Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2011-2017 ГОДЫ" И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Агропромышленный комплекс Республики Алтай (далее - АПК) является основным сектором экономики Республики Алтай. В состав АПК Республики Алтай входят около 110 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 1300 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 53747 хозяйств населения, имеющих скот, 49 молочных, 7 мясоперерабатывающих, 79 мараловодческих хозяйств, 44 потребительских кооперативов. В Республике Алтай имеется достаточно высокий производственный и ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства.

Стратегические задачи в аграрной отрасли на период 2011-2017 связаны с ростом бюджетной поддержки и повышением инвестиционной привлекательности конкретных объектов, направлений деятельности и территорий.

На развитие агропромышленного комплекса из бюджета Республики Алтай было направлено:

Объем средств республиканского бюджета Республики Алтай на господдержку АПК, млн. рублей

Прирост средств республиканского бюджета Республики Алтай, направленных на господдержку АПК, к предыдущему году,  %

2007 год

230,4

34,5

2008 год

302,4

31,2

2009 год

312,3

3,3

2010 год

274,0

-12,37

Благодаря реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" возросли возможности сельскохозяйственных товаропроизводителей в краткосрочном и долгосрочном кредитовании. Активизировался инвестиционный процесс. Мероприятия, проводимые в рамках данного проекта, по обновлению генофонда, увеличению численности животных способствовали росту производства животноводческой продукции.

После глубокого спада в 90-х годах сельскохозяйственное производство в течение последних лет имеет положительную динамику роста. Итоги 2009 года подтверждают позитивные изменения: объемы производства скота превысили уровень прошлого года во всех категориях хозяйств. Сохранены положительные тенденции по продуктивности дойного стада, росту поголовья крупного рогатого скота, маралов, коней, наблюдается наращивание объемов производства мяса. Увеличилось количество прибыльно работающих предприятий, повысилась рентабельность производства, наблюдается рост объемов производства в сельскохозяйственных организациях.

Валовая продукция сельского хозяйства в 2009 году составила 5522,6 млн. рублей, индекс производства составил 109,7 %, при плановом задании индекса производства по реализации Государственной программы развития сельского хозяйства 103,2 %. Индекс производства продукции растениеводства составил 141%, продукции животноводства - 103,2%.

По результатам социально-экономического мониторинга субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа (далее - СФО) удельный вес валовой продукции сельского хозяйства Республики Алтай в СФО составляет лишь 1,5 %, однако, производство продукции на душу населения в Республике Алтай составляет 26298 рублей, это третий результат в СФО после Алтайского края и Омской области.

Производство мяса в Республике Алтай составило в 2009 году 38,8 тысяч тонн, что на 8,2 % выше уровня прошлого года, произведено мяса на душу населения 184,8 кг. Это первое место среди регионов СФО.

Производство молока составило 82,9 тысяч тонн, что на 3 % больше уровня прошлого года. Производство молока на душу населения составило 394,8 килограмма. Это третий результат в СФО.

Несмотря на отдельные положительные достижения, в сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли:

крайне низкий уровень представительства аграрного сектора на инвестиционных торговых площадках;

отсутствие явных технологических лидеров в освоении инновационных технологий в производстве кормов, промышленном откорме скота;

утрата почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений, что может подорвать основу сельскохозяйственного производства в будущем;

неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, из-за чего затруднен сбыт сельхозпродукции;

высокая изношенность производственных фондов (до 90 %) в сочетании с их недостатком;

опережающие темпы роста цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и, прежде всего, на энергоносители по сравнению с ценами на сельхозпродукцию;

необоснованно большой разрыв в оплате труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, более чем в два раза отстающий от других отраслей экономики, и неуклонное сокращение численности работающих;

нарастающее отставание социального развития села, исчезновение многих сельских поселений, депопуляция сельского населения, сокращение рабочих мест в связи с ликвидацией сельскохозяйственных предприятий; вместе с тем рост дефицита массовых профессий - трактористов, комбайнеров, доярок – вследствие свертывания системы их подготовки в профессионально-технических училищах.

Одно из конкурентных преимуществ Республики Алтай - природный, демографический, экономический и историко-культурный потенциал сельских территорий, рациональное и эффективное использование которого способно обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни населения, проживающего в сельской местности. Повышение роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований требует применения комплексного интегрального подхода к развитию села как социально-территориальной подсистеме общества, выполняющей ряд важнейших народнохозяйственных функций, в том числе производственную, демографическую, социально-культурную, природоохранную, рекреационную.