Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию системы образования в РСО-А должна способствовать: сохранению и развитию системы образования в РСО-А в интересах личности, общества и государства; разработке и внедрению организационно-экономических механизмов повышения равенства и доступности качественного образования для разных слоев населения; формированию основы комплексной системы управления качеством образования; модернизации системы управления образованием и механизмов финансирования; развитию государственно-общественных схем управления образованием на всех уровнях; созданию системы образовательной статистики как основы принятия управленческих решений; повышению эффективности использования ресурсов в системе образования; созданию благоприятных условий для привлечения дополнительных средств в систему образования в РСО-А; оптимизации сети образовательных учреждений общего (основного и дополнительного) и профессионального образования путем реорганизации, перепрофилирования действующих и открытия новых образовательных учреждений, что позволит более эффективно использовать имеющиеся ресурсы и соответствовать социальному заказу.
Будет создана нормативно-организационная и программно-методическая основа современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогического корпуса и административных работников всех уровней, способных обеспечить эффективное функционирование и развитие сферы образования РСО-А.
В ходе осуществления локальных и широкомасштабных проектов педагогическая практика обогатится вариативными образовательными программами, методиками и технологиями обучения и воспитания, эффективно влияющими на рост позитивной мотивации детей, подростков и молодежи по отношению к образованию и самообразованию, компетентный выбор профессий и жизненного пути, способность к продуктивным социально адекватным действиям в современном обществе.
Будут созданы необходимые организационные, научно-методические, кадровые и иные условия для восстановления и развития воспитательных функций, деятельности образовательных учреждений. Увеличится охват детей, подростков и юношества различными направлениями, видами и формами занятий в сфере дополнительного образования, обладающего определенным воспитательным потенциалом. Произойдет упорядочение межведомственной работы на областном и муниципальном уровнях в целях формирования воспитательного пространства РСО-А.
Расширятся компенсаторные возможности образования для работы с детьми, требующими специальных условий обучения, воспитания, развития и социальной адаптации (одаренные дети; дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты; дети с ограниченными физическими и психическими возможностями; дети "группы риска"). Образование своими методами будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения республики, восстановление воспитательного статуса семьи. При достижении намеченных Программой изменений в образовании можно ожидать снижения психологической и социальной напряженности в детской, подростковой и молодежной среде, уменьшения вероятности противоправного поведения, безработицы и иных асоциальных явлений.
Реализация Программы развития образования РСО-А в части развития системы воспитания и дополнительного образования призвана способствовать:
расширению возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов;
повышению роли дополнительного образования детей в деятельности образовательных учреждений всех типов
и видов;
расширению перечня образовательных услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования детей;
интеграции основного общего и дополнительного образования в соответствии с концепцией модернизации образования;
укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни;
развитию системы детско-юношеского спорта;
приобщению детей к истокам национальной культуры и традициям;
профилактике безнадзорности и беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних;
расширению сети учреждений дополнительного образования;
приведению деятельности учреждений дополнительного образования детей в соответствие с нормативно-правовой базой;
распространению инновационного опыта работы учреждений дополнительного образования детей; повышению квалификации педагогов дополнительного образования; , улучшению материальной базы учреждений дополнительного образования детей; устойчивому финансированию системы дополнительного образования.
Реализация поставленных задач и основных направлений деятельности по развитию национального образования должна способствовать:
развитию и поддержке осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка;
повышению статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве, в духовном и культурном обогащении народов Осетии;
укреплению позиций осетинского языка в общественной жизни, расширению его социальных и культурных функций;
реализации Концепции национального образования и планы ее реализации, успешного развития национальной школы республики;
разработке учебников, учебно-методических пособий по предметам национально-регионального компонента; осуществлению методического руководства и контроля совершенствованием преподавания предметов национально-регионального компонента;
формированию программы кадрового обеспечения преподавания предметов национально-регионального компонента и подготовке нового поколения учителей-предметников для осетинской национальной школы.
СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ | ||||||||||
N N пп | Мероприятия по реализацииПрограммы | Источники финансирования по годам (млн.руб) | Исполнители | |||||||
республиканский бюджет | прочие источники | |||||||||
всего | 2004 | 2005 | 2006 | всего | 2004 | 2005 | 2006 | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
I. Обновление содержания образования и повышение качества образования | ||||||||||
II. Оценка состояния действующей системы образования | ||||||||||
1.1.1. | Изучение и оценка воспита-тельного потенциала системы образования республики и его реализации в современных условиях: разработка критери-ев, показателей и методик экс-пертной оценки и мониторинга состояния воспитательной практики в образовательных учреждениях разных типов и видов; | 2,5 | 0.7 | 0.9 | 0.9 | Министерство образования РСО-А | ||||
1.1.2. | Разработка и реализация ком-плексной программы научных исследований, проектных и научно-методических работ по развитию образования в РСО-А. | 2,7 | 0.8 | 0.9 | 1 | Министерство образования РСО-А | ||||
Итого | 5,2 | 1,5 | 1,8 | 1,9 | ||||||
1.2.Дошкольное образование | ||||||||||
1.2.1. | Введение категорийности ДОУ через механизм их аттестации и аккредитации | 0,4 | 0.1 | 0,1 | 0.2 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
1.2.2. | Отработка механизма психолого-педагогической и социальной поддержки детства в дошкольном образовательном учреждении | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
1.2.3. | Создание моделей дошкольных образовательных учреждений, реализующих наряду с разви-вающими программами програм-мы коррекции физического здоровья детей (коррекция речи, зрения, опорно-двигательного аппарата и т. д. ) | 0,3 | 0,1 | 0.1 | 0,1 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
1.2.4. | Разработка положения о дифференцированной родительской плате за содержание детей в ДОУ в зависимости от набора услуг, длительности пребыва-ния детей, вида и типа ДОУ | 0,6 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
1.2.5. | Разработка и внедрение рекомендаций по организации пи-тания в дошкольных образова-тельных учреждениях РСО-А | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
1.2.6. | Разработка механизма органи-зации в дошкольных образова-тельных учреждениях гибких форм пребывания детей ("не-полная неделя", "неполный день" и др.) | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
1.2.7. | Организация в помощь семьям службы раннего и домашнего сопровождения детей по про-блемам их развития и воспита-ния | 0,6 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | Министерство образования РСО-А Муниципальные органы управления образованием (по согласованию) | ||||
Итого | 3,1 | 0,8 | 1 | 1,3 | ||||||
1.3. Общее образование | ||||||||||
1.3.1. | Участие в широкомасштабном эксперименте по совершенст-вованию структуры и содержа-ния общего образования (учеб-но-методическое и организаци-онно-методическое сопровож-дение, курсовая подготовка и мониторинг проведения экспе-римента, доплата учителям, участвующим в эксперименте) | 8,5 | 2,4 | 2.9 | 3,2 | 11 | 3.2 | 3.6 | 4.2 | Министерство образования РСО-А СОГПИ, СОРИПКРО |
1.3.1.1. | Завершение эксперимента по модернизации структуры и со-держания начального общего образования | |||||||||
1.3.1.2. | Участие в эксперименте по со-вершенствованию структуры и содержания общего образова-ния в основной школе | |||||||||
1.3.1.3. | Переход на профильное обуче-ние в средней школе и органи-зация предпрофильной подго-товки в основной школе | |||||||||
1.3.1.4. | Руководство и контроль - деятельность "пилотных" площадок по апробации нового со-держания образования | |||||||||
1.3.1.5. | Изучение путей совершенство-вания структуры и содержания начального образования в усло-виях сельской школы | |||||||||
1.3.2. | Аттестация педагогических и руководящих работников обра-зования | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | Министерство образования РСО-А СОРИПКРО, муниципальные управ-ления образованием (по согласова-нию) |
1.3.3. | Разработка и утверждение рес-публиканского базисного учеб-ного плана | 0,2 | 0,05 | 0,07 | 0,08 | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0.2 | Министерство образования РСО-А, |
1.3.4. | Разработка методических реко-мендаций по использованию республиканского базисного учебного плана в общеобразо-вательных учреждениях | 0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,8 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | Министерство образования РСО-А, СОРИПКРО |
1.3.5. | Проведение республ иканских олимпиад, конкурсов, форумов для школьников | 1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | 1,6 | 0,3 | 0,5 | 0,8 | Министерство образования РСО-А |
1.3.6. | Проведение республиканского конкурса "Учитель года" в рамках Всероссийского кон-курса | 1,5 | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 2 | 0,4 | 0,6 | 1 | Министерство образования РСО-А |
1.3.7. | Совершенствование системы экологического образования и воспитания учащихся | 0,6 | 0,1 | 0,2 | 0,3 | 0,9 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | Министерство образования РСО-А, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Мини-стерства природных ресурсов РФ по РСО-А (по согласованию) |
1.3.8. | Развитие и использование | 1,1 | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 1,9 | 0,6 | 1,2 | 1,4 | Министерство образования РСО-А СОРИПКРО, СОГУ (по согласова-нию). Центр развития образования |
1.3.8.1. | Разработка проекта республиканской программы "Создание и развитие единой образовательной информационной среды" | |||||||||
1 3.8.2. | Повышение квалификации ра-ботников образования в облас-ти новых информационных технологий и их использование (Федерация Интернет - Образо-вания) | |||||||||
1.3.8.3. | Создание, экспериментальная отработка и внедрение научно-методического обеспечения дистанционного образования в условиях сельской шкоды | |||||||||
1.3.9. | Разработка и внедрение рес-публиканской системы диагно-стики и оценки качества обра-зования | 0,7 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 1,1 | 0,3 | 0,4 | 0,4 | Министерство образования РСО-А СОГПИ |
1.3.10. | Разработка и внедрение | 0,6 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | Министерство образования РСО-А СОРИПКРО |
1.3.11. | Определение соответствия реа-лизуемых образовательных программ возрастным и инди-ви-дуальным особенностям учащихся начальных классов школ республики "Начальная школа XXI век". "Школа 2100" | 0,5 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 1 | 0,2 | 0,3 | 0,5 | Министерство образования РСО-А СОГПИ, СОРИПКРО |
1.3.12. | Проведение с издательским центром "Вентана-Граф" и из-да-тельством "Просвещение" (Санкт-Петербург) научно-практической конференции по новым технологиям обучения в начальной школе | 0,9 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 1,4 | 0,3 | 0,4 | 0,7 | Министерство образования РСО-А СОГПИ, СОРИПКРО |
1.3.13. | Анализ работы специалистов органов управления образова-нием Моздокского и Пригород-ного районов по профилактике дезадаптации учащихся при переходе из школы 1 ступени в школу II ступени | 0,7 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 1,3 | 0,3 | 0,4 | 0,6 | Министерство образования РСО-А |
1.3.14. | Экспериментальное внедрение системы оценки результатов обучения. в том числе участие в федеральном эксперименте по проведению единого экзамена | 0,9 | 0,2 | 0,3 | 0,4 | 1,6 | 0,4 | 0,4 | 0,8 | Министерство образования РСО-А |
1.3.15. | Разработка межведомственной | 0,7 | 0.2 | 0.2 | о.з | 1.2 | 0.2 | 0.4 | 0.6 | Министерство образования РСО-А, комитет по науке. Владикавказс-кий научный центр |
1.3.16. | Проведение экспертизы и ин-вен-таризации учреждений образо-вания интернатного типа с целью создания условий для оптимизации образовательной среды и провести ее рационали-зацию | Министерство образования РСО-А Муниципаль-ные управления образованием (по согласованию) | ||||||||
1.3.17. | Создание летней математиче-ской школы для учащихся об-щеобра-зовательных учрежде-ний | Министерство образования РСО-А. СОГ'ПИ. СОГУ (по согласованию). Владикавказс-кий научный центр | ||||||||
Итоги | 19 | 5 | 6 | 8 | 28 | 8 | 9 | 11 | ||
1.4 Национальное образование | ||||||||||
1.4.1. | Представление в Парламент Республики Северная Осетия -Алания проекта закона "О языках в Республике Северная Осетия - Алания" | Министерство образования РСО-А | ||||||||
1.4.2. | Представление в Правительство PCO-A проекта республиканской целевой программы "Осетинский язык" и дальнейшая реализация данной Программы | 1 | 1 | 1 | 1 | Министерство образования РСО-А, СОГПИ, СОГУ (по согласованию), СОРИПКРО | ||||
1.4.3. | Поэтапная реализация Концепции национального образования республики согласно Программе | Министерство образования РСО-А. СОГПИ, СОГУ (по согласованию). СОРИПКРО |