Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

3.1.3. Повышение консервативности бюджетного прогнозирования


Исходное состояние

Отклонение фактического объема доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания от первоначально запланированного в последние годы характеризуется следующими показателями:

( млн. руб.)


Запланированные доходы по первоначальному закону о бюджете

Фактическое исполнение

Отклонение фактически полученных доходов от первоначально запланированных
 ( % )

2007 год
 всего доходы,
 в т.ч. собственные

12 881
  3 952

12 586
 3 777

-4,4

2008 год
 всего доходы,
 в т.ч. собственные

12 439
  5 355

18 435
 3 814

-28,8

2009 год
 всего доходы
 в т.ч. собственные

12 223
  5 867

15 306
 3 886

-33,8

2010 год
 Всего доходы,
 в т.ч. собственные

10 725
  4 600

15 378
 4 710

+2,4

Таким образом, в период с 2006 по 2009 годы наблюдается тенденция к увеличению "разрыва" между планируемыми показателями и фактическими результатами с 4,4 % в 2007 году до 33,8 % в 2009 году. И только бюджет 2010 года был спланирован по доходам с максимальной точностью.

С целью увеличения точности данных прогнозов необходимо оценивать уровень и причины отклонения планируемых и фактически полученных доходов за ряд лет и на основе данной оценки разработать порядок прогнозирования доходов бюджета в различных социально-экономических сценариях. При этом планирование расходов в обязательном порядке должно быть привязано к консервативному варианту прогноза бюджетных доходов. Это позволит снизить риск неплатежеспособности и повысить вероятность получения дополнительных доходов.

В целях обеспечения роста налоговых поступлений в бюджетную систему и повышения уровня собираемости налоговых платежей необходимым является переход к актуальной рациональной системе бюджетно-налогового прогнозирования и планирования. Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему и осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, включающего системный комплекс показателей по основным направлениям социально-экономического развития.

Налоговое прогнозирование включает в себя:

построение прогноза размера налоговых баз по каждому налогу и сбору на основании мониторинга динамики поступлений за ряд периодов;

расчет уровней собираемости налогов и сборов;

расчет объемов выпадающих доходов;

состояние задолженности по налоговым платежам;

оценку результатов изменения законодательства Российской Федерации и законодательства о налогах и сборах.

Налоговое планирование включает определение объемов налоговых поступлений в бюджет в порядке определенной периодичности (год, квартал, месяц). В основу налогового планирования должен быть заложен принцип минимизации потерь и выпадающих доходов бюджетной системы региона.

План мероприятий

Решение задачи "Повышение консервативности бюджетного прогнозирования" в 2012 году заключается в реализации следующих мероприятий:

выбор оптимального подхода к прогнозированию доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания по основным налогам и сборам; адаптация под существующее социально-экономическое положение и нормы действующего законодательства;

разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета Республики Северная Осетия-Алания по основным налогам и сборам;

разработка и утверждение методических рекомендаций по прогнозированию доходов местных бюджетов.