Исходное состояние
Отклонение фактического объема доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания от первоначально запланированного в последние годы характеризуется следующими показателями:
( млн. руб.)
Запланированные доходы по первоначальному закону о бюджете | Фактическое исполнение | Отклонение фактически полученных доходов от первоначально запланированных | |
2007 год | 12 881 | 12 586 | -4,4 |
2008 год | 12 439 | 18 435 | -28,8 |
2009 год | 12 223 | 15 306 | -33,8 |
2010 год | 10 725 | 15 378 | +2,4 |
Таким образом, в период с 2006 по 2009 годы наблюдается тенденция к увеличению "разрыва" между планируемыми показателями и фактическими результатами с 4,4 % в 2007 году до 33,8 % в 2009 году. И только бюджет 2010 года был спланирован по доходам с максимальной точностью.
С целью увеличения точности данных прогнозов необходимо оценивать уровень и причины отклонения планируемых и фактически полученных доходов за ряд лет и на основе данной оценки разработать порядок прогнозирования доходов бюджета в различных социально-экономических сценариях. При этом планирование расходов в обязательном порядке должно быть привязано к консервативному варианту прогноза бюджетных доходов. Это позволит снизить риск неплатежеспособности и повысить вероятность получения дополнительных доходов.
В целях обеспечения роста налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения уровня собираемости налоговых платежей необходимым является переход к актуальной рациональной системе бюджетно-налогового прогнозирования и планирования. Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему и осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, включающего системный комплекс показателей по основным направлениям социально-экономического развития.
Налоговое прогнозирование включает в себя:
построение прогноза размера налоговых баз по каждому налогу и сбору на основании мониторинга динамики поступлений за ряд периодов;
расчет уровней собираемости налогов и сборов;
расчет объемов выпадающих доходов;
состояние задолженности по налоговым платежам;
оценку результатов изменения законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах.
Налоговое планирование включает определение объемов налоговых поступлений в бюджет в порядке определенной периодичности (год, квартал, месяц). В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы региона.
План мероприятий
Решение задачи "Повышение консервативности бюджетного прогнозирования" в 2012 году заключается в реализации следующих мероприятий:
выбор оптимального подхода к прогнозированию доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания по основным налогам и сборам; адаптация под существующее социально-экономическое положение и нормы действующего законодательства;
разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания по основным налогам и сборам;
разработка и утверждение методических рекомендаций по прогнозированию доходов местных бюджетов.