В целях реализации подпрограммы предполагается осуществить переход к новой экономической модели реформы жилищно-коммунального комплекса (рис.1), направленной на коренное оздоровление финансовой ситуации в отрасли, создание реальной системы экономической мотивации сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечение частных инвестиций для реструктуризации задолженности объектов жилищно-коммунального комплекса.
Подпрограмма включает как технические мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных предприятий.
Эти мероприятия предусматривают:
обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса;
формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунального комплекса и условий для снижения издержек и повышения качества жилищно-коммунальных услуг;
государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса и привлечение инвестиций в эту сферу.
1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса
Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса является основным условием формирования нормальных экономических взаимоотношений в этом секторе экономики и предусматривает решение следующих задач:
инвентаризация, реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса;
ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильного и достаточного текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Указанные мероприятия носят в основном краткосрочный характер и эффект от их реализации должен быть получен уже в течение 2002-2003 годов.
Инвентаризация, реструктуризация и ликвидация задолженности предприятий жилищно-коммунального комплекса
Для оздоровления финансовой ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве необходимо реструктуризировать задолженность бюджета и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса и установить реальные жесткие сроки ее ликвидации.
Для решения этой проблемы необходимо:
реструктуризацию и ликвидацию задолженности в жилищно-коммунальном комплексе проводить в течение 2002-2003 годов в соответствии с порядком, разрабатываемым в течение 2002 года и утвержденным на уровне Правительства Российской Федерации;
провести на республиканском уровне и уровне органов местного самоуправления инвентаризацию задолженности и убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства с целью подписания актов сверки задолженности со всеми кредиторами и дебиторами, а также определение размеров задолженности перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса, признаваемой бюджетами всех уровней и бюджетными организациями.
На федеральном уровне будут разработаны типовая методика и стандартные формы для унифицированного учета и контроля за состоянием кредиторской задолженности бюджетов всех уровней и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса.
При признании задолженности бюджетов и бюджетных организаций перед предприятиями жилищно-коммунального комплекса задолженность должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.
В процедуру по реструктуризации задолженности бюджетов и бюджетных организаций должны быть вовлечены как предприятия коммунальной энергетики, так и
предприятия Российского акционерного общества "ЕЭС России" и открытого акционерного общества "Газпром".
Работа по инвентаризации и реструктуризации бюджетной задолженности в жилищно-коммунальном секторе относится к числу первоочередных мероприятии первого этапа реализации подпрограммы и должна быть завершена до формирования бюджетов 2004 года.
Требует решения вопрос о дебиторской задолженности населения. В ее состав входят как текущая задолженность, возникающая вследствие разницы между датами начисления и произведения платежа, так и просроченная задолженность, в том числе безнадежная. Необходимо упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности, приведя ее в соответствие с международной практикой.
Следует отменить систему авансирования платежей за поставку газа, электроэнергии и тепловой энергии предприятиям жилищно-коммунального комплекса и перейти к ежемесячной оплате по факту поставки, что приведет в соответствие платежи коммунальных предприятий предприятиям большой энергетики с платежами населения за жилищно-коммунальные услуги.
В рамках реализации полпрограммы на федеральном уровне планируется подготовить методические материалы по совершенствованию бухгалтерского учета на предприятиях жилищно-коммунального комплекса, которые необходимо будет применить в своей практической работе. Предполагается, что эти материалы позволят сделать более прозрачной финансовую ситуацию в отрасли и упорядочить работу с задолженностью населения перед предприятиями жилищно-коммунального хозяйства.
Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг
Стабильное и достаточное финансирование затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг будет достигнуто:
переходом на полную оплату потребителями (в том числе населением) жилищно-коммунальных услуг, включая отчисления на капитальный ремонт, с учетом роста потребности в средствах на предоставление жилищных субсидий гражданам, а также роста потребности в дотировании бюджетной сферы;
упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;