Основной задачей потребкооперации является обслуживание сельского населения, особенно проживающего в труднодоступных и отдаленных селах с досрочным завозом жизненно необходимых товаров.
Первое потребительское общество на территории республики было создано в 1920 году, к 1940 году потребительская кооперация обслуживала уже 75% всего населения республики. К началу девяностых годов потребкооперация располагала солидной торговой, производственной и закупочной базой на селе. Она представляла собой многоотраслевую некоммерческую систему, объединяющую республиканское потребительское общество, районные и сельские потребительские общества, экономический техникум.
С началом перестройки и перехода на рыночные отношения деятельность многих районных потребительских обществ значительно осложнилась. Высокие энерготарифы, налоги, отсутствие опыта работы в рыночных условиях поставили ряд предприятий перед банкротством. Потребительские общества лишились собственных оборотных и заемных средств пайщиков. Стремительно росла задолженность перед поставщиками и бюджетом, вследствие чего произошло резкое падение объемов хозяйственной деятельности.
Наименование показателя | Ед. изм. | 1990 г. | 2000 г. | 2015 г. | Отклонение 2015 г. к 1990 г. |
Количество потребительских обществ | шт. | 39 | 16 | 9 | -30 |
Количество работающих | чел. | 5663 | 711 | 366 | -5297 |
Число пайщиков | чел. | 57137 | 20443 | 5033 | -52104 |
Количество магазинов | шт. | 604 | 193 | 51 | - 553 |
Количество предприятий общепита | шт. | 135 | 13 | 9 | -126 |
Объем розничного товарооборота | млн руб. | 184,8 | 49,6 | 21,6 | -163,2 |
Доля объема розничного т/о потребкооперации в общем т/о по РА | % | 68,0 | 3,8 | 0,9 | - 67,1 |
Объем оборота общественного питания | млн руб. | 9,4 | 4,2 | 9,2 | -0,2 |
Доля объема оборота общепита потребкооперации в общем обороте общепита по РА | % | 60,0 | 10,7 | 4,3 | - 55,7 |
Производственная деятельность | |||||
Хлеб и хлебобулочные изделия | тн. | 15800 | 1040 | 1100 | -14700 |
Кондитерские изделия | тн. | 150 | 31,2 | 47,6 | -102,4 |
Колбасные изделия | тн. | 800 | 27,4 | 7 | -793 |
Безалкогольные напитки | дал. | 110 | 22242 | 17500 | +17390 |
Заготовительная деятельность | |||||
Картофель | тн. | 1723 | 14,3 | 33 | -1690 |
Овощи | тн. | 1021 | 18,6 | 36 | -985 |
Мясо | тн. | 5229 | 60,1 | 36 | -5193 |
В текущей ситуации на территории Республики Алтай функционирует 9 потребительских обществ, которые охватывают 6 районов (из 10 районов, расположенных на территории республики) и город Горно-Алтайск. В сфере потребительской кооперации осуществляют свою деятельность 51 магазин (или 2% от общего количества торговых предприятий республики), из них 7 в городе, 9 предприятий общественного питания (или 4,4% от общего количества по республике), из них 2 в городе, 5 предприятий хлебопечения (1 - в городе), 4 кондитерских цеха (1 - в городе), 3 цеха по производству безалкогольной продукции (1 - в городе) и 2 цеха по производству колбасных изделий.
Неорганизованная заготовительно-снабженческая деятельность оказала существенное негативное влияние на показатели, характеризующие экономическое развитие республики. Так, по итогам 2015 года:
розничный товарооборот составил 21,4 млрд рублей, или 89,3% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. Следует отметить, что в последние годы потребительская кооперации республики утратила свои позиции в формировании розничного товарооборота, так в 1990 году ее доля в общем обороте составляла 68%, в 2000 году - 3,8%, а в 2015 году только 0,9%;
товарооборот общественного питания составил 9,2 млн рублей, что на 2,9% меньше оборота 2014 года. Доля предприятий потребкооперации в общем обороте составила 4,3%, в 1990 году данный показатель составлял 60%;
заготовительный оборот по закупке сельскохозяйственной продукции в 2015 году составил 7,7 млн рублей. Всего предприятиями потребкооперации в 2015 году закуплено: мяса 36 тонн, картофеля - 33 тонны, овощей - 36 тонн.
Мясо, овощи и другая сельскохозяйственная продукция закупается у сельских жителей, закупку осуществляют все предприятия потребительской кооперации, расположенные на территории республики.
При этом, надо отметить, что по сравнению с 1990 годом закуплено меньше: мяса в 145 раз, картофеля в 52 раза, овощей в 28 раз.
Учитывая то, что система потребительской кооперации в настоящее время не решает тех задач, которые необходимо решать в современных условиях в обеспечении населения продовольственными товарами, при этом, отсутствие организованной снабженческо-сбытовой сети негативно сказывается на ключевых параметрах социально-экономического развития республики, возникает необходимость акцентирования внимания на развитии системы потребительской кооперации в Республике Алтай.