Недействующий

О ПОДПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2002-2010 ГОДЫ" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЖИЛИЩЕ"

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в настоящее время непосильно как для потребителей услуг, так и для бюджетной сферы.

В начале реформы жилищно-коммунального хозяйства предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне и его недостаточность привели к резкому увеличению износа основных фондов.

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило 210 млн.руб. или более 30 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий

жилищно-коммунального хозяйства в целом по республике составил на конец 2000 года 1086,7 млн.руб., в то же время объем кредиторской задолженности их превысил 1390 тыс.руб., что почти в 1,3 раза больше дебиторской задолженности. Такое же положение остается и в 2001 году с приростом в 10 процентов.

Задолженность в жилищно-коммуналыюм хозяйстве является источником непочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономии.

Техническое состояние коммунальной инфрастуктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа - около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок, что создает высокую аварийность, низкий коэффициент полезного действия мощностей и большие потери энергоносителей.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонта и падению надежности.

Сложившееся положение привело в тому, что срочной модернизации требуют более 30 процентов отопительных котельных (388 Гкал/ч) и водозаборных сооружений (296 тыс.куб.м/сутки), 37 процентов тепловых (117 км) и 47 процентов водопроводных сетей (948 км), 50 процентов из эксплуатирующихся очистных сооружений канализации перегружены, 35 процентов из них эксплуатируется более 30 лет и требует срочной замены (143 тыс.куб.м/сутки). Дефицит мощностей очистных сооружений канализации составляет 25 тыс.куб.м/сутки. В срочной замене нуждаются 42 процента канализационных коллекторов и сетей (281 км).

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по республике до 30 процентов. В 2000 году из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях более 50 процентов произошли из-за их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резком) возрастанию аварий, ущерб от которых может превысить, затраты на их предотвращение.

Более 200 тыс.кв.метров общей площади жилья в республике находится в ветхом и аварийном состоянии, что составляет 1,8 процента всего жилья. В этом фонде проживает более 13 тыс. человек или 2 процента всего населения республики. В структуре расходов на жилнщно-коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,3 процента при нормативной потребности 4-5 процентов.

В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов, снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов, поэтому затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30 процентов и удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Закладываемые в тарифах, пусть и не на достаточном уровне, амортизационные отчисления и отчисления на капитальный ремонт по факту расходуются на покрытие текущих потребностей предприятий. Это ведет к "проеданию" финансовых ресурсов.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков управления эксплуатацией жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу об выполнения в полном объеме контрольных функций.

По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый Государственной жилищной инспекцией Республики Северная Осетия-Алания при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания.

Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность отрасли для частных инвесторов.

Между тем, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфрастуктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инцестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых и для обеспечения перехода к- новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.