Недействующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ МАЛОГО, СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ НА 2009-2013 ГОДЫ"

Таблица 2. Итоги мониторинга числа зарегистрированных и фактически действующих на территории Республики Северная Осетия - Алания субъектов малого и среднего предпринимательства за 2008 год.


N п.п.

Наименование муниципальных образований

Удельный вес в общей численности зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства

Удельный вес в общем числе фактически действующих субъектов малого и среднего предпринимательства

%

%

1.

Алагирский район

4,0

3,3

2.

Ардонский район

3,9

4,3

3.

Дигорский район

2,0

1,9

4.

Ирафский район

2,0

2,0

5.

Кировский район

2,3

3,0

6.

Моздокский район

12,4

15,4

7.

Правобережный район

6,6

8,1

8.

Пригородный район

9,1

9,5

9.

Городской округ
 г. Владикавказ

57,7

52,5

ИТОГО:

100

100

Неравномерное территориальное размещение субъектов малого и среднего предпринимательства негативно сказывается на формировании налогооблагаемой базы муниципальных образований. До 77,9% суммы налоговых выплат субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008 году получено по городскому округу г. Владикавказ; 6,6% по Моздокскому району; по семи другим муниципальным образованиям республики удельный вес налоговых выплат в общей сумме налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства составляет всего 15,5%.

Таким образом, одной из основных проблем развития предпринимательской деятельности в Республике Северная Осетия - Алания является структурная неравномерность по территориальному и отраслевому признакам.

Действующая в республике система поддержки малого и среднего предпринимательства включает финансово-имущественную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов на малых и средних предприятиях, льготное кредитование крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, консалтинговую и информационную поддержку, содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества и др.

По итогам 2008 года на субсидирование части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства, из республиканского бюджета выделено 17,9 млн. руб. что на 4,5% выше объема субсидирования в 2007 году.

На льготных условиях в агропромышленном комплексе республики в 2008 году прокредитовано 3254 малых предприятия и индивидуальных предпринимателей на общую сумму 490 млн. руб. Рост объемов льготного кредитования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве по сравнению с показателями 2007 года составил 17,3%.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд" в 2008 году доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства республики в общем объеме произведенных работ и оказанных услуг для государственных нужд составила 77,6%.

В течение 2008 года на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства выделено около 21 тыс. кв. метров площадей федеральной, республиканской и муниципальной собственности.

Консультационная и информационная поддержка предпринимательства за истекший период включала меры по популяризации в средствах массовой информации добросовестной предпринимательской деятельности, оказание бесплатных консалтинговых услуг, издание специальных информационно-аналитических материалов и пособий, проведение обучающих семинаров, фокус-групп, круглых столов, совещаний и конференций по актуальным вопросам развития предпринимательской деятельности.

Кроме того, оказывалось содействие в организации участия предпринимателей в международных и федеральных мероприятиях, развитии межрегионального сотрудничества, организации выставочно-ярмарочной деятельности и др.

Вместе с тем, перечисленные меры государственной поддержки в республике не соответствуют темпам и потребностям развития предпринимательской деятельности. Действующие механизмы финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ориентированы на стабильно работающие предприятия, в то время как наиболее актуальны вопросы обеспечения стартовых возможностей и механизмов организации деятельности вновь созданных предприятий.

Наличие в республике разнообразных природных сырьевых ресурсов, в частности полезных ископаемых, углеводородного сырья, природных строительных материалов, экологически чистых ресурсов пресной и минеральной воды, природных рекреационных комплексов, условий для развития многоотраслевого сельского хозяйства и др. определяет возможности опережающего развития сферы производства и изменение как отраслевой, так и территориальной структур предпринимательства республики.

В настоящее время, как свидетельствуют приведенные выше итоги развития малого и среднего предпринимательства, предпринимательская деятельность сосредоточена преимущественно на территории городского округа г. Владикавказ в области торговли и оказания услуг (бытовых, транспорта и связи). Поэтому наиболее актуальны проблемы создания рабочих мест, обеспечения занятости трудоспособного населения с учетом природно-климатической специфики и социально-экономического потенциала муниципальных районов республики, в частности горных территорий.

Приоритетное развитие сферы производства, освоение природно-сырьевых и природных рекреационных комплексов требуют совершенствования деятельности системы и создания новых форм, механизмов поддержки предпринимательской деятельности, формирования благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиционных ресурсов и др.

В свою очередь, расширение системы поддержки предпринимательства обусловливает необходимость формирования соответствующей нормативно-правовой базы, инфраструктуры, информационного и кадрового обеспечения, т.е. комплексного решения проблем развития малого и среднего предпринимательства на территории республики с помощью данных программных мероприятий.