Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2013 года N 18

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 04.07.2013 N 174, от 28.08.2015 N 266, от 26.12.2017 N 350)


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях формирования в Республике Алтай политики по улучшению положения детей Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Региональную стратегию действий в интересах детей Республики Алтай на 2013 - 2017 годы (далее - Стратегия).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Алтай руководствоваться положениями Стратегии при осуществлении деятельности, направленной на поддержку и защиту прав и законных интересов детей.

3. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266.

Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Алтай
Ю.В.АНТАРАДОНОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства Республики Алтай
от 11 февраля 2013 года N 18

РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2013 - 2017 ГОДЫ

(в редакции Постановлений Правительства Республики Алтай от 04.07.2013 N 174, от 28.08.2015 N 266, от 26.12.2017 N 350)


 I. Общие положения


 1. Краткий анализ ситуации


В настоящей Стратегии определяются цели, задачи и основные направления государственной политики в Республике Алтай, реализуемой в интересах детей на период до 2017 года.

Обеспечение благополучного и защищенного детства является определяющим фактором в решении задачи создания условий для роста благосостояния жителей Республики Алтай, национального самосознания и формирования гражданского общества.

В результате целенаправленных действий Правительства Республики Алтай по вопросам поддержки семьи и детства удалось достичь положительных результатов на начало 2013 года в Республике Алтай по следующим направлениям:

а) повышение рождаемости, обеспечение развития учреждений родовспоможения в Республике Алтай и улучшение медицинской помощи женщинам во время беременности и родов;

б) сохранение социальной поддержки семей при рождении и воспитании детей;

в) устройство на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

д) поддержка граждан, на иждивении которых находятся дети, в сочетании выполнения трудовых обязанностей и обязанностей, связанных с воспитанием детей;

е) поддержка отдельных категорий граждан при приобретении жилья по ипотечному кредиту, в том числе молодых семей;

ж) создание современных условий обучения для детей в общеобразовательных организациях в Республике Алтай, внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266)

Улучшения ситуации в интересах детей в Республике Алтай удалось достичь через реализацию государственных программ Республики Алтай, направленных на усиление государственной поддержки семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. Предоставляются следующие меры социальной поддержки:

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266)

а) предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям с детьми, где среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Алтай;

б) социальная поддержка всем многодетным семьям, независимо от уровня доходов;

в) однократное бесплатное предоставление в собственность земельных участков многодетным семьям;

г) предоставление материнского (семейного) капитала за счет республиканского бюджета Республики Алтай на четвертого и последующих детей;

д) обеспечение горячим питанием обучающихся, воспитывающихся в многодетных семьях и семьях с совокупным доходом ниже прожиточного минимума;

е) предоставление единовременного пособия при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью;

ж) предоставление ежемесячной выплаты на содержание детей, воспитывающихся в приемной семье, вознаграждение приемным родителям;

з) предоставление ежемесячной выплаты на содержание детей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей).

Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стало участие Республики Алтай в реализации приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование".

В целях реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", Министерством образования и науки Республики Алтай утвержден план действий по реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на 2012 - 2015 годы. В рамках реализации данной инициативы особое внимание уделяется вопросам обеспечения качества общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечить доступность для каждого старшеклассника нескольких профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266)

В Республике Алтай сформирована региональная система поддержки и развития молодых талантов. Основой этой системы являются организации дополнительного образования в Республике Алтай, основная цель которых - создание условий для развития личности, профессионального самоопределения, творческих способностей. Организация работы по выявлению и продвижению одаренных обучающихся обеспечивается государственными программами Республики Алтай, муниципальными проектами и программами, в рамках которых проводится система конкурсов, фестивалей, смотров и выставок.

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266)

Республика Алтай приняла активное участие в широкомасштабной общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. С 2010 года работает детский телефон доверия с единым общероссийским номером. Основная задача которого - оказание квалифицированной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону детям, подросткам и их родителям (законным представителям).

В 2011 году Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 23 мая 2011 года N 106-у "Об Уполномоченном по правам ребенка в Республике Алтай" введена должность Уполномоченного по правам ребенка в Республике Алтай.

Одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Алтай является организация отдыха, оздоровления и занятости детей. В 2011 году организованными формами отдыха и оздоровления было охвачено 90% детей школьного возраста, из них 72% составляют дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Вместе с тем отдельные вопросы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, еще не нашли окончательного решения. У детей дошкольного возраста и обучающихся общеобразовательных организаций в Республике Алтай обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Одной из причин слабого здоровья является недостаточная эффективность профилактических, коррекционных, спортивных и физкультурно-массовых мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей.

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266)

Низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Имеются проблемы профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Хотя наблюдается снижение, но все еще остается высоким число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, общее количество которых в 2011 году составило 216. На профилактический учет в органы внутренних дел по Республике Алтай в 2011 году поставлено 307 несовершеннолетних, из них за совершение административных правонарушений - 49. Настораживает употребление несовершеннолетними спиртных напитков: в 2011 году на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних было рассмотрено 238 дел несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, из них 126 совершивших преступления.

В органы предварительного следствия в 2011 году направлено 25 материалов для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности родителей (законных представителей) за преступления, предусмотренные статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), когда это было сопряжено с жестоким обращением с детьми. Выявлено 40 фактов нанесения побоев и вреда здоровью своим детям родителями (законным представителями), которые привлечены к уголовной ответственности по статьям 115 - 119 УК РФ. Всего в отношении несовершеннолетних за 12 месяцев 2011 года совершено 361 преступление.

Остается высоким число родителей, не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению несовершеннолетних детей: в 2011 году к административной ответственности за соответствующие правонарушения привлечено 1185 лиц.

Острота существующих проблем в сфере детства требует от органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.


2. Основные проблемы в сфере детства


Основными проблемами в сфере детства являются:

а) низкая эффективность функционирующей системы сопровождения замещающих семей, постинтернатного сопровождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Недостаток высококвалифицированных специалистов-психологов, работающих на сохранение семьи;

б) существующий риск снижения уровня доходов при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;

в) недостаточное межведомственное взаимодействие по профилактике детского и семейного неблагополучия;

г) недостаточная эффективность использования имеющихся форм спортивно-досуговой деятельности, детского туризма и летнего отдыха;

д) социальная исключенность детей особого внимания (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении);

е) недостаточное развитие инклюзивного образования и специального (коррекционного) образования для детей-инвалидов;

ж) нарастание новых рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;

з) недостаточные возможности предоставления социального жилья с поддерживающими социальными услугами детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;

и) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.


3. Ключевые принципы Стратегии


Ключевыми принципами Стратегии являются:

а) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье: получение дальнейшего развития условий по обеспечению соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременное выявление их нарушений и организация профилактической помощи семье и ребенку, а при необходимо принятие мер по жизнеустройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи;

б) защита прав каждого ребенка: совершенствование системы, обеспечивающей реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;

в) максимальная реализация потенциала каждого ребенка: совершенствование условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;

г) сбережение здоровья каждого ребенка: реализация мер, направленных на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, в том числе работа с психосоматикой, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;

д) внедрение технологий помощи, ориентированных на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка: внедрение современных технологий социальной работы, предполагающих опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;

е) уделение особого внимания уязвимым категориям детей: обеспечение развития уязвимых категорий детей, внедрение новых форм работы, позволяющих преодолевать их социальную исключенность и способствующих реабилитации и полноценной интеграции в общество;

ж) обеспечение профессионализма и высокой квалификации кадров при работе с каждым ребенком и его семьей: формирование и реализация политики в области детства будет осуществляться с учетом последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Продолжится совершенствование условий для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;

з) осуществление партнерства во имя ребенка: решение существующих проблем в области детства на основе технологии социального партнерства с участием бизнес-сообщества, общественных организаций и жителей региона. Необходимо обеспечить формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей;

и) расширение возможности доступа к культурным ценностям: обеспечение сохранности и развития сети организаций дополнительного образования в области образования, культуры и искусства, спорта, непосредственно работающих с детьми, совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей, развитие новых форм работы с детьми и семьями с детьми.

(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 28.08.2015 N 266)


II. Основные направления Стратегии


 4. Семейная политика детствосбережения


 Краткий анализ ситуации


По данным Министерства здравоохранения Республики Алтай, Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, благодаря положительной динамике рождаемости детей (в 2009 году - 4321 ребенок, в 2010 году - 4272 ребенка, в 2011 году - 4689 детей), в Республике Алтай с 2009 года по 2011 год наблюдается рост численности детского населения с 56,4 тысяч до 59,3 тысяч человек.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»