Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 мая 2002 года N 70

О ПОДПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2002-2010 ГОДЫ" РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЖИЛИЩЕ"

{Изменения и дополнения:
Постановление РСО-Алания от 08.10.02 N 231; НГР: ru15000200200165}

{Утратило силу:
Постановление Правительства РСО-Алания от 09.06.06 N 153; НГР: ru15000200600151}

Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую подпрограмму "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2010 годы" Республиканской целевой программы "Жилище" (далее именуется - подпрограмма).

2. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев), Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) ежегодно при формировании республиканского бюджета предусматривать финансирование мероприятий, предусмотренных подпрограммой.

Комитету жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (Меркулов), Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания (Бзыков) направлять ежегодно в Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания перечень мероприятий подпрограммы, подлежащих финансированию из федерального и республиканского бюджетов, и осуществлять контроль за их реализацией.

3. Комитету жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Министерству архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания, Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания в 2-х месячный срок подготовить и внести в Правительство Республики Северная Осетия-Алания согласованное предложение о проведении в 2002-2003 годах эксперимента по внедрению экономической модели реформы жилищно-коммунального хозяйства в отдельных городах республики.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления создать необходимые условия для реализации подпрограммы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет местных бюджетов.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев), Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев).

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания М. Шаталов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания

от 24 мая 2002 г. N 70

ПОДПРОГРАММА "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2010 годы" Республиканской целевой программы "Жилище"

г.Владикавказ, 2002 г.

Паспорт подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2010 годы" Республиканской целевой программы "Жилище"


Наименование подпрограммы

- Подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2010 годы" Республиканской целевой программы "Жилище"

Дата принятия решения о разработке подпрограммы

-Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2001 г:N 797 ,поручение исполняющего обязанности Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 26.11.2001 г. N 6865

Государственный заказчик подпрограммы

- Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания

Основные разработчики подпрограммы

- Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания

Цели и задачи подпрограммы

- Основными целями подпрограммы являются повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилья и коммунальных услуг. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: обеспечить финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий;
обеспечить условия для снижения издержек и повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса;
оказать государственную поддержку модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Срок реализации подпрограммы

-2002-2010 годы: 1 этап - 2002-2003 годы 2 этап - 2004-2005 годы 3 этап-2006-2010 годы

Мероприятия подпрограммы

- Программные мероприятия включают в себя: инвентаризацию, реструктуризацию к ликвидацию дебиторской и кредиторской задолженности предприятии жилищно-коммунального комплекса: ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и обеспечение стабильности и достаточности финансирования затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг;
обеспечение социальной защиты семей с низкими доходами при переходе на полную оплату жилищно-коммунальных услуг;
совершенствование экономических механизмов в жилищно-коммунальной сфере;
формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс: обеспечение эффективного целевого использования средств федерального, республиканского и местных бюджетов, выделяемых на модернизацию жилищно-коммунального комплекса;
создание механизмов участия государства и органов местного самоуправления в привлечении предприятиями жилищно-коммунального комплекса внебюджетных долгосрочных заемных средств.

Объем и источники финансирования подпрограммы

- Объем финансирования подпрограммы составляет 2396,7 млн.руб. Источники финансирования: средства федерального бюджета, республиканского бюджета, местных бюджетов и предприятий жилищно-коммунального комплекса, заемные средства

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы

- В результате реализации подпрограммы будут обеспечены: повышение эффективности, качества жилищно-коммунального обслуживания, надежность работы инженерных систем жизнеобеспечения, комфортность и безопасность условий проживания, социальная зашита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Эти цели будут достигнуты за счет финансового оздоровления предприятий жилищно-коммунального комплекса, демонополизации и развития конкурентных отношений, совершенствования договорных отношений и тарифного регулирования естественных локальных монополий, государственной поддержки модернизации жилищно-коммунального комплекса.

Исполнители подпрограммы

- Комитет жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, Министерство экономики

Республики Северная Осетия-Алания, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания, Государственный комитет Республики Северная Осетия-Алания по управлению государственным имуществом. Министерство труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления г.Владикавк аза и районов республики, ОАО "Севкавказэнерго", 000 "Аланиярегионгаз"

Система организации контроля за исполнением подпрограммы

- Формы и методы организации управления реализацией подпрограммы определяются государственным заказчиком. Государственный заказчик совместно с Республиканскими органами исполнительной власти ежеквартально представляют в Правительство Республики Северная Осетия-Алания отчеты о ходе выполнения подпрограммы. Государственный заказчик ежегодно в установленном порядке представляет доклад о ходе реализации подпрограммы в Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.

I. Введение


Настоящая подпрограмма является частью Республиканской целевой программы "Жилище" и включает в себя комплекс мероприятий, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, направленных на ликвидацию дотационности жилищно-коммунального комплекса и способствующих режиму его устойчивого достаточного финансирования, а также обеспечивающих комфортные и безопасные условия проживания людей.

Подпрограмма предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате выполнения этих задач повысится качество жилищно-коммунального обслуживания населения, эффективность и надежность работы систем энерго-, водоснабжения и канализации.

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами


Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено неэффективной системой управления, дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, отсутствием экономических стимулов снижения издержек, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и, как следствие, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

Содержание этого комплекса в настоящее время непосильно как для потребителей услуг, так и для бюджетной сферы.

В начале реформы жилищно-коммунального хозяйства предполагалось, что в течение достаточно короткого периода будет завершен переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунальной сферы, однако социально-экономическая ситуация не позволила завершить этот переход, и к началу 2001 года население оплачивало около 60 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг, а фактически с учетом льгот и субсидий - около 40 процентов.

В свою очередь, сохранение бюджетного финансирования жилищно-коммунального комплекса на местном уровне и его недостаточность привели к резкому увеличению износа основных фондов.

В 2000 году недофинансирование жилищно-коммунального хозяйства составило 210 млн.руб. или более 30 процентов объема необходимых средств. Проблема усугубляется огромным объемом накопленной задолженности в жилищно-коммунальной сфере, образовавшейся в первую очередь в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней. Объем дебиторской задолженности предприятий

жилищно-коммунального хозяйства в целом по республике составил на конец 2000 года 1086,7 млн.руб., в то же время объем кредиторской задолженности их превысил 1390 тыс.руб., что почти в 1,3 раза больше дебиторской задолженности. Такое же положение остается и в 2001 году с приростом в 10 процентов.

Задолженность в жилищно-коммуналыюм хозяйстве является источником непочки неплатежей, которая охватывает практически все отрасли экономии.

Техническое состояние коммунальной инфрастуктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа - около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок, что создает высокую аварийность, низкий коэффициент полезного действия мощностей и большие потери энергоносителей.

Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения и коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, затраты на которые в 2-3 раза выше. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов, ведет к лавинообразному накоплению недоремонта и падению надежности.

Сложившееся положение привело в тому, что срочной модернизации требуют более 30 процентов отопительных котельных (388 Гкал/ч) и водозаборных сооружений (296 тыс.куб.м/сутки), 37 процентов тепловых (117 км) и 47 процентов водопроводных сетей (948 км), 50 процентов из эксплуатирующихся очистных сооружений канализации перегружены, 35 процентов из них эксплуатируется более 30 лет и требует срочной замены (143 тыс.куб.м/сутки). Дефицит мощностей очистных сооружений канализации составляет 25 тыс.куб.м/сутки. В срочной замене нуждаются 42 процента канализационных коллекторов и сетей (281 км).

Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения составляют в среднем по республике до 30 процентов. В 2000 году из общего количества аварий на водопроводно-канализационных сетях более 50 процентов произошли из-за их ветхости, поэтому дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резком) возрастанию аварий, ущерб от которых может превысить, затраты на их предотвращение.

Более 200 тыс.кв.метров общей площади жилья в республике находится в ветхом и аварийном состоянии, что составляет 1,8 процента всего жилья. В этом фонде проживает более 13 тыс. человек или 2 процента всего населения республики. В структуре расходов на жилнщно-коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,3 процента при нормативной потребности 4-5 процентов.

В этих условиях жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов к оптимизации структуры тарифов, снижению нерациональных затрат материально-технических ресурсов, поэтому затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30 процентов и удельное потребление воды на одного жителя в 1,5-2 раза выше, чем в западноевропейских странах.

Закладываемые в тарифах, пусть и не на достаточном уровне, амортизационные отчисления и отчисления на капитальный ремонт по факту расходуются на покрытие текущих потребностей предприятий. Это ведет к "проеданию" финансовых ресурсов.

В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами развития конкурентных рынков управления эксплуатацией жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений. Неспособность органов местного самоуправления выполнять свои договорные обязательства привела к повсеместному рецидиву административного принуждения подрядчиков и фактическому отходу об выполнения в полном объеме контрольных функций.

По тем же причинам не удалось в полной мере обеспечить государственный контроль качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, проводимый Государственной жилищной инспекцией Республики Северная Осетия-Алания при Правительстве Республики Северная Осетия-Алания.

Невыполнение бюджетом своих обязательств и отсутствие эффективных и прозрачных процедур формирования и изменения тарифов обуславливают непривлекательность отрасли для частных инвесторов.

Между тем, большинство проектов модернизации жилищного фонда и коммунальной инфрастуктуры потенциально являются коммерчески выгодными. Создание условий для притока частных инцестиций могло бы кардинально изменить финансовое положение отрасли.

Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и о межотраслевом характере возникших проблем, для решения которых и для обеспечения перехода к- новой модели устойчивого функционирования жилищно-коммунального комплекса необходимо использование программно-целевого метода.

III. Экономическая модель реформы жилищно-коммунального комплекса


1. Система экономических взаимоотношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, ее основные проблемы

Действующая система управления жилищно-коммунальным хозяйством характеризуется рядом недостатков, без устранения которых в принципе невозможно вести речь о нормализации функционирования отрасли, стабильной стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Основой экономических отношений в отрасли остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем жилищно-коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно-коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства. Кроме этого, существенную часть стоимости услуг, непокрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что повышает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.

Система дотирования жилищно-коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. В 2000 году из 251,5 млн.руб.бюджетных средств в целом по республике, направляемых на дотирование жилищно-коммунальных предприятий, компенсации адресных жилищных субсидий, предоставленных гражданам с низкими доходами, составили только 2,1 млн.руб. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидии (через систему дотирования разницы в ценах жилищно-коммунальным предприятиям) выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Сегодня каждая семья в республике, включая высокодоходную, в среднем получает от государства более 190 рублей в месяц в виде дотации, субсидий и льгот. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий, и в третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер (сумма дотаций является не частью цены услуг, а результатом компромисса между республиканской и местными властями).

Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.

Порядок установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги безнадежно устарел, не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, и не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности коммунальных предприятий сохранилась со времен ведения планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно-коммунальную сферу.

Модель реформирования отрасли, реализуемая в настоящее время в рамках концепции реформы, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425, не в полной мере учитывает необходимость решения всех перечисленных проблем и экономические реалии сегодняшнего дня. Процесс реформы идет крайне медленными темпами. В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.

2. Реформирование экономических отношений

Новая система экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве предлагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизм их взаимодействия и организации финансовых потоков.

Коренным образом изменяется система текущего финансирования жилищно-коммунальных предприятий. Основной идеей экономической реформы жилищно-коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми в настоящее время на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.

Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно-коммунального хозяйства. В рамках системы персонифицированных социальных счетов граждан будут объединены все виды финансовой по-.-.ющи государства, включая оплату жилья и коммунальных услуг (жилищные субсидии и льготы). Главными участниками экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, таким образом, станут жилищно-коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено). В результате потребители услуг граждане получат возможность контролировать направление и расходование бюджетных средств, которое станет прозрачным и адресным. Будет Использован потенциал банков, открывающих социальные счета для кредитования граждан, и местных бюджетов в целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при выплате средств гражданам.

Использование системы социальных счетов будет способствовать самоорганизации граждан в жилищной сфере, появлению стимулов для развития товариществ собственников жилья и иных объединений граждан, усилению контроля со стороны населения за объемом и качеством жилищно-коммунальных услуг, развитию рынка профессиональных услуг по управлению жилищным фондом. Эта мера позволит повысить прозрачность расходования бюджетных средств и усилит социальную направленность бюджетной политики.

Будет ликвидирована система перекрестного субсидирования населения за счет промышленных предприятий.

Изменится и система финансирования мероприятий по модернизации и развитию жилищно-коммунального хозяйства. Инвестиционное финансирование будет осуществляться в основном за счет привлечения заемных средств (в первую очередь средств частных инвесторов). Бюджетное финансирование инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, осуществляемое в ограниченном объеме, будет не альтернативой, а дополнением к заемному финансированию. После 2010 года инвестирование за счет заемных ресурсов станет преобладающей формой финансирования жилищно-коммунального комплекса.

В результате развития конкурентных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве будет повышена эффективность его функционирования, что обеспечит общее снижение расходов на его содержание не менее чем на 20 процентов и привлечение дополнительных финансовых ресурсов для модернизации. Перевод отношений между предприятиями жилищно-коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:

перейти на полную оплату жилищно-коммунальных услуг населения без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»