В РСО-А сложилась многоуровневая система образования, которая включает в себя 220 дошкольных образовательных учреждений (с численностью 22 тыс. детей), 211 общеобразовательных учреждений (97,4 тыс.), 10 школ с углубленным изучением предмета (5,8 тыс.), 4 гимназии (4,7 тыс.), 16 начальных профессиональных (6 тыс.), 14 средних профессиональных учреждений (10,3 тыс.), 6 государственных вузов и 3 аккредитованных филиала вузов (29,3 тыс.).
Воспитание в системе образования
Государственная воспитательная политика обеспечивается в системе образования РСО-А работой образовательных учреждений всех типов, деятельность которых направлена на становление нравственной, социально активной, творческой личности.
Политика воспитания следует гуманистическим принципам и традициям национальной культуры, основывается на опыте российского образования, воспитательных возможностях учебного процесса и разнообразной внеучебной деятельности детей и юношества, на использовании групповых, коллективных и массовых форм работы, предполагает развитие ученического самоуправления, детско-юношеских объединений самодеятельного типа.
В то же время не полностью реализуются воспитательные функции семьи, увеличивается количество безнадзорных и беспризорных детей, ослаблена воспитательная деятельность многих школ, не сокращается разрыв между процессами обучения и воспитания. Требует решения вопрос кадрового обеспечения воспитательной работы в образовательных учреждениях.
Дошкольное образование.
Система дошкольного образования функционирует достаточно стабильно. В республике постоянно проводится работа по недопущению закрытия учреждений дошкольного образования. С 1999 года количество воспитанников увеличилось на 5%. Дошкольным воспитанием в республике охвачено 48% детей. В РСО-А функционирует 220 дошкольных образовательных учреждений, из них 18 учреждений различных республиканских ведомств. Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования ориентирована на использование вариативных развивающих образовательных программ, учитывающих индивидуальные особенности детей. Наблюдается повышенный спрос в учреждениях дошкольного образования, входящих в комплекс детский сад-школа, обеспечивающих непрерывное развитие и образование ребенка по единой методике. Приоритетным направлением деятельности дошкольных учреждений является охрана жизни и укрепление здоровья воспитанников. По данному направлению особого внимания требует вопрос координации работы органов управления образованием и здравоохранением. С целью повышения качества дошкольного образования необходимо завершение аттестации и аккредитации учреждений.
Общее образование.
Структура общего образования состоит из трех ступеней, определяемых образовательными программами соответствующего уровня: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.
Первая ступень общего образования включает в себя 4550 классов и насчитывает 35 091 учащегося. Из данного количества по первому варианту базисного учебного плана (язык обучения - русский) занимается 21 798 учащихся, по второму варианту (язык обучения - осетинский) соответственно - 13 293.
Начальное образование республики полностью переведено на четырехлетнее обучение. Министерством образования созданы все условия для освоения учителями начальных классов новых технологий и методик обучения.
В основном школы работают по обновленной традиционной системе, обеспечивающей развитие младших школьников (96,2%), по системе академика Л.В. Занкова - 3,8%.
В учреждениях образования республики реализуются перспективные программы начального образования. По образовательной программе "Начальная школа XXI века" работают 225 учителей начальных классов, в том числе 73 учителя школ г. Владикавказа, 152 учителя из школ районов республики, с общим охватом 20% учащихся начальных классов.
По образовательной программе "Школа 2000-2100" работают 47 учителей, 9,7% детей охвачены обучением по данной программе.
Одним из важнейших вопросов, требующих постоянного внимания органов образования, является преемственность начального и основного общего образования.
Практически завершена аттестация общеобразовательных учреждений РСО-А. Изменен подход к оценке уровня и качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений республики. В ходе аттестации обеспечена объективная оценка по "среднероссийским" нормам, установленным по итогам аттестационного обследования по технологии, использованной в 25 субъектах РФ. При достаточно высоком уровне обеспеченности выпускников отмечены также высокие показатели, характеризующие общекультурное и социально-нравственное развитие учащихся, направленность содержания образования и воспитательной работы на обеспечение интеллектуального и общекультурного развития учащихся. Вместе с тем, в отдельных учреждениях республики выявлены проблемы в содержании общеобразовательной деятельности, но при этом обнаружен и значительный потенциал для повышения качества образования. Данная независимая оценка качества образования дает возможность значительно повысить эффективность образовательной деятельности, что крайне важно в преддверии создания независимой от органов образования государственной системы оценки качества образования, предусмотренной Концепцией модернизации образования.
Согласно Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования осуществляется подготовительная работа к переходу на профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, организация предпрофильного обучения в основной школе.
Продолжается участие семи общеобразовательных учреждений РСО-А в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
Все общеобразовательные учреждения РСО-А оснащены классами учебной вычислительной техники.
В РСО-А работает на базе Северо-Осетинского государственного университета центр Федерации Интернет - Образования, где регулярно проходят обучение и повышение квалификации работники образования.
Ключевой проблемой является обеспечение равенства возможностей получения качественного общего образования. Обострилась ситуация с функционированием сельской школы: демографическая ситуация, увеличение количества малокомплектных школ, низкий социальный статус учителя, старение и нехватка педагогических кадров, крайне низкая материально-техническая и учебно-методическая база.
Требуют улучшения организация школьного питания, условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья обучающихся.
Идет разработка национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Национальное образование
Общее образование
Сегодня учебный процесс в национальной начальной школе (по соответствующему учебному плану работают 77 сельских школ республики) выстраивается фактически таким образом, что обучение на родном языке идет в 1 и 2 классах. В 3 и 4 классах учащиеся переходят на русский язык обучения, параллельно используется и родной язык. В соответствии с республиканским базисным планом (вариант 2) в национальной школе отводится необходимое количество часов на национально-региональный компонент.
Вместе с тем, ключевой проблемой является обеспечение осетинской национальной школы учебниками и учебно-методическими пособиями в помощь учителю. В республике действует Закон "О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений". В целях модернизации и обновления содержания начального общего образования в РСО-А Министерством общего и профессионального образования были созданы творческие группы по разработке учебников нового поколения для осетинской национальной школы.
Разработана Концепция национального образования и планы ее поэтапной реализации.