Для динамичного развития социально-экономической и общественной жизни республики необходим высокий уровень развития интеллектуальных и творческих ресурсов общества, среди которых значительное место занимают одаренные дети.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (5 ноября 2008 г.) Президент Российской Федерации Д.Медведев определил как одну из важнейших задач, стоящих перед российской школой, создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Своевременная профессиональная диагностика, создание условий для стимулирования ребенка с раннего возраста к различным видам деятельности, поддержка одаренного ребенка не только в отношении его выдающихся способностей, но и в остальных аспектах развития и воспитания, создание благоприятных условий трудовой деятельности и жизнеобеспечения на этапе его профессионального и личного становления могут и должны стать общегосударственной задачей, объединяющей для её решения семью, государственные институты, общественные организации, фонды, инициативы заинтересованных граждан.
Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения государства к проблеме детской "нестандартности", разработки механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, реализации системы мер межведомственного уровня, которая позволит самореализоваться одаренным детям, а государству и обществу своевременно использовать творческие возможности и уникальные результаты их деятельности.
Создание развивающей, творческой образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, - одна из важнейших функций системы образования республики.
В 2009 году в системе образования республики функционируют 211 дошкольных образовательных учреждений, 202 школы, из них 6 - с углубленным изучением отдельных предметов, 4 гимназии, 2 прогимназии, 1 лицей, 4 начальные школы-детский сад.
Выявлять одаренных детей, привлекать внимание заинтересованных сторон к проблемам интеллектуального развития детей и молодежи позволяет система школьных олимпиад. Участниками олимпиад, проведенных по 17 предметам в 2008/09 учебном году, стали 839 школьников.
Благоприятная образовательная среда для развития творческих способностей ребенка создана также в учреждениях дополнительного образования республики. В настоящее время республиканская система дополнительного образования детей включает в себя 95 образовательных учреждений, находящихся в ведении органов образования, культуры, спорта, общественных организаций. Обучающиеся системы дополнительного образования республики являются победителями многих республиканских и всероссийских творческих конкурсов и соревнований.
Особое место в работе с одаренными детьми занимают специализированные учреждения, ориентированные на работу с одаренными детьми. В г.Владикавказе на протяжении ряда лет работает Центр творчества "Интеллект" (дир.Кулати А.К.), целью которого является развитие творческих способностей одаренного ребенка.
Работа по реализации национального проекта "Образование" способствовала дальнейшему развитию деятельности различных государственных органов по поддержке талантливой молодежи в республике. Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания предприняты усилия по координации деятельности различных учреждений по работе с одаренными детьми. В течение трех лет реализации проекта "Образование" 97 представителей молодежи республики получили премии по поддержке талантливой молодежи.
Совершенствовались формы работы с одаренными детьми в летний период. Увеличилось количество профильных лагерей при учреждениях дополнительного образования (в 2007 г. -12 лагерей, 2008 г. - 14 лагерей).
Ведется работа по повышению методического уровня педагогов в части работы с одаренным детьми.
Вместе с тем следует отметить, что в республике не сформирована система работы с одаренными детьми как различных государственных органов, работающих с этой категорией детей, так и образовательных учреждений. Нет преемственности в работе с одаренными детьми на различных уровнях образования. Недостаточно подготовленных специалистов для работы с этой категорией детей, отсутствует психолого-педагогическое сопровождение. На низком уровне находится материальная база учреждений образования, требует улучшения система поощрения творчески работающих педагогов и талантливых детей.
Принятие Республиканской целевой программы "Одаренные дети" обусловлено необходимостью поддержки и развития талантливых детей в республике. Программа будет способствовать созданию единого развивающего пространства для талантливого ребенка в течение всего периода его обучения в образовательных учреждениях различного уровня, типа, вида и различной ведомственной принадлежности. Теоретической базой для разработки такой системы стала рабочая концепция "Одаренность", разработанная авторским коллективом по заказу Министерства образования Российской Федерации в 2003 году, определяющая основные виды одаренности ребенка, направления работы с одаренными детьми, профессионально-личностную квалификацию педагогов для работы с этой категорией детей и т.д.