Сеть автомобильных дорог - важнейший элемент транспортной инфраструктуры и национальной экономики России. Ее эффективное функционирование и устойчивое развитие являются необходимым условием стабилизации и перехода к подъему экономики, повышения уровня и улучшения условий жизни населения.
Между тем состояние мостовых переходов на автомобильных дорогах общего пользования регионального значения Республики Алтай (далее - автомобильные дороги, мостовые переходы (искусственные сооружения) нельзя признать удовлетворительным. Эта проблема особенно обострилась в последнее время в связи с недостаточным для сохранения существующих искусственных сооружений, а тем более для развития автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, финансированием.
В настоящей Программе под искусственными сооружениями понимаются деревянные мостовые переходы, подлежащие замене на мостовые переходы капитального типа, а также мостовые переходы капитального типа, находящиеся в аварийном и неудовлетворительном состоянии.
Для эффективного функционирования экономики необходимо первоочередное решение проблемы совершенствования и развития сети автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Автомобильный транспорт и автомобильные дороги, а также искусственные сооружения играют исключительно важную роль в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок и оказывают огромное влияние на социально-экономическое развитие Республики Алтай.
Из-за ограниченности финансирования резко сократился ввод мостовых переходов в эксплуатацию, недостаточно средств выделяется на их капитальный ремонт, ремонт и содержание, поэтому наблюдается постоянный рост объема недоремонта. Изношенными оказались не только деревянные мосты, но и мосты капитального типа.
Характеризуя современные мостовые переходы следует также отметить, что неудовлетворительное техническое состояние существующих мостовых переходов далеко не единственный их недостаток.
Существующее состояние мостовых переходов не отвечает современным, а тем более перспективным размерам движения транспортных средств, является серьезным тормозом на пути развития экономики Республики Алтай, имеет огромные негативные социальные последствия.
На 1 января 2011 года на автомобильных дорогах эксплуатируется 405 мостовых переходов, общей длиной 8 956,99 погонных метров, из которых 140 мостовых переходов в неудовлетворительном и аварийном состоянии, их протяженность составляет 2 106,99 погонных метров. Мостовых переходов в удовлетворительном состоянии - 151 штука, длиной 2633,02 метра, в хорошем состоянии - 114 штук длиной 4216,98 погонных метров.
Из общего количества мостовых переходов только 177 штук (44%) длиной 5188,49 погонных метров являются капитальными, деревянных же мостовых переходов 228 штук (56%) длиной 4203 погонных метра.
По материалу пролетных строений капитальные мостовые переходы в свою очередь делятся на металлические - 24 штуки, длиной 1810,99 погонных метров и железобетонные - 153 штуки, длиной 3377,5 погонных метров.
Большинство деревянных мостовых переходов было построено более 15 лет назад и с тех пор не подвергались ремонту. Учитывая, что срок службы деревянных мостовых переходов составляет не больше 10-15 лет, а при неблагоприятных климатических условиях 5-10 лет, на сегодняшний день эти мосты пришли в аварийное и неудовлетворительное техническое состояние.
Таким образом всего требуется строительство и реконструкция 281 мостового перехода общей мощностью 4 923 погонных метра, в том числе строительство 228 мостовых переходов капитального типа взамен деревянных, длиной 4203 погонных метра, и реконструкция 53 капитальных мостовых переходов, находящихся в аварийном и неудовлетворительном состоянии длиной 720 погонных метра.
Перечень деревянных мостовых переходов, подлежащих замене на мостовые переходы капитального типа, а также мостовых переходов капитального типа, находящихся в аварийном и неудовлетворительном состоянии представлен в приложении N 1 к настоящей Программе.
В целях определения технического состояния мостовых переходов, расположенных на автомобильных дорогах, определения приоритетности строительства и реконструкции мостовых переходов, а также недопущения перерывов транспортного сообщения, в рамках реализации настоящей Программы предусмотрено ежегодное проведение диагностики мостовых переходов.