ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2002 года N 56
О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2002-2005 ГГ.
{Утратило силу:
Постановление РСО-Алания от 28.01.05 N 24; НГР: ru15000200500036}
В соответствии с Законом Российской Федерации от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Северная Осетия-Алания совместно с министерствами и ведомствами, главами администраций местного самоуправления республики разработана Программа содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг.
В целях достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния граждан республики, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг.
2. Республиканским органам исполнительной власти, руководителям предприятий и организаций принять меры по безусловному выполнению Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг.
3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) предусмотреть в республиканском бюджете на 2002-2005 гг. расходы на реализацию Программы содействия . занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг. с учетом постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 12 января 2001 г. N 5 "О Программе обеспечения занятости молодежи и подростков в Республике Северная Осетия-Алания на 2001-2003 гг." и от 11 мая 2001 г. N 120 "О Программе развития общественных работ в Республике Северная Осетия-Алания на 2001-2003 гг.".
4. Рекомендовать администрациям местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики предусмотреть расходы на реализацию Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг/в местных бюджетах.
5. Департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Республике Северная Осетия-Алания (Каболова) о ходе выполнения Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг. информировать Правительство Республики Северная Осетия-Алания по итогам работы за полугодие и год.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания - Министра труда и социального развития Республики Северная Осетия-Алания Л.А.Туганову.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания М. Шаталов
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНА |
Наименование Программы | Программа содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания на 2002-2005 гг. |
Наименование законопроекта -основы для принятия решения о разработке Программы | |
Основные разработчики П рограммы | Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РСО-Алания, Министерство экономики РСО-Алания, Министерство финансов РСО-Алания, администрации местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики |
Цели и задачи Программы | Создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан, эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий длительной безработицы; |
Сроки реализации Программы | 2002 - 2005 гг. |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы в 2002-2005 гг. -142661,3 тыс. руб., из них в 2002 г. - 28557,6 тыс. руб., в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 128414,1 тыс. руб., в том числе в 2002 г. - 26757,6 тыс. руб.; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2002-2005 гг. позволит: оказать консультационные услуги по вопросам трудоустройства 89076 чел., в т.ч. в 2002 г. - 22958 чел.; |
Контроль за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляет Департамент федеральной государственной службы занятости населения по РСО-Алания совместно с заинтересованными органами исполнительной власти |
Примечание: | При изменении контрольных показателей и объемов финансирования возможна корректировка Программы. |
За последние два года при практически стабильной численности трудовых ресурсов (в среднем 382,2 тыс. чел.) средняя численность занятых в экономике сократилась на 4,2 тыс. чел. (с 167,6 по 163,4 тыс. чел.).
Наибольшее сокращение численности занятых происходило в отраслях промышленности, заготовки, сельском хозяйстве. Вместе с тем, наблюдался рост численности работников, занятых в органах управления, науки и научном обслуживании, транспорте, строительстве, кредитовании.
Отмечается положительное сальдо приема и выбытия рабочей силы работников крупных и средних предприятий. В 2001 г. принято на работу 29,9 тыс. чел., из них 1,0 тыс. чел. или 3,3% - на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 29,3 тыс. чел., из них 24,8 тыс. чел. (84,6%) уволились по собственному желанию. По сравнению с 2000 г. численность принятых увеличилась на 3,0 тыс. чел. (11,1%), численность выбывших - на 0,8 тыс. чел. (2,8%).
Снизились масштабы высвобождения работников. В 2001 г. число высвобожденных составило 1,0 тыс. чел. или 0,7% к их среднесписочной численности, против 3,2 тыс. чел. или 2,3% в 2000 г.
Улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях, о чем свидетельствует существенное сокращение размеров вынужденной неполной занятости. За 2001 г. численность работающих неполное рабочее время снизилась с 2,2 тыс. чел. до 1,7 тыс. чел., а численность находящихся в отпусках по инициативе администрации - с 5,8 тыс. чел. до 4,9 тыс. чел. В 2001 г. по сравнению с 2000 г. численность работников, работавших неполное рабочее время, сократилась на 0,5 тыс. чел. (на 22,7%), имевших вынужденные административные отпуска - на 0,9 тыс. чел. (на 15,5%), а их удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций снизился соответственно с 1,6% и 4.1% до 1,2% и 3,6%. Общие масштабы вынужденной неполной занятости в связи с
административными отпусками и работой в режиме неполной рабочей недели (дня) на предприятиях и в организациях в 2001 г. оцениваются в 3286,4 тыс. человеко-часов, что равнозначно ежедневному невыходу на работу 1,6 тыс. работников (в 2000 г. - 2,7 тыс. работников).
Приостановлено дальнейшее снижение роли реального сектора экономики в обеспечении занятости населения. Доля занятых в отраслях материального производства составила в 2001 г. 60,7% от всех занятых в экономике против 48,3% в 2000 г.
Произошли изменения в распределении занятого населения. Продолжилось перераспределение работающих по формам собственности в сторону уменьшения доли занятых в государственном секторе экономики. В 2000 г. в государственном секторе экономики было занято 32,3% от всей численности работающих против 40,8% в 1999 г.
Продолжает увеличиваться доля рабочих мест с неблагоприятными условиями труда. Так, на начало 2002 г. в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в промышленности работало 15,7% всех занятых, в строительстве - 4,8%. Такая ситуация ограничивает возможности трудоустройства незанятого населения, а также роста производительности труда.
В 2001 г. в Республике Северная Осетия - Алания действовали 4 программы, финансируемые из федерального бюджета, оказывающие влияние на состояние рынка труда. В них предусматривались меры по созданию и сохранению рабочих мест. За 2001 г. было создано и сохранено 927 рабочих мест за счет средств, выделенных предприятиям в 2000 г.
Наметились определенные изменения в динамике безработицы и составе безработных:
в 1998 - 2001 гг. продолжилась начавшаяся в 1997 г. устойчивая тенденция сокращения численности безработных, зарегистрированных в службе занятости населения. С начала 2000 г. численность безработных уменьшилась на 2,5 тыс. чел. и к концу 2001 г., составила 3,2 тыс. чел.
Заметную роль в снижении численности зарегистрированных безработных сыграло изменение структуры спроса на рабочую силу в сторону увеличения временной занятости. В 2001 г. 60,6% трудоустроенных безработных получили работу на условиях временной занятости.
Одновременно в условиях наметившегося экономического роста у безработных появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства;
происходит изменение состава безработных в сторону, увеличения доли женщин, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, не имеющих опыта работы. Доля женщин среди общей численности безработных возросла за 1998 г. - 2001 г. с 63,6% до 72,2%; граждан, не имеющих опыта работы, с 9,9% до 24,5%; имеющих длительный (более года) перерыв в работе с 31,9% до 32,4%;
отмечается рост безработицы в сельской местности. За последние четыре года доля безработных, проживающих в сельской местности, возросла с 43,6% до 49,6%. Основными причинами безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась, а труд в сельском хозяйстве недостаточно привлекателен для населения как по условиям, так и оплате, особенно для молодежи, которая составляет около половины от общей численности безработных, зарегистрированных в сельской местности. Кроме того, недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе.
Отличительной чертой состава сельских безработных является более низкий, чем у безработных, проживающих в городах, образовательный уровень. Так, каждый седьмой из числа официально зарегистрированных безработных, проживающих в сельской местности, не имеет полного среднего образования (в городах - каждый девятый). Около 73,1% всех сельских безработных составляют лица, не приступавшие к трудовой деятельности, не имеющие профессии, и лица с длительным перерывом в работе (в городах на эти контингенте! приходится 31,0% зарегистрированных безработных). Преобладание в составе безработных граждан, профессионально не подготовленных к трудовой деятельности, в условиях отсутствия альтернативных сельскохозяйственному производству рабочих мест обуславливает застойный характер сельской безработицы.
Продолжает увеличиваться межрайонная дифференциация по уровню безработицы. Одним из основных факторов высокого уровня безработицы в районах на протяжении нескольких лет являются: несоответствие темпов роста численности населения и спроса на труд, приток беженцев и вынужденных переселенцев.
Если во Владикавказе, благодаря более высокому промышленному потенциалу, оставался низкий уровень безработицы (1,0%), то такие районы, как Дигорский (11,9%), Кировский (11,8%), Ирафский (5,9%) находятся в кризисной ситуации в области занятости.
1.2. Прогноз спроса и предложения рабочей силы на 2002-2005 гг.
В течение четырех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и За счет реструктуризации экономики.
Прирост населения трудоспособного возраста за этот период превысит 3,5 тыс. чел., главным образом за счет превышения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи, а также миграционного прироста населения этой возрастной группы. Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат.
Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. Расчеты показывают, что в 2002-2005 гг. ожидается весьма умеренный рост численности занятых (за четыре года на 1,5 тыс. чел.). Спрос на рабочую силу увеличится практически во всех отраслях экономики за исключением сельского хозяйства и органов управления.
Предусматривается, что в рассматриваемом периоде численность занятых возрастет в торговле и общественном питании, сбыте и заготовках, строительстве, промышленности.
В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу, а не реальные структурные сдвиги в экономике.
Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2002-2005 гг. приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп.
Степень сбалансированности спроса и предложения рабочей силы улучшится, однако существенного сокращения общей численности безработных не произойдет, и она сохранится на уровне 5,0 тыс. чел.
Возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально-квалификационной структуры приведет к смене тенденции в динамике обращения незанятого населения к услугам службы занятости. Ожидается, что на фоне практически стабильной общей численности безработных численность зарегистрированных в органах государственной службы занятости за 2002-2005 гг. возрастет.
- Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что, несмотря на наличие здесь обусловленных рыночными реформами трансформационных процессов и позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического роста, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а следовательно, и Программы содействия занятости населения Республики Северная Осетия-Алания, относятся следующие:
1. Повсеместная, но весьма неравномерная, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, которая формировалась в условиях снижения эффективности труда и отсутствия реальных структурных сдвигов в экономике. Несмотря на начавшиеся положительные тенденции в динамике основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры вынужденной неполной занятости, а также дифференциация сельских и городских рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан.
2. Деформация системы трудовых отношений, обусловленная значительными масштабами занятости в неформальном секторе экономики, медленная перестройка трудового менталитета, несмотря на весьма существенные институциональные преобразования рыночного типа в составе занятых, сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами.
3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест, поскольку в течение 90-х годов они практически не обновлялись, с одной стороны, ограничивает возможности роста эффективности труда, а с другой, - трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой; изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу.
4. Система профессионального образования недостаточно адаптирована к новым условиям хозяйствования, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров.
5. Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда при том, что заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к низкооплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения.
6. Прогнозируемое высвобождение работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на рынке труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
Сохраняющаяся в настоящее время и прогнозируемая на 2002 -2005 гг. напряженность на рынке труда Республики Северная Осетия-Алания в целом, а также значительная дифференциация ситуации с занятостью населения (от относительного благополучия до критической ситуации) в отдельных районах свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние рынка труда интегрированных действий органов исполнительной власти республиканского и районных уровней, работодателей, профсоюзов, других организаций.
Комплексный характер проблемы занятости обусловил необходимость разработки республиканской программы для ее решения.
Данная Программа направлена на решение республиканской проблемы и обеспечение выполнения приоритетных задач Правительства Республики Северная Осетия - Алания в области социальной политики и модернизации экономики.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления, а работодателей - необходимой рабочей силой.
Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач:
регулирование ситуации в сфере занятости населения республики;