Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПО ЕДИНОМУ НОМЕРУ "112" НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа


В условиях сохранения высокого уровня рисков техногенного и природного характера, негативных последствий чрезвычайных ситуаций для устойчивого социально-экономического развития Республики Алтай одним из важных элементов обеспечения безопасности является повышение защиты населения, территорий от потенциально опасных объектов.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.

В настоящее время в Республике Алтай функционируют службы экстренного реагирования, такие как служба пожарной охраны, служба полиции, служба скорой медицинской помощи, аварийные службы жизнеобеспечения (водопроводные, тепловые сети), служба газовой сети, службы электросети, служба реагирования в чрезвычайных ситуациях и служба "Антитеррор", которые осуществляют прием вызовов (сообщений о происшествиях) от населения (о происшествиях и чрезвычайных ситуациях) и при необходимости организуют экстренное реагирование на них соответствующих сил и средств.

Таблица N 1

СЛУЖБЫ

экстренного реагирования на территории Республики Алтай

Муниципальное образование

Служба "Анти-террор"

Служба реаги-рования в чрезвы-чайных ситуа-циях

Служба пожар-ной охраны

Служ-ба поли-ции

Служба скорой меди-цинской помощи

Аварий-ные службы жизне-обеспе-чения (водо-провод-ные, тепло-вые сети)

Служ-газо-вой сети

Служба электро-сети

Муниципальное образование "Город Горно-Алтайск"

+

+

+

+

+

+

+

+

Муниципальное образование "Кош-Агачский район"

-

-

+

+

+

+

+

+

Муниципальное образование "Майминский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Онгудайский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Турочакский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Улаганский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Усть-Канский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Усть-Коксинский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Чемальский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Чойский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Муниципальное образование "Шебалинский район"

-

-

+

+

+

+

-

+

Кроме того, во всех муниципальных образованиях в Республике Алтай созданы ЕДДС, функционирующие при администрациях муниципальных образований и осуществляющие свою деятельность во взаимодействии с ДДС соответствующего муниципального образования. Общая численность диспетчеров ЕДДС в муниципальных образованиях составляет 45 человек

В 2012 году в службы экстренного реагирования поступило 349070 вызовов, в том числе в службу пожарной охраны - 1577, службу полиции - 214537, службу скорой медицинской помощи - 112321, аварийные службы жизнеобеспечения (водопроводные, тепловые сети) - 280, службу газовой сети - 0, службу электросети - 19981, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях - 374, службу "Антитеррор" - 0. Анализ данных за 2010 2012 годы показывает ежегодное увеличение количества вызовов (в среднем на 10 %). Увеличение количества вызовов связано с увеличением количества происшествий и развитием средств связи в регионе. Так, данные о происшествиях и чрезвычайных ситуаций за 2011-2012 годы показывают увеличение количества техногенных пожаров по сравнению с предыдущим годом на 3,5 %, дорожно-транспортных происшествий - более чем в 2 раза, пострадавших – 106,6 %.

Важнейший показатель эффективности действий экстренных оперативных служб - время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на тяжесть последствий происшествия или чрезвычайной ситуации (сокращение числа умерших и пострадавших, а также уменьшение общего материального ущерба).

Правительством Республики Алтай, службами экстренных вызовов проводится целенаправленная работа по увеличению безопасности граждан республики и уменьшению числа пострадавших и умерших от происшествий и чрезвычайных ситуаций: постоянно обновляется материально-техническое обеспечение служб экстренного реагирования, проводится обучение и периодическая аттестация работников служб экстренного реагирования, проводится работа по налаживанию межведомственного взаимодействия служб экстренного реагирования при комплексном реагировании.

Благодаря проведенной работе существенно сократилось время реагирования различных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации, увеличилось число спасенных граждан, например, время реагирования пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия сократилось в 2012 году в сравнении с 2011 годом на 15,6 % (спасено в 2012 году 595 человек, что в 7 раз больше, чем в 2011 году).

Несмотря на это в регионе сохраняется значительный уровень количества погибших и пострадавших от происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Таблица N 2

Данные об оперативной обстановке в Республике Алтай за 2011-2012 годы

Виды происшествий

Количество происшествий

Погибло, чел.

Пострадало, чел.

2011 г.

2012  г.

2011  г.

2012  г.

2011  г.

2012  г.

Чрезвычайные ситуации

0

1

0

5

0

6

Техногенные пожары

334

346

18

24

16

20

Происшествия на водных объектах

25

24

28

25

14

17

Дорожно-транспортные происшествия

257

638

42

66

334

690

По сравнению с 2011 годом в отчетном году увеличилось число погибших в пожарах на 33,3 % (пострадавших на 25,0 %), в дорожно-транспортных происшествиях - 57,1 % (пострадавших – 106,6 %), увеличение пострадавших на водных объектах на 21 % (уменьшение погибших на 10,7 %).

Практика показывает, что из общего числа пострадавших в результате происшествий и чрезвычайных ситуаций 20 % умирают вследствие получения травм, не совместимых с жизнью, 30 % погибает из-за несвоевременности оказания им медицинской помощи, в 10 % случаев оказания помощи требуется привлечение более чем одной экстренной службы.

Недостаточный уровень организации взаимодействия с момента поступления вызова (сообщения о происшествии) до оказания помощи пострадавшим при привлечении нескольких экстренных оперативных служб является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Как показывают исследования и анализ пилотного внедрения системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Курской области, в результате её развертывания время комплексного оперативного реагирования экстренных оперативных служб уменьшается на 15-25%. В результате этого число погибших, пострадавших и общий размер ущерба населению и территориям сокращаются примерно на 7-9%.

Минимальный эффект достигается для простых ситуаций с привлечением только одной оперативной службы, максимальный - при сложных происшествиях, когда необходимо участие нескольких оперативных служб (комплексное реагирование).

Для снижения среднего времени оперативного реагирования экстренных оперативных служб и эффективной организации работы по оказанию помощи пострадавшим требуется реализация комплекса организационных и технических мер, включающих организацию комплексного реагирования экстренных оперативных служб, создание и организацию функционирования информационной и телекоммуникационной инфраструктур, подсистем приема и обработки вызовов (сообщений о происшествиях) от населения, хранения и актуализации баз данных, поддержки принятия решений, консультативного обслуживания населения, мониторинга потенциально опасных стационарных и подвижных объектов, геоинформационной подсистемы.

Наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы (сообщения о происшествиях), является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112".

Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе, единых дежурно-диспетчерских служб, а также ДДС экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, в том числе: