Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Алтай "Развитие экономического потенциала и предпринимательства" (с изменениями на 28 декабря 2018 года)



Развитие потребительской кооперации в Республике Алтай


Основной задачей потребкооперации является обслуживание сельского населения, особенно проживающего в труднодоступных и отдаленных селах с досрочным завозом жизненно необходимых товаров.


Первое потребительское общество на территории республики было создано в 1920 году, к 1940 году потребительская кооперация обслуживала уже 75% всего населения республики. К началу девяностых годов потребкооперация располагала солидной торговой, производственной и закупочной базой на селе. Она представляла собой многоотраслевую некоммерческую систему, объединяющую республиканское потребительское общество, районные и сельские потребительские общества, экономический техникум.


С началом перестройки и перехода на рыночные отношения деятельность многих районных потребительских обществ значительно осложнилась. Высокие энерготарифы, налоги, отсутствие опыта работы в рыночных условиях поставили ряд предприятий перед банкротством. Потребительские общества лишились собственных оборотных и заемных средств пайщиков. Стремительно росла задолженность перед поставщиками и бюджетом, вследствие чего произошло резкое падение объемов хозяйственной деятельности.

Наименование показателя

Ед. изм.

1990 г.

2000 г.

2015 г.

Отклонение 2015 г. к 1990 г.

Количество потребительских обществ

шт.

39

16

9

-30

Количество работающих

чел.

5663

711

366

-5297

Число пайщиков

чел.

57137

20443

5033

-52104

Количество магазинов

шт.

604

193

51

- 553

Количество предприятий общепита

шт.

135

13

9

-126

Объем розничного товарооборота

млн руб.

184,8

49,6

21,6

-163,2

Доля объема розничного т/о потребкооперации в общем т/о по РА

%

68,0

3,8

0,9

- 67,1

Объем оборота общественного питания

млн руб.

9,4

4,2

9,2

-0,2

Доля объема оборота общепита потребкооперации в общем обороте общепита по РА

%

60,0

10,7

4,3

- 55,7

Производственная деятельность

Хлеб и хлебобулочные изделия

тн.

15800

1040

1100

-14700

Кондитерские изделия

тн.

150

31,2

47,6

-102,4

Колбасные изделия

тн.

800

27,4

7

-793

Безалкогольные напитки

дал.

110

22242

17500

+17390

Заготовительная деятельность

Картофель

тн.

1723

14,3

33

-1690

Овощи

тн.

1021

18,6

36

-985

Мясо

тн.

5229

60,1

36

-5193


В текущей ситуации на территории Республики Алтай функционирует 9 потребительских обществ, которые охватывают 6 районов (из 10 районов, расположенных на территории республики) и город Горно-Алтайск. В сфере потребительской кооперации осуществляют свою деятельность 51 магазин (или 2% от общего количества торговых предприятий республики), из них 7 в городе, 9 предприятий общественного питания (или 4,4% от общего количества по республике), из них 2 в городе, 5 предприятий хлебопечения (1 - в городе), 4 кондитерских цеха (1 - в городе), 3 цеха по производству безалкогольной продукции (1 - в городе) и 2 цеха по производству колбасных изделий.


Неорганизованная заготовительно-снабженческая деятельность оказала существенное негативное влияние на показатели, характеризующие экономическое развитие республики. Так, по итогам 2015 года:


розничный товарооборот составил 21,4 млрд рублей, или 89,3% к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах. Следует отметить, что в последние годы потребительская кооперации республики утратила свои позиции в формировании розничного товарооборота, так в 1990 году ее доля в общем обороте составляла 68%, в 2000 году - 3,8%, а в 2015 году только 0,9%;


товарооборот общественного питания составил 9,2 млн рублей, что на 2,9% меньше оборота 2014 года. Доля предприятий потребкооперации в общем обороте составила 4,3%, в 1990 году данный показатель составлял 60%;


заготовительный оборот по закупке сельскохозяйственной продукции в 2015 году составил 7,7 млн рублей. Всего предприятиями потребкооперации в 2015 году закуплено: мяса 36 тонн, картофеля - 33 тонны, овощей - 36 тонн.


Мясо, овощи и другая сельскохозяйственная продукция закупается у сельских жителей, закупку осуществляют все предприятия потребительской кооперации, расположенные на территории республики.


При этом, надо отметить, что по сравнению с 1990 годом закуплено меньше: мяса в 145 раз, картофеля в 52 раза, овощей в 28 раз.


Учитывая то, что система потребительской кооперации в настоящее время не решает тех задач, которые необходимо решать в современных условиях в обеспечении населения продовольственными товарами, при этом, отсутствие организованной снабженческо-сбытовой сети негативно сказывается на ключевых параметрах социально-экономического развития республики, возникает необходимость акцентирования внимания на развитии системы потребительской кооперации в Республике Алтай.