Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

от 12 сентября 2001 года N 24-55

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ, ЛЕЧЕНИЮ ОТ НАРКОМАНИИ И БОРЬБЕ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ НА 2001-2005 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Закон Республики Алтай от 24.09.2002 г., N 6-51; НГР: ru02000200200178}

{Изменения:
Закон Республики Алтай от 05.06.2002 г., N 5-53; НГР: ru02000200200094}

Статья 1.


Утвердить прилагаемую Республиканскую программу \"Комплексные меры по профилактике, лечению от наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2001-2005 годы\".

Статья 2.


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель

Государственного Собрания -

Эл Курултай Республики Алтай

Д.И. Табаев

Глава Республики Алтай

Председатель Правительства

Республики Алтай

С.И. Зубакин

Утверждена
Законом Республики Алтай
от 12.09.2001 г. N 24-55

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА \"Комплексные меры по профилактике, лечению от наркомании и борьбе с незаконным оборотом наркотиков на 2001-2005 годы\"


{В редакции:

Закон Республики Алтай от 05.06.2002 г., N 5-53; НГР: ru02000200200094}

ПАСПОРТ региональной целевой программы \"Комплексные меры по профилактике, лечению и борьбе с незаконным оборотом и употреблением наркотических средств в Республике Алтай на 2001-2005 годы\"


Наименование Программы - республиканская целевая программа

\"Комплексные меры по профилактике,

лечению и борьбе с незаконным оборотом

и употреблением наркотических средств в

Республике Алтай на 2001-2005 годы\"

Основание для разработки - постановление Президиума Государственного

Программы Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от

27.03.01. N 41

Основной разработчик - рабочая группа Межведомственной

Программы комиссии по противодействию злоупот-

реблению наркотическими средствами и

их незаконному обороту

Цели и задачи Программы - создание условий для приостановления

роста незаконного потребления и оборота

наркотиков, поэтапного сокращения нар-

комании и связанных с ней правонаруше-

ний до уровня минимальной опасности

Сроки реализации - 2001-2005 годы

Программы I этап - 2001-2003 гг.

II этап - 2004-2005 гг.

Перечень основных - совершенствование нормативной право-

мероприятий Программы вой базы по профилактике распростране-

ния наркомании;

- выработка механизма эффективного

взаимодействия органов государственной

власти, местного самоуправления, общест-

венных организаций;

- реализация мероприятий по лечению и

реабилитации лиц, потребляющих нарко-

тики;

- борьба с незаконным оборотом наркоти-

ков

Исполнители основных - министерства, комитеты, управления и

мероприятий Программы ведомства Республики Алтай

Объемы и источники

финансирования

2001 г. 2002 г. 2003 г.

- всего 21321,5 тыс.руб. 2056,9 т.р. 10481,7 т.р. 8782,9 т.р.

- бюджет РА 2056,9 т.р. 9081,7 т.р. 4082,9 т.р.

- средства ФЦП -

1400 т.р. 4700 т.р.

Ожидаемые конечные - сокращение роста наркомании, как

результаты Программы социального явления;

- снижение распространения и оборота

наркотиков

Контроль за исполнением - Межведомственная комиссия по противо-Программы действию злоупотреблению наркотичес-

кими средствами и их незаконному

обороту.

I. Обоснование необходимости разработки Программы


Анализ ситуации в Республике Алтай, связанной с употреблением наркотических средств и их незаконным оборотом свидетельствует о крайне недостаточной работе, проводимой законодательной и исполнительной ветвями власти, правоохранительными органами, медицинскими учреждениями, средствами массовой информации, педагогическими коллективами общеобразовательных школ, учебных заведений, общественностью Республики Алтай в складывающейся ситуации.

Республика Алтай является одним из немногочисленных субъектов Российской Федерации, где не принята региональная целевая программа по этим проблемам.

По данным органов здравоохранения, в 2000 году состояло на учете 485 человек, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и сильнодействующих веществ, из которых 461 человек имеет диагноз - наркомания.

По оценкам отделов внутренних дел республики в отношении 618 человек, не состоящих на учете в наркологических службах, имеются данные о немедицинском потреблении наркотиков, из них потребителей опия инъекционным способом 301, производных конопли 232, полинаркоманов 34, токсикоманов 51. Тем самым количество потребителей наркотиков и СДВ в Республике Алтай составляет 1103 человека, из них потребителей опия инъекционным способом - 50%, производных конопли - 37%, полинаркоманов - 5%, токсикоманов - 6%. Реальное их количество, с учетом латентности наркомании и оценке экспертов, более чем в 5 раз превышает их зарегистрированное число.

Увеличивающееся количество лиц, потребляющих наркотики инъекционным способом, особенно в столице республики г. Горно-Алтайске, ведет к распространению гепатита \"С\" и угрозе распространения ВИЧ-инфекции. Эта угроза обусловлена соседством с г. Бийском - районом, наиболее пораженным СПИДом в Алтайском крае и из которого в основном поступают в республику наркотики опийной группы.

За последние годы увеличилась смертность среди наркоманов, состоящих на наркотическом учете, основной причиной которой является передозировка наркотиков.

Опережающими темпами распространяется злоупотребление наркотиками в молодежной среде. Учитывая возрастную категорию большинства потребителей наркотиков - до 30 лет, можно констатировать, что под угрозой находится здоровье значительной части молодого поколения. Обострение ситуации по распространению и незаконному употреблению наркотиков напрямую связано с усилением взаимозависимости наркоторговли и общеуголовной преступности.

Сведения о развитии наркопреступности в Республике Алтай за 10 лет.

За последнее десятилетие в республике наметился устойчивый неуклонный рост незаконного распространения наркотических средств и их немедицинского потребления, числа больных наркоманией, количества выявленных преступлений, связанных с наркотиками, объема изъятых наркотических средств.

Всего из незаконного оборота изъятых наркотических средств преобладает марихуана, этого наркотика изъято 80%, ее производных гашиша и гашишного масла - 16% .

В Онгудайском и Улаганском районах, на территории которых произрастает дикорастущая конопля с высоким (по сравнению с другими районами республики) содержанием тетрагидроканнабинола, традиционно ведется незаконная заготовка наркосырья.

За последние три года произошла структурная перестройка наркорынка. Если раньше опий распространялся в расфасованном (полиэтиленовые свертки) виде, факты его изъятия были единичны и все зарегистрированы в г. Горно-Алтайске, то в настоящее время опий распространяется в виде растворов и экстрактов для шприцов, факты изъятия фиксируются десятками и уже имеют место в селах республики.

Резко возрастает употребление высокоактивных, дорогостоящих и наиболее опасных для здоровья наркотических средств.

Сегодня республика попадает под влияние экспансии наркотиков из крупных городов на периферию. Сложной является обстановка с контрабандой наркотиков. Почти все наиболее опасные для здоровья человека наркотики имеют не российское происхождение.

С целью предупреждения распространения наркомании среди населения, министерствами и ведомствами республики осуществлены некоторые мероприятия, но из анализа складывающейся ситуации усматривается, что предпринятые меры явно не достаточны и существенно на обстановку не повлияли.

МВД Республики Алтай была осуществлена работа по пресечению хищений лекарственных наркотических средств и по лицензированию объектов легального оборота наркотических средств и психотропных веществ. Из 38 объектов лицензировано только 31, т.е. 81,5%. Завершить лицензирование всех объектов в 2000 году не представилось возможным, в связи с отсутствием финансирования работ по технической оснащенности помещений в соответствии с установленными требованиями.

Не в полной мере использованы возможности, предоставленные Федеральным законом \"О наркотических средствах и психотропных веществах\" от 08.01.98 г. N 3-ФЗ в части профилактики наркомании и организации наркологической помощи. Работа по реализации мероприятий по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту осуществлялась согласно разделу N 5 \"Противодействие распространению наркотиков\" республиканской программы по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай N 58 от 22.02.99 г., срок действия которой закончился.

В связи с дефицитом финансирования, не выполнены отдельные мероприятия этой Программы, особенно касающиеся сферы деятельности министерств здравоохранения, образования и науки.

Не соответствует складывающейся обстановке роль СМИ в профилактике наркомании среди подростков, которая невозможна без постоянной и адресной разъяснительной, пропагандисткой работы, направленной на формирование у подрастающего поколения сознания в необходимости здорового образа жизни.

Ввиду того, что 15-17 лет - это именно тот возраст, в котором большинство российских подростков начинают употреблять наркотики, необходимо значительное внимание уделять профилактической работе во всех видах учебных заведений республики. Так как на распространение наркотиков повлияли не только изменение социальных условий, но и утрата устойчивой системы ценностей, а также определенная мода, идущая из других стран, необходима действенная пропаганда здорового образа жизни и ценностных ориентиров.

Учитывая всю остроту, сложность и многогранность проблемы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту, можно сделать вывод о том что, только используя программно-целевой подход можно обеспечить проведение единой политики по предупреждению и профилактике, противодействию распространения наркотиков, по разработке нормативной правовой базы.

Программа разработана исходя из \"Руководящих принципов и основных направлений в Российской Федерации по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и злоупотреблению ими на период до 2008 года\".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»