ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2001 года N 315
О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ)
{Изменения и дополнения:
Постановление РСО-Алания от 26.06.03 N 165; НГР: ru15000200300020}
{Утратило силу:
Постановление РСО-Алания от 19.09.03 N 264; НГР: ru15000200300190}
В целях формирования условий устойчивого социально-экономического развития на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) и повышения уровня жизни населения республики Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы).
2. Рекомендовать администрациям местного самоуправления г. Владикавказа и районов республики разработать программы социально-экономического развития г. Владикавказа и районов республики на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы).
3. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) опубликовать в средствах массовой информации Программу социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы).
4. Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания ежеквартально информировать Правительство Республики Северная Осетия-Алания о ходе реализации Программы социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002 -2004 годы).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания К. Каргинов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания
от 30 ноября 2001 года N 315
(2002 - 2004 ГОДЫ)
г. Владикавказ 2001 год
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 4
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 41. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 4
2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (2002-2004 ГОДЫ) 5
2.1. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 5
2.2. ИТОГИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ЗА 1998-2001 ГОДЫ 5
2.3. ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2002 - 2004 ГОДЫ 12
2.3.1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 12
2.3.2. ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 14
2.3.3. ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 16
2.3.4. ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ 16
2.3.5. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 17
2.3.6. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, И КУРОРТНО-РЕКРЕАИИОННОГО КОМПЛЕКСА 18
2.3.7. РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 18
2.3.8. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА 22
2.3.9. ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА 23
2.3.10. РАЗМЕЩЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ 23
2.3.11. ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ЗА 2002-2004 ГОДЫ 45
3.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ 45
3.1.1. РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ 45
3.1.2. НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ 45
3.1.4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОХРАНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 46
3.1.5. НОВАЯ ЭКОНОМИКА 46
3.1.6. РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПАРИТЕТ 46
3.2. ПЕРЕЧЕНЬ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ПРОГРАММ, ДОГОВОРОВ И СОГЛАШЕНИЙ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ (2002-2004 Г.Г.): 46
4. УКРЕПЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 47
5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 47
6. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ 48
Полное наименование Программы | - Концепция социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) |
Дата принятия решения о разработке Программы | постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 13.10.2001 года N 254 "0 параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания на 2002 год". |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Республики Северная Осетия -Алания. |
Основной разработчик Программы | - Министерство экономики Республики Северная Осетия-Алания. |
Сроки и этапы реализации Программа | I этап_ - 2002 год |
Основные цели и приоритеты Программы | Концепция социально - экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) направлена на достижение устойчивого роста уровня жизнинаселения, интенсивное развитие производственной сферы и формирование активной социальной политики на предстоящий период. |
Исполнители Программы, подпрограмм, мероприятии | Министерства и ведомства Республики Северная Осетия-Алания, администрации местного самоуправления г. Владикавказа и районов, руководители предприятий и организаций. |
Источники финансирования Программы | 1. Федеральный бюджет - 40,0% 2. Республиканский бюджет- 14,0% 3. Собственные средства предприятии - 19% 4. Внебюджетные средства - 20%. 5. Прочие источники финансирования - 7% |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Рост валового регионального продукта на 15%. Рост промышленного производства на 20%, в том числе электроэнергии - 10-15%. Увеличение объема инвестиции на 15-17%, в том числе ввод жилья - 20%. Рост продукции сельского хозяйства на 16-17%. Рост реальных доходов населения на 35-37%. Сокращение уровня безработицы в 2 раза. Рост бюджетных поступлений в 1,7 раза. |
Организация контроля за исполнением Программы | - Министерство экономики Республики Северная Осетия -Алания. |
2. Концепция Программы социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы)
2.1. Основные цели и задачи Программы
Концепция социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания на среднесрочную перспективу (2002 - 2004 годы) направлена на формирование активной социальной политики на предстоящий период и обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения. Достижение указанной цели предусматривается на основе роста производства, активного участия государства в регулировании хозяйственной деятельности и усиления его роли как гаранта обеспечения социальных стандартов, финансовой стабильности, благоприятствующих условий предпринимательской деятельности.
Итоги социально - экономического развития республики в 1998 - 2001 годах свидетельствуют о формировании необходимых и достаточных предпосылок для решения поставленной цели.
Достижение цели Программы предполагает решение ряда важных экономических, социальных и институциональных задач:
1. Неукоснительное выполнение государством своих финансовых обязательств и использование бюджета и государственного имущества в качестве активного инструмента государственной экономической политики. Совершенствование межбюджетных отношений. Усиление контроля целевого расходования бюджетных средств.
2. Повышение эффективности использования ресурсного потенциала во всех секторах экономики.
3. Обеспечение занятости трудоспособного населения.
4. Снижение удельного веса численности населения с доходами ниже прожиточного минимума. Сокращение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности его социальной поддержки.
Обеспечение социальной защиты нетрудоспособной части населения (многодетных семей, пенсионеров, инвалидов) и других малообеспеченных слоев населения.
5. Снижение неравномерности социально-экономического развития административно-территориальных образовании республики.
6. Совершенствование структуры государственного управления в соответствии с изменяющимися экономическими условиями и новыми приоритетами развития на среднесрочную перспективу.
7. Совершенствование законодательной базы инвестиционной деятельности на территории республики и стимулирования малого и среднего предпринимательства.
8. Развитие и совершенствование практики управления на основе договоров и соглашений между социальными партнерами: предпринимателями, профсоюзами и Правительством республики с учетом интересов всех сторон.
2.2. Итоги социально - экономического развития Республики Северная Осетия-Алания за 1998-2001 годы
Экономическая ситуация к началу 1998 года характеризовалась непрекращающимся спадом производства во всех отраслях экономики, нарастали объемы "теневого" сектора производства и сферы услуг.
По прогрессии увеличивалась задолженность по заработной плате в бюджетной сфере, по выплатам пенсий и детских пособий. Задолженность по заработной плате в промышленности составляла свыше 6 месяцев, в сельском хозяйстве - свыше 10 месяцев.
Значительные бюджетные суммы, ранее выданные предприятиям. оставались невозвращенными.
Численность населения с заработной платой ниже прожиточного минимума составила 262,4 тысячи человек или 40 процентов от общего числа жителей республики.
По итогам 1997 года 74 предприятия понесли убытки на сумму в 89,8 миллиона (деноминированных) рублей. Больше половины крупных и средних предприятий были нерентабельными. В связи с тяжелым финансовым положением предприятии и организаций в бюджет республики поступило менее половины от планируемых сумм налоговых сборов.
За ряд предшествующих лет в республике объем межрегионального товарообмена снизился значительно больше, чем объемы производства.
Крайне критическая ситуация сложилась в отраслях социальной сферы.
Большинство республиканских больниц оказалось в удручающем состоянии. Требовали незамедлительного ремонта десятки школ, детские сады, учреждения культуры, библиотеки.
Однако главная проблема заключалась в том, что к концу 1997 года в обществе накопилась критическая масса социальной напряженности.
Накопившееся недоверие к руководящим структурам было столь велико, что со стороны руководства республики потребовались неординарные меры.
В этой связи в феврале 1998 года были предельно жестко обозначены новые подходы к решению основных экономических и социальных проблем:
обеспечение абсолютной прозрачности бюджетного процесса;
отказ от бюджетного финансирования производственных предприятий:
легализация производства алкогольной продукции;
погашение задолженности по выплатам зарплат, пенсий и детских пособий.
Экстренная программа мер начала 1998 года корректировалась Правительством Республики Северная Осетия-Алания в рамках ежегодных профамм деятельности Правительства, основанных на общей стратегии антикризисного управления, сформулированной Президентом Республики Северная Осетия - Алания А.С Дзасоховым Основными составляющими стратегии были определены: погашение долгов по заработной плате и социальным выплатам, сокращение дефицита республиканского бюджета и оздоровление финансов республики.
Последовательная реализация программных мер, принятых в 1998-2001 голах, позволила обеспечить значительный рост объемов производства во всех отраслях материальной сферы и на этой основе существенно повысить уровень реальных доходов населения республики (таблица 1).