12380,5тыс. руб.,
 за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся втрудной жизненной ситуации - 7834,1тыс. руб. (справочно);

 2011 год: общий объем финансирования

18768,5 тыс. руб.,
 за счетсредств республиканского бюджета Республики Алтай - 11949,6тыс. руб.,
 за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся втрудной жизненной ситуации - 6818,9тыс. руб. (справочно);

 2012 год: общий объем финансирования 10708,1тыс. руб.,
 за счетсредств республиканского бюджета Республики Алтай - 3819,0тыс. руб.,
 за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6889,1тыс. руб. (справочно)

Система организацииконтроля над исполнением целевой программы

Контроль над исполнением Программы осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай

Ожидаемые показатели эффективностиреализации программы

создание эффективного механизма межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай по разрешению проблем насилия и жестокого обр ащения с детьми, объединяющего взаимодействие более 500 учреждений различной ведомственной принадлежности;

 своевременное и полное выявление случаев жестокого обращения с детьми в семье, в кругу сверстников, в образовательных, интернатныхи иных учреждениях для детей;

 увеличение доли детей, успешно прошедших курс социально-психологической реабилитации вследствие жестокого обращенияи преступных посягательств до 75% от общего количества детей, прошедших социально-психологическую реабилитацию
 сокращениечисла конфликтных ситуацийв семьях, выявленных при помощи психологической диагностики и методик из числа обратившихся семей не менее чем на 15%;

II. Характеристика проблемы на решение которой направлена целевая программа


В любом цивилизованном обществе насилие - явление совершенно недопустимое, особенно когда оно касается самых слабо защищенных членов общества - детей. Насилие подрывает не только основы семьи, но и разрушает общество изнутри.

С учетом сложившегося жизненного уклада жителей Республики Алтай, проблема насилия имеет свои особенности, в основе которых лежат исторические корни неравного и зависимого положения в семье женщин и детей. Существование в обществе проблемы насилия имеет серьезные последствия. Семьи, в которых отношение строится на насилии, входят в группу риска, так как выросшие в этой атмосфере дети либо сами становятся жертвами насилия, либо в последствие подвергают насилию своих близких.

Более 3% мужчин состоят на учете в органах милиции, как виновники случаев насилия в семье. Между насилием в семье и такими социальными проблемами общества как алкоголизм, наркомания наблюдается непосредственная связь. Значительное число преступлений бытового характера в семье совершается на почве пьянства. Основными жертвами преступных посягательств в семье становятся дети и женщины, неспособные себя защитить вследствие зависимого материального положения.

Жестокое обращение с детьми порождает ответную реакцию. Несмотря на то, что в целом по Республике Алтай количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за последние три года уменьшается (с 411 в 2006 году до 328 в 2008 году) в разрезе отдельных муниципальных образований наблюдается их значительный рост: от 33,3% в муниципальном образовании "Кош-Агачский район" до 133,3% в муниципальном образовании "Шебалинский район".

Структурный анализ подростковой преступности за 2008 год показывает, что из 328 преступлений возросло, по сравнению с предыдущим годом, на 500% преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, рост изнасилований составил 25%.

По данным Министерства внутренних дел по Республике Алтай число зарегистрированных фактов, связанных с насилием на бытовой почве среди несовершеннолетних составило: в 2007 году - 190 случаев, 2008 году - 215 случаев, в первом полугодии 2009 года - 130 случаев.

В среднем более 160 детей в возрасте до 14 лет ежедневно становятся жертвами жестокого обращения. Растёт число обращений граждан в органы опеки и попечительства Республики Алтай о нарушении прав детей: в 2007 году - 260 обращений, в 2008 году - 287, первое полугодие 2009 года - 155 обращений. Вследствие этого каждый год более 90 несовершеннолетних убегают из дома, ежегодно около 30 подростков становятся жертвами преступлений сексуального характера.

В Республике Алтай ежемесячно около 3 % женщин подвергаются различным формам семейного насилия. Статистические данные показывают, что в среднем более 40 женщин ежегодно погибают в результате домашнего насилия, в результате чего около 2,5% детей остаются без попечения родителей. Разрушаются нравственные ценности и основы семьи, как следствие, возникает детская безнадзорность.

Если учесть, что насилие зачастую имеет скрытый характер, то реальное число жертв гораздо больше, чем показывает официальная статистика.

Большинство жертв насилия не заявляют о совершенных над ними насильственных действиях в силу объективных и субъективных причин. К таким причинам можно отнести страх, предрассудки, стойко установившиеся в обществе, слабую информированность населения о своих правах, таких как право на свою безопасность, достоинство, свободу и неприкосновенность личности.

Формирование полноценной системы защиты детства в последние годы является одним из ключевых приоритетов социальной и демографической политики Российской Федерации. На совещании в Министерстве внутренних дел Российской Федерации по вопросам борьбы с преступлениями против детей, состоявшемся 16 марта 2009 года Президентом Российской Федерации поставлены задачи по принятию системы мер в сфере борьбы с преступлениями против детей, обеспечению их безопасности, организации своевременного выявления семейного неблагополучия, создания инфраструктуры профилактической работы, комплексной системы реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении. "Борьба с преступлениями против детей требует не просто дополнительных, а системных мер. Это и изменение законодательства, и усиление профилактики, и полноценная реабилитация пострадавших. Нужны скоординированные действия госструктур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных объединений" - сказал глава государства.

Реализация данных задач требует принятия на республиканском и муниципальном уровнях комплексных решений по усилению профилактической работы, обеспечению полноценной реабилитации жертв насилия, кардинального усовершенствования работы социальных служб и учреждений, отвечающих за взаимодействие с неблагополучными семьями. Актуальность этих решений особенно усиливается в связи с кризисными явлениями в экономике, ростом безработицы, усугубившимся положением многих семей.

С целью формирования эффективных механизмов профилактики жестокого обращения и насилия над детьми, а также с целью привлечения гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2008 года N 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" (далее - Фонд), необходима разработка республиканской целевой программы "Защита от жестокого обращения и профилактика насилия детей в Республике Алтай на 2010-2012 годы" (далее -Программа), направленной на организацию профилактики и предотвращения насилия на основе межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Алтай.

Межведомственное взаимодействие позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Республики Алтай и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Республике Алтай по решению проблем насилия и жестокого обращения с детьми.

III. Основная цель и задачи, сроки и этапы (при разделении на этапы) реализации целевой программы


Основными целями Программы являются: консолидация межведомственных усилий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай, направленных на формирование среди населения нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия по отношению к детям;

повышение информированности детей о возможных рисках и опасностях насилия;

повышение ответственности родителей (законных представителей) за действия, направленные против детей;

обеспечение реабилитации детей, ставших жертвами насилия и преступных посягательств.

Задачами реализации Программы являются:

создание эффективного механизма и порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай по своевременному выявлению случаев жестокого обращения с детьми, проведению профилактической и реабилитационной работы;

проведение мониторинговых исследований по выявлению случаев насилия, в том числе скрытого насилия в отношении детей и жестокого обращения с ними;

формирование через средства массовой информации общественного мнения, осуждающее любые формы проявления насилия в обществе, семье в отношении детей;

организация системы информирования граждан, специалистов учреждений различной ведомственной принадлежности, занимающихся работой с семьей и детьми о необходимости своевременного выявления насилия по отношению к детям в семье, образовательных и иных детских учреждениях, и возможности помощи таким детям и семьям, в том числе на ранних стадиях развития социального неблагополучия семей;

обеспечение беспрепятственного доступа детей, семей с детьми к услугам учреждений разной ведомственной принадлежности стационарных и нестационарных типов, для профилактики насилия и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

разработка и внедрение эффективных методик работы с семьями по профилактике насилия в отношении детей и реабилитации детей, пострадавших от жестокого обращения и преступных посягательств;

создание необходимых условий для оперативного обращения граждан в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Республики Алтай с информацией о случаях жестокого обращения с детьми, обращения детей, пострадавших от насилия, для своевременного оказания им помощи;

проведение информационной работы среди подростков о недопустимости жестокого обращения со сверстниками, насилия в отношении детей, о правилах безопасного поведения в обществе, а также возможностях получения помощи в случае насилия или преступных посягательств;

проведение анализа результатов работы по Программе.

Программа реализуется в один этап в течение 2010-2012 годов.

IV. Система программных мероприятий целевой программы


Все мероприятия Программы сгруппированы по разделам, ориентированным на достижение целей, подкреплены необходимыми источниками финансирования, объемами и отражены в приложении N 1 к Программе.

V. Финансовое обеспечение целевой программы


Общий объем финансирования Программы составляет 49691,2 тыс. рублей, в том числе:

за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 28149,1 тыс.руб.;

за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации -21542,1тыс.руб.

В том числе по годам реализации:

2010 год: общий объем финансирования 20214,6 тыс.руб.,

за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 12380,5 тыс.руб.,

за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 7834,1 тыс. руб.;

2011 год: общий объем финансирования 18768,5 тыс. руб.,

за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 11949,6 тыс. руб.,

за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6818,9 тыс.руб.;

2012 год: общий объем финансирования 10708,1 тыс.руб.,

за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай - 3819,0 тыс.руб.,

за счет планируемых средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - 6889,1 тыс.руб.

Распределение финансовых средств представлено в приложении N 2 к настоящей Программе.

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в Законе Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период.

Объемы финансирования мероприятий Программы носят прогнозный характер и могут уточняться при принятии Закона Республики Алтай о республиканском бюджете Республики Алтай на очередной финансовый год и на плановый период, в том числе пропорционально объему выделенных средств Фонда.

VI. Механизм реализации целевой программы


Министерство труда и социального развития Республики Алтай осуществляет полномочия государственного заказчика и разработчика Программы в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ".

Денежные средства, выделенные на реализацию мероприятий Программы Фондом, перечисляются на лицевой счет для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности Министерства труда и социального развития Республики Алтай.

VII. Управление целевой программой и контроль над ходом ее реализации


Управление Программой будет осуществлять Министерство труда и социального развития Республики Алтай.

Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство финансов Республики Алтай с участием Министерства экономического развития и инвестиций Республики Алтай.

VIII. Эффективность реализации целевой программы


Реализация мероприятий Программы позволит:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»