Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 08 июня 2011 года N 118

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА 2011 - 2020 ГОДЫ"

{Утратил силу:
Постановление Правительства Республики Алтай от 29.08.2013 N 234; НГР:ru02000201300638}

В соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ" и поручением Президента Российской Федерации от 25 сентября 2010 года N Пр-2827, Правительство Республики Алтай постановляет:

1. Утвердить республиканскую целевую программу "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности на 2011- 2020 годы".

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Тевоняна С.М.

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай А.В. Бердников

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Республики Алтай

от 8 июня 2011 года N 118

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Алтай на 2011-2020 годы"

I. Паспорт республиканской целевой программы


Наименование республиканской целевой программы

Республиканская целевая программа "Развитие пищевой и перерабатывающей промышленности  на 2011-2020 годы" (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

Поручение Президента Российской Федерации Медведева Д.А. от 25 сентября 2010 года N Пр-2827

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства  Республики Алтай

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Цель и задачи Программы

Целью Программы является поэтапное развитие пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Алтай, увеличение объема переработки сельскохозяйственного сырья, рост производства пищевой продукции.
 Задачами Программы являются:
 1)   стимулирование инвестиционной деятельности на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности;

 2)  создание и развитие производств по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, производимой республиканскими предприятиями агропромышленного комплекса;

 3)  увеличение объемов производства продуктов питания с одновременным повышением их качественных показателей и конкурентоспособности на рынке;

 4)   реализация мер по внедрению на предприятиях энергосберегающих и малоотходных ресурсосберегающих технологий

Сроки и этапы  реализации Программы

Срок реализации Программы - с 2011 по 2020 годы.
 Программа реализуется в два этапа:
 I этап: 2011-2015 годы - приоритетное развитие (строительство, реконструкция и модернизация производств) предприятий мясной, молочной  отраслей промышленности и переработки лектехсырья;

 II этап: 2016-2020 годы - повышение объемов переработки сельскохозяйственной продукции

Перечень основных мероприятий

Система программных мероприятий включает в себя меры по увеличению объемов переработки продукции животноводства и растениеводства

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы на период 2011-2020 годы составит 1466,4 млн. рублей, в том числе:
 средства федерального бюджета (прогнозно) 305,4 млн. рублей;

 средства республиканского бюджета 145,0  млн. рублей;

 средства внебюджетных источников (прогнозно)  1016 млн. рублей

Система организации  контроля за исполнением Программы

Государственный заказчик Программы осуществляет оперативный контроль за исполнением мероприятий Программы по вопросам своей компетенции  в соответствии с постановлением Правительства Республики Алтай от 22 января 2009 года N 9 "О порядке  разработки, утверждения и реализации долгосрочных республиканских целевых программ"

Ожидаемые показатели эффективности реализации Программы

Ожидаемые результаты реализации Программы:
 построить 2 молочных завода, провести реконструкцию 3 молокоперерабатывающих предприятий до 2015 года;

 до 2015 года построить 3 цеха по забою скота и переработке мяса, 1 цех по копчению рыбы и мяса;

 строительство 1 цеха по переработке овощей и фруктов, реконструкция цеха по переработке овощей, плодов и мяса;

 строительство 1 цеха по переработке лектехсырья и реконструкция 2 цехов по переработке лектехсырья;

 рост объема инвестиций в основной капитал в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности к 2015 году в 1,5 раза;

 увеличение к 2020 году объемов производства цельномолочной продукции - на 20%, сыров сычужных твердых – на 17%,  БАДов - на 24% в сравнении с 2010 годом;

 увеличение к 2020 году объема переработки мяса скота на 28% к уровню 2010 года;

 увеличение объема переработки молока в 2020 году на 17% к уровню 2010 года;

 увеличение объема переработки лекарственного технического сырья в 2020 году на 24% к уровню 2010 года

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Программа направлена на реализацию проектов и программ предприятий по реконструкции и модернизации производства продуктов питания.

Полноценное развитие сельского хозяйства возможно только с одновременным развитием пищевой и перерабатывающей промышленности.

1.1. Анализ ситуации в отрасли и основные проблемы


Пищевая и перерабатывающая промышленность занимает одно из ведущих мест в промышленном комплексе республики по созданию валового продукта, величине налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности Республики Алтай в общем объеме обрабатывающих производств составляет 30,5 процентов по состоянию на 1 января 2011 года. По данным ведомственной отчетности.

Существующая ситуация на потребительском рынке создает предпосылки для развития производства пищевой продукции, улучшения ее качества и конкурентоспособности.

В Республике Алтай действует более 50 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Из них только 32% активной части фондов предприятий соответствует современному уровню, около 33% подлежат реконструкции и модернизации, а 35% - полной замене.

В отдельных отраслях пищевой промышленности достаточно высокий износ оборудования. Так, в молочной отрасли - от 50 процентов до 85 процентов, по первичной переработке скота – 82 процента, в хлебопекарной промышленности - от 45% до 70%.

Использование в 2010 году производственных мощностей составило по производству цельномолочной продукции - 52 процента, мяса – 55 процентов, безалкогольных напитков - 53 процента.

В мясной и молочной отраслях на эффективность использования производственных мощностей значительную роль играет сезонность производства.

В республике имеется семь предприятий по переработке молока, из них действующих 5 предприятий. Суммарная производственная мощность действующих предприятий составляет 276 тонн в сутки. В летнее время мощности оборудования предприятий используются до 85%, в зимнее время этот показатель снижается до 15%-25%. Неполная загрузка мощностей связана с необходимостью модернизации и технического перевооружения имеющихся основных фондов, а также обеспечением предприятий сырьем. Значительная часть - до 80% валового производства молока приходится на личные подсобные хозяйства населения республики. Существующая сеть молокоприемных пунктов не обеспечивает сбор молока в хозяйствах населения в полном объеме и необходимого качества.

За 2010 год предприятиями закуплено и переработано 27041 тонна молока, из них произведенного в республике - 9809 тонн, что составляет 36,2%.

Забой скота осуществляют 29 стационарных и передвижных убойных площадок.

Установленные мощности по забою скота составляют:

КРС 40 тыс. гол.;

МРС 50 тыс. гол.;

лошади 20 тыс. гол.;

маралы 10 тыс. гол.

Общая емкость камер единовременного хранения составляет 9100 тонн. Работа предприятий по забою скота носит выраженный сезонный характер, так как основной объем забоя скота приходится на сентябрь-декабрь месяцы.

Переработку лекарственного технического сырья в Республике Алтай осуществляют 11 предприятий, которыми производится более 300 наименований продукции с использованием лектехсырья. На рынке реализации продукции существует достаточно большая конкуренция, поэтому основным мероприятием продвижения продукции является реклама. Затраты на проведение масштабных рекламных мероприятий значительны и непосильны для ряда предприятий.

Для всех предприятий, осуществляющих переработку сельскохозяйственного сырья присуще то, что основную долю в себестоимости продукции пищевых и перерабатывающих предприятий составляют затраты на энергоносители.

Современная экономическая ситуация на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности республики характеризуется:

необходимостью повышения конкурентоспособности продукции за счет проведения реконструкции предприятий, внедрения передовых образцов технологического оборудования, новых технологий и видов продуктов, увеличения затрат на проведение рекламных мероприятий;

необходимостью расширения сети цехов по первичной переработке скота и молокоприемных пунктов;

высокой степенью изношенности технологического оборудования на многих перерабатывающих предприятиях;

высокими энергозатратами на производство продукции;

недостатком инвестиций для модернизации оборудования.

По состоянию на 1 января 2011 года на долю продукции местных пищевых и перерабатывающих предприятий на потребительском рынке республики приходится по следующим группам продовольственных товаров: хлеб и хлебобулочные изделия - 65%, цельномолочная продукция - 21%, масло животное - 42%, сыр - 24%.

Подобная ситуация приводит к снижению коэффициента использования производственных мощностей. В связи с этим перед предприятиями встают задачи улучшения качества и повышения конкурентоспособности производимой продукции.

Для своевременного и в полном объеме исполнения мероприятий технического перевооружения и модернизации мощностей перерабатывающих предприятий необходима государственная поддержка по возмещению части затрат на приобретение технологического оборудования, на использованную на технологические цели электроэнергию.

Основными причинами, сдерживающими развитие пищевой и перерабатывающей промышленности республики, являются:

использование малопроизводительного, морально устаревшего оборудования. Особенно это имеет место на предприятиях по первичной переработке скота и в большинстве молокоперерабатывающих предприятий;

недостаточная государственная поддержка предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленная на модернизацию и техническое перевооружение;

недостаток собственных средств предприятий, сдерживающий внедрение новых технологий, технического перевооружения и модернизации производства, сложное финансовое состояние большинства предприятий;

постоянное повышение цен на энергоносители и транспортировку сырья и продукции;

неурегулированность вопросов платежей и взаимозадолженности между поставщиками сырья, перерабатывающими предприятиями и торговыми организациями;

сезонность производства сельскохозяйственного сырья;

отсутствие рекламных мероприятий на производимую продукцию;

в финансово-экономическом плане - труднодоступность долгосрочных кредитных ресурсов и недостаток залогового обеспечения на ряде предприятий.

1.2. Необходимость программного решения проблемы развития пищевой и перерабатывающей промышленности


Планомерная реализация Программы, подкрепленная государственной поддержкой, позволит увеличить объем производства конкурентоспособной продукции, повысить инвестиционную привлекательность перерабатывающей промышленности республики. Учитывая высокую рентабельность и скорость оборачиваемости капитала в пищевой и перерабатывающей промышленности, быструю окупаемость инвестиций, перерабатывающие отрасли промышленности могут стать наиболее привлекательными для банковского и инвестиционного капитала.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей планируется рост объемов производства животноводческой продукции в планируемом периоде реализации Программы до 2020 года.

Таблица 1

Объемы производства в Республике Алтай молока и мяса на убой


тыс. тонн

Производство в хозяйствах всех форм собственности

2010 год
 (отчет)

2011 год
 (прог-ноз)

2012 год
 (прог-ноз)

2013 год
 (прог-ноз)

2014 год
 (прог-ноз)

2015 год
 (прог-ноз)

2020 год
 (прог-ноз)

Молоко, всего

85,2

86,5

87,8

89,1

90,4

91,8

98,9

Производство мяса на убой

40,7

41,3

41,9

42,6

43,2

43,8

47,2

Работа по развитию отраслей промышленности направлена на обновление и модернизацию производственной базы, что позволяет увеличить объемы вырабатываемой и реализуемой продукции

Большая часть инвестиционных средств направляется на обновление технологического оборудования, модернизацию производства, что положительно влияет на качество выпускаемой продукции, на снижение ее себестоимости и увеличение объемов производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции. Ежегодно предприятиями обновляется 15-20 процентов вырабатываемого ассортимента продуктов.

III. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации


Основная цель данной Программы - развитие пищевой и перерабатывающей промышленности области, увеличение объема переработки сельскохозяйственного сырья и продукции, рост производства пищевой продукции.

Основными задачами Программы являются:

во-первых, стимулирование инвестиционной деятельности на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности.

В целях стабилизации и роста конкурентоспособного производства необходимы реконструкция и модернизация в пищевой и перерабатывающей промышленности, что требует крупных инвестиций. Следовательно, возникает необходимость повышения инвестиционной привлекательности производства и продукции в отраслях промышленности.

Направления деятельности по решению задачи:

создание благоприятного инвестиционного климата: стимулирование инвестиционной деятельности предприятий и содействие в поиске потенциальных инвесторов;

содействие развитию приоритетных отраслей промышленности на основе обновления и модернизации основных фондов, роста эффективности использования производственного потенциала;

повышение финансовой устойчивости пищевой и перерабатывающей промышленности за счет мер государственной поддержки предприятий, расширению их доступа к кредитным ресурсам.

Решение данной проблемы позволит увеличить привлечение инвестиций в отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности к 2020 году в 1,5 раза;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»