N п.п. | Наименование муниципальных образований | Удельный вес в общей численности зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства | Удельный вес в общем числе фактически действующих субъектов малого и среднего предпринимательства |
% | % | ||
1. | Алагирский район | 4,0 | 3,3 |
2. | Ардонский район | 3,9 | 4,3 |
3. | Дигорский район | 2,0 | 1,9 |
4. | Ирафский район | 2,0 | 2,0 |
5. | Кировский район | 2,3 | 3,0 |
6. | Моздокский район | 12,4 | 15,4 |
7. | Правобережный район | 6,6 | 8,1 |
8. | Пригородный район | 9,1 | 9,5 |
9. | Городской округ | 57,7 | 52,5 |
ИТОГО: | 100 | 100 |
Неравномерное территориальное размещение субъектов малого и среднего предпринимательства негативно сказывается на формировании налогооблагаемой базы муниципальных образований. До 77,9% суммы налоговых выплат субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008 году получено по городскому округу г. Владикавказ; 6,6% по Моздокскому району; по семи другим муниципальным образованиям республики удельный вес налоговых выплат в общей сумме налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства составляет всего 15,5%.
Таким образом, одной из основных проблем развития предпринимательской деятельности в Республике Северная Осетия - Алания является структурная неравномерность по территориальному и отраслевому признакам.
Действующая в республике система поддержки малого и среднего предпринимательства включает финансово-имущественную поддержку, размещение государственных и муниципальных заказов на малых и средних предприятиях, льготное кредитование крестьянско-фермерских и личных подсобных хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, консалтинговую и информационную поддержку, содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества и др.
По итогам 2008 года на субсидирование части затрат на уплату процентов по коммерческим кредитам, полученным субъектами малого и среднего предпринимательства, из республиканского бюджета выделено 17,9 млн. руб. что на 4,5% выше объема субсидирования в 2007 году.
На льготных условиях в агропромышленном комплексе республики в 2008 году прокредитовано 3254 малых предприятия и индивидуальных предпринимателей на общую сумму 490 млн. руб. Рост объемов льготного кредитования предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве по сравнению с показателями 2007 года составил 17,3%.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд" в 2008 году доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства республики в общем объеме произведенных работ и оказанных услуг для государственных нужд составила 77,6%.
В течение 2008 года на льготных условиях субъектам малого и среднего предпринимательства выделено около 21 тыс. кв. метров площадей федеральной, республиканской и муниципальной собственности.
Консультационная и информационная поддержка предпринимательства за истекший период включала меры по популяризации в средствах массовой информации добросовестной предпринимательской деятельности, оказание бесплатных консалтинговых услуг, издание специальных информационно-аналитических материалов и пособий, проведение обучающих семинаров, фокус-групп, круглых столов, совещаний и конференций по актуальным вопросам развития предпринимательской деятельности.
Кроме того, оказывалось содействие в организации участия предпринимателей в международных и федеральных мероприятиях, развитии межрегионального сотрудничества, организации выставочно-ярмарочной деятельности и др.
Вместе с тем, перечисленные меры государственной поддержки в республике не соответствуют темпам и потребностям развития предпринимательской деятельности. Действующие механизмы финансово-кредитной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства ориентированы на стабильно работающие предприятия, в то время как наиболее актуальны вопросы обеспечения стартовых возможностей и механизмов организации деятельности вновь созданных предприятий.
Наличие в республике разнообразных природных сырьевых ресурсов, в частности полезных ископаемых, углеводородного сырья, природных строительных материалов, экологически чистых ресурсов пресной и минеральной воды, природных рекреационных комплексов, условий для развития многоотраслевого сельского хозяйства и др. определяет возможности опережающего развития сферы производства и изменение как отраслевой, так и территориальной структур предпринимательства республики.
В настоящее время, как свидетельствуют приведенные выше итоги развития малого и среднего предпринимательства, предпринимательская деятельность сосредоточена преимущественно на территории городского округа г. Владикавказ в области торговли и оказания услуг (бытовых, транспорта и связи). Поэтому наиболее актуальны проблемы создания рабочих мест, обеспечения занятости трудоспособного населения с учетом природно-климатической специфики и социально-экономического потенциала муниципальных районов республики, в частности горных территорий.
Приоритетное развитие сферы производства, освоение природно-сырьевых и природных рекреационных комплексов требуют совершенствования деятельности системы и создания новых форм, механизмов поддержки предпринимательской деятельности, формирования благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиционных ресурсов и др.
В свою очередь, расширение системы поддержки предпринимательства обусловливает необходимость формирования соответствующей нормативно-правовой базы, инфраструктуры, информационного и кадрового обеспечения, т.е. комплексного решения проблем развития малого и среднего предпринимательства на территории республики с помощью данных программных мероприятий.