Ведомственная целевая программа "Поддержание финансовой стабильности и устойчивости бюджетной системы Республики Алтай как основы для устойчивого социально-экономического развития" (далее Программа) разработана на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 26 сентября 2005 г. N 174 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ".
Мероприятия по обеспечению устойчивости и сбалансированности бюджетной системы Республики Алтай, начались в рамках программы реформирования общественных финансов начиная с 2005 года.
Программные мероприятия по реформированию общественных финансов проводились в 2005-2010 годах в следующих направлениях.
Среднесрочное финансовое планирование применяется в Республике Алтай с 2005 года. Первоначально в бюджетный процесс был внедрен среднесрочный финансовый план Республики Алтай, формируемый в соответствии со статьей 174 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Вторым этапом развития среднесрочного планирования бюджета стал переход к составлению и утверждению республиканского бюджета на трехлетний период, закрепленный Законом Республики Алтай от 27 ноября 2007 года N 66-РЗ "О бюджетном процессе в Республике Алтай".
В целях увеличения доходов консолидированного бюджета Республики Алтай за счет сокращения неэффективных налоговых льгот, повышения качества прогнозирования результатов предоставления налоговых льгот был принят закон, устанавливающий порядок принятия решения об установлении налоговых льгот и их отмене.
Согласно данному порядку налоговые льготы на территории республики устанавливаются на основании результатов оценки их эффективности, и только в том случае, если их эффективность превысит потери консолидированного бюджета Республики Алтай. Отмена действующих налоговых льгот осуществляется на основании ежегодно проводимой оценки эффективности, в случае если потери консолидированного бюджета Республики Алтай превышают их эффективность использования.
Данная мера позволила упорядочить процедуру принятий решений об установлении новых налоговых льгот, а также обеспечить проведение ежегодной оценки эффективности действующих налоговых льгот, с целью выявления неэффективных налоговых льгот.
В целях обеспечения платежеспособности Республики Алтай и исключения образования просроченной кредиторской задолженности в рамках мероприятий по реформированию общественных финансов проведена работа по формализации процесса ежеквартального мониторинга просроченной кредиторской задолженности.
Мониторинг просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Республики Алтай проводится в соответствии с приказом Министерства финансов Республики Алтай от 29 июня 2006 года N 78-п "О мерах по реализации постановления Правительства Республики Алтай от 26 июня 2006 года N 144 "О введении и утверждении форм квартальной отчетности о кредиторской задолженности", определены понятия признания кредиторской задолженности просроченной, установлены сроки сдачи отчетности. В течение 2006 - 2010 годов ежеквартально проводился мониторинг задолженности по результатам представленной отчетности в результате которого выписывались предписания. Данная мера позволила избежать образование просроченной кредиторской задолженности как республиканского, так и местных бюджетов Республики Алтай.
Соблюдение требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по размеру дефицита бюджета, государственного и муниципального долга способствовали обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Алтай.
Планирование государственного долга осуществляется в основном исходя из баланса доходов и расходов республиканского бюджета Республики Алтай с ориентиром на минимизацию дефицита бюджета. Таким образом, заимствования рассматриваются как инструмент финансового обеспечения эффективных расходов и обеспечения сбалансированности бюджета.
Основные решения в части расходов бюджета вырабатываются в процессе составления планового реестра расходных обязательств, оценки эффективности реализации долгосрочных республиканских и ведомственных целевых программ и анализа докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Алтай, оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай.
Порядок ведения реестра расходных обязательств Республики Алтай, утвержден постановлением Правительства Республики Алтай от 1 сентября 2005 года N 155 "О Порядке ведения реестров расходных обязательств Республики Алтай". В процессе свода планового и уточненного реестра расходных обязательств Республики Алтай осуществляется анализ расходных обязательств субъектов бюджетного планирования и расходных обязательств муниципальных образований в Республике Алтай, а также методов планирования расходов, преимущественно применяемых при планировании расходов.
В 2008-2009 годы процесс представления реестров расходных обязательств главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета Республики Алтай для свода был автоматизирован, что позволило провести полноценную инвентаризацию расходных обязательств республики, а также применяемых методов планирования расходов.
В продолжение бюджетных реформ с 2008 года проведены мероприятия по автоматизации бюджетного процесса, разработке документов по реализации принципов бюджетирования, ориентированного на результат (ведомственные и долгосрочные целевые программы, государственные задания, обоснования бюджетных ассигнований) (далее - БОР) и мониторинг их выполнения на базе автоматизированного комплекса БИС-СБОР. Автоматизация данных процессов характеризуется следующими преимуществами:
1. Наличие в системе четко выстроенной модели БОР, связывающей и выстраивающей в единую цепочку все ее элементы: систему целеполагания с показателями - целевые программы, направленные на достижение целей (долгосрочные республиканские целевые программы и ведомственные целевые программы) - государственные задания - обоснования бюджетных ассигнований.
2. Наличие автоматизированного регламента работы ответственных сотрудников соответствующих подразделений в процессе разработки, согласования, утверждения и предоставления отчетности об исполнении документов БОР.
3. Создан единый электронный документооборот между всеми участниками процесса - Министерством финансов Республики Алтай, Министерством экономического развития и инвестиций Республики Алтай, распорядителями и получателями средств республиканского бюджета Республики Алтай;
4. Создано единое структурированное хранилище данных (плановые и фактические значения показателей целей за ряд лет по типам целей, плановые и фактические показатели объема оказываемых услуг, плановые и фактические показатели объема финансовых ресурсов за ряд лет в разрезе кодов бюджетной классификации и др.). Наличие единого хранилища данных позволяет оперативно получать необходимую информацию из системы в любом заданном разрезе.
Несмотря на проводимые мероприятия осуществление бюджетного процесса в условиях высокой дотационности усложняет задачу по формированию доходной базы в условиях ограниченных бюджетных ресурсов и соблюдения требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Сложившаяся ситуация требует максимальной отдачи от бюджетных расходов, которая не возможна без обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов.
Обеспечение сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета Республики Алтай на среднесрочную перспективу требует формирования единой бюджетной и налоговой политики, постоянного совершенствования бюджетного процесса, а также обеспечения устойчивости государственных финансов, при соответствующем нормативно-правовом регулировании в установленной сфере деятельности.
Основные направления проводимой бюджетной и налоговой политики республики формируются в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года. Эффективное проведение единой бюджетной и налоговой политики требует постоянного совершенствования бюджетного процесса, разработки методических рекомендаций по вопросам среднесрочного планирования бюджета.
Устойчивость государственных финансов будет обеспечиваться налаженным процессом планирования и исполнения республиканского бюджета, выполнения расходных обязательств Республики Алтай, внедрением бюджетирования ориентированного на результат, а также регулированием государственного долга и осуществлением контроля за расходованием получателями средств республиканского бюджета.