Недействующий

О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2004-2006 ГОДЫ

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию системы образования в РСО-А должна способствовать: сохранению и развитию системы образования в РСО-А в интересах личности, общества и государства; разработке и внедрению организационно-экономических механизмов повышения равенства и доступности качественного образования для разных слоев населения; формированию основы комплексной системы управления качеством образования; модернизации системы управления образованием и механизмов финансирования; развитию государственно-общественных схем управления образованием на всех уровнях; созданию системы образовательной статистики как основы принятия управленческих решений; повышению эффективности использования ресурсов в системе образования; созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных средств в систему образования в РСО-А; оптимизации сети образовательных учреждений общего (основного и дополнительного) и профессионального образования путем реорганизации, перепрофилирования действующих и открытия новых образовательных учреждений, что позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и соответствовать социальному заказу.

Будет создана нормативно-организационная и программно-методическая основа современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогического корпуса и административных работников всех уровней, способных обеспечить эффективное функционирование и развитие сферы образования РСО-А.

В ходе осуществления локальных и широкомасштабных проектов педагогическая практика обогатится вариативными образовательными программами, методиками и технологиями обучения и воспитания, эффективно влияющими на рост позитивной мотивации детей, подростков и молодежи по отношению к образованию и самообразованию, компетентный выбор профессий и жизненного пути, способность к продуктивным социально адекватным действиям в современном обществе.

Будут созданы необходимые организационные, научно-методические, кадровые и иные условия для восстановления и развития воспитательных функций, деятельности образовательных учреждений. Увеличится охват детей, подростков и юношества различными направлениями, видами и формами занятий в сфере дополнительного образования, обладающего определенным воспитательным потенциалом. Произойдет упорядочение межведомственной работы на областном и муниципальном уровнях в целях формирования воспитательного пространства РСО-А.

Расширятся компенсаторные возможности образования для работы с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации (одаренные дети; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты; дети с ограниченными физическими и психическими возможностями; дети "группы риска"). Образование своими методами будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения республики, восстановление воспитательного статуса семьи. При достижении намеченных Программой изменений в образовании можно ожидать снижения психологической и социальной напряженности в детской, подростковой и молодежной среде, уменьшения вероятности противоправного поведения, безработицы и иных асоциальных явлений.

Реализация Программы развития образования РСО-А в части развития системы воспитания и дополнительного образования призвана способствовать:

расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;

повышению роли дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений всех типов

и видов;

расширению перечня образовательных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;

интеграции основного общего и дополнительного образования в соответствии с концепцией модернизации образования;

укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни;

развитию системы детско-юношеского спорта;

приобщению детей к истокам национальной культуры и традициям;

профилактике безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних;

расширению сети учреждений дополнительного образования;

приведению деятельности учреждений дополнительного образования детей в соответствие с нормативно-правовой базой;

распространению инновационного опыта работы учреждений дополнительного образования детей; повышению квалификации педагогов дополнительного образования; , улучшению материальной базы учреждений дополнительного образования детей; устойчивому финансированию системы дополнительного образования.

Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию национального образования должна способствовать:

развитию и поддержке осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка;

повышению статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов Осетии;

укреплению позиций осетинского языка в общественной жизни, расширению его социальных и культурных функций;

реализации Концепции национального образования и планы ее реализации, успешного развития национальной школы республики;

разработке учебников, учебно-методических пособий по предметам национально-регионального компонента; осуществлению методического руководства и контроля совершенствованием преподавания предметов национально-регионального компонента;

формированию программы кадрового обеспечения преподавания предметов национально-регионального компонента и подготовке нового поколения учителей-предметников для осетинской национальной школы.

СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ

N N пп

Мероприятия по реализацииПрограммы

Источники финансирования по годам (млн.руб)

Исполнители

республиканский бюджет

прочие источники

всего

2004

2005

2006

всего

2004

2005

2006

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

I. Обновление содержания образования и повышение качества образования

II. Оценка состояния действующей системы образования

1.1.1.

Изучение и оценка воспита-тельного потенциала системы образования республики и его реализации в современных условиях: разработка критери-ев, показателей и методик экс-пертной оценки и мониторинга состояния воспитательной практики в образовательных учреждениях разных типов и видов;
организация и проведе-ние социологических исследо-ваний.

2,5

0.7

0.9

0.9

Министерство образования РСО-А

1.1.2.

Разработка и реализация ком-плексной программы научных исследований, проектных и научно-методических работ по развитию образования в РСО-А.

2,7

0.8

0.9

1

Министерство образования РСО-А

Итого

5,2

1,5

1,8

1,9

1.2.Дошкольное образование

1.2.1.

Введение категорийности ДОУ через механизм их аттестации и аккредитации

0,4

0.1

0,1

0.2

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

1.2.2.

Отработка механизма психолого-педагогической и социальной поддержки детства в дошкольном образовательном учреждении

0,3

0,1

0,1

0,1

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

1.2.3.

Создание моделей дошкольных образовательных учреждений, реализующих наряду с разви-вающими программами програм-мы коррекции физического здоровья детей (коррекция речи, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. )

0,3

0,1

0.1

0,1

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

1.2.4.

Разработка положения о дифференцированной родительской плате за содержание детей в ДОУ в зависимости от набора услуг, длительности пребыва-ния детей, вида и типа ДОУ

0,6

0,1

0,2

0,3

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

1.2.5.

Разработка и внедрение рекомендаций по организации пи-тания в дошкольных образова-тельных учреждениях РСО-А

0,5

0,1

0,2

0,2

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

1.2.6.

Разработка механизма органи-зации в дошкольных образова-тельных учреждениях гибких форм пребывания детей ("не-полная неделя", "неполный день" и др.)

0,4

0,1

0,1

0,2

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

1.2.7.

Организация в помощь семьям службы раннего и домашнего сопровождения детей по про-блемам их развития и воспита-ния

0,6

0,1

0,2

0,3

Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию)

Итого

3,1

0,8

1

1,3

1.3. Общее образование

1.3.1.

Участие в широкомасштабном эксперименте по совершенст-вованию структуры и содержа-ния общего образования (учеб-но-методическое и организаци-онно-методическое сопровож-дение, курсовая подготовка и мониторинг проведения экспе-римента, доплата учителям, участвующим в эксперименте)

8,5

2,4

2.9

3,2

11

3.2

3.6

4.2

Министерство образования РСО-А СОГПИ, СОРИПКРО

1.3.1.1.

Завершение эксперимента по модернизации структуры и со-держания начального общего образования

1.3.1.2.

Участие в эксперименте по со-вершенствованию структуры и содержания общего образова-ния в основной школе

1.3.1.3.

Переход на профильное обуче-ние в средней школе и органи-зация предпрофильной подго-товки в основной школе

1.3.1.4.

Руководство и контроль - деятельность "пилотных" площадок по апробации нового со-держания образования

1.3.1.5.

Изучение путей совершенство-вания структуры и содержания начального образования в усло-виях сельской школы

1.3.2.

Аттестация педагогических и руководящих работников обра-зования

0,5

0,1

0,2

0,2

0,8

0,2

0,3

0,5

Министерство образования РСО-А СОРИПКРО, муниципальные управ-ления образованием (по согласова-нию)

1.3.3.

Разработка и утверждение рес-публиканского базисного учеб-ного плана

0,2

0,05

0,07

0,08

0,4

0,1

0,1

0.2

Министерство образования РСО-А,
 СОРИПКРО

1.3.4.

Разработка методических реко-мендаций по использованию республиканского базисного учебного плана в общеобразо-вательных учреждениях

0,6

0,2

0,2

0,2

0,8

0,2

0,3

0,5

Министерство образования РСО-А, СОРИПКРО

1.3.5.

Проведение республ иканских олимпиад, конкурсов, форумов для школьников

1

0,2

0,3

0,5

1,6

0,3

0,5

0,8

Министерство образования РСО-А

1.3.6.

Проведение республиканского конкурса "Учитель года" в рамках Всероссийского кон-курса

1,5

0,4

0,5

0,6

2

0,4

0,6

1

Министерство образования РСО-А

1.3.7.

Совершенствование системы экологического образования и воспитания учащихся

0,6

0,1

0,2

0,3

0,9

0,3

0,3

0,5

Министерство образования РСО-А, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Мини-стерства природных ресурсов РФ по РСО-А (по согласованию)

1.3.8.

Развитие и использование
 ин-формационно-компьютерных технологий в учебном процессе

1,1

0,3

0,3

0,5

1,9

0,6

1,2

1,4

Министерство образования РСО-А СОРИПКРО, СОГУ (по согласова-нию). Центр развития образования

1.3.8.1.

Разработка проекта республиканской программы "Создание и развитие единой образовательной информационной среды"

1 3.8.2.

Повышение квалификации ра-ботников образования в облас-ти новых информационных технологий и их использование (Федерация Интернет - Образо-вания)

1.3.8.3.

Создание, экспериментальная отработка и внедрение научно-методического обеспечения дистанционного образования в условиях сельской шкоды

1.3.9.

Разработка и внедрение рес-публиканской системы диагно-стики и оценки качества обра-зования

0,7

0,2

0,2

0,3

1,1

0,3

0,4

0,4

Министерство образования РСО-А СОГПИ

1.3.10.

Разработка и внедрение
 рес-публиканских компонентов образовательных стандартов общего образования (информа-тика, экономика, история Осе-тии, география Осетии)

0,6

0,2

0,2

0,2

1

0,2

0,3

0,5

Министерство образования РСО-А СОРИПКРО

1.3.11.

Определение соответствия реа-лизуемых образовательных программ возрастным и инди-ви-дуальным особенностям учащихся начальных классов школ республики "Начальная школа XXI век". "Школа 2100"

0,5

0,1

0,2

0,2

1

0,2

0,3

0,5

Министерство образования РСО-А СОГПИ, СОРИПКРО

1.3.12.

Проведение с издательским центром "Вентана-Граф" и из-да-тельством "Просвещение" (Санкт-Петербург) научно-практической конференции по новым технологиям обучения в начальной школе

0,9

0,2

0,3

0,4

1,4

0,3

0,4

0,7

Министерство образования РСО-А СОГПИ, СОРИПКРО

1.3.13.

Анализ работы специалистов органов управления образова-нием Моздокского и Пригород-ного районов по профилактике дезадаптации учащихся при переходе из школы 1 ступени в школу II ступени

0,7

0,2

0,2

0,3

1,3

0,3

0,4

0,6

Министерство образования РСО-А

1.3.14.

Экспериментальное внедрение системы оценки результатов обучения. в том числе участие в федеральном эксперименте по проведению единого экзамена

0,9

0,2

0,3

0,4

1,6

0,4

0,4

0,8

Министерство образования РСО-А

1.3.15.

Разработка межведомственной
 программы сотрудничества
 учреждений образования и нау-ки (в области естественно-математической подготовки
 школьников)

0,7

0.2

0.2

о.з

1.2

0.2

0.4

0.6

Министерство образования РСО-А, комитет по науке. Владикавказс-кий научный центр

1.3.16.

Проведение экспертизы и ин-вен-таризации учреждений образо-вания интернатного типа с целью создания условий для оптимизации образовательной среды и провести ее рационали-зацию

Министерство образования РСО-А Муниципаль-ные управления образованием (по согласованию)

1.3.17.

Создание летней математиче-ской школы для учащихся об-щеобра-зовательных учрежде-ний

Министерство образования РСО-А. СОГ'ПИ. СОГУ (по согласованию). Владикавказс-кий научный центр

Итоги

19

5

6

8

28

8

9

11

1.4 Национальное образование

1.4.1.

Представление в Парламент Республики Северная Осетия -Алания проекта закона "О языках в Республике Северная Осетия - Алания"

Министерство образования РСО-А

1.4.2.

Представление в Правительство PCO-A проекта республиканской целевой программы "Осетинский язык" и дальнейшая реализация данной Программы

1

1

1

1

Министерство образования РСО-А, СОГПИ, СОГУ (по согласованию), СОРИПКРО

1.4.3.

Поэтапная реализация Концепции национального образования республики согласно Программе

Министерство образования РСО-А. СОГПИ, СОГУ (по согласованию). СОРИПКРО