Необходимость реализации инновационной политики продиктована рядом внешних и внутренних факторов, влияющих на социально-экономическое положение населения в Республике Северная Осетия-Алания.
1. Мировые тенденции экономического развития - интеграция, глобализация и транснационализация хозяйственной деятельности связаны с развитием науки, распространением и использованием знаний и технологий, формированием элементов нового постиндустриального технологического уклада.
Растет роль интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов, происходит стремительное замещение труда знаниями, и развитие человека становится важнейшим условием любого хозяйственного прогресса, информационные ресурсы и информационные технологии содержат в себе огромный потенциал для построения более сбалансированного общества, более эффективного хозяйствования, улучшения жизни людей.
Именно поэтому основной сферой накопления во все большей мере становится человеческий капитал, и страны, бедные природными ресурсами свой шанс стать серьезными соперницами в мировой конкурентной борьбе на основе инновационной стратегии.
Инновационную стратегию берет на вооружение и Россия. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 832 принята концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы. В соответствии с этим документом инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
2. На некоторых предприятиях РСО-Алания доминируют элементы устаревших технологических укладов, износ основных фондов в промышленности превысил 80%. Любые инвестиции или преобразования на подобной технологической базе будут неэффективны без серьезного печения инновационного потенциала, без перехода на инновационный путь развития.
В Республике Северная Осетия-Алания имеются реальные запасы стратегических природно-сырьевых ресурсов (нефти, газа, цветных и драгоценных металлов, известняков, мергелей, доломитов и т. д.) способных обеспечить самодостаточное развитие экономики. Однако это требует инвестиций и новых технологий для их освоения. Данные обстоятельства вынуждают опираться преимущественно на узкий перечень возобновляемых ресурсов - интеллектуальный потенциал, энергетику, минеральные воды и сельское хозяйство, развить которые без объединяющего начала - широкого использования нововведений - невозможно.
В то же самое время интеллектуальный потенциал республики, несмотря на значительные потери, все еще достаточно развит и превышает средние российские показатели. Однако он недостаточно востребован и не ориентирован на повышение конкурентоспособности республиканской экономики.
На территории республики выявлено более 200 источников минеральной роды, однако недостаточно целенаправленная и активная политика в их освоении ведет к фактической утрате даже местного рынка минеральной воды.
Значительная часть территории Республики Северная Осетия-Алания благоприятна для развития сельского хозяйства. Площадь сельскохозяйственных угодий составляет 400 тыс. гектар, из которых 50% занимает пашня. Климат позволяет выращивать разнообразные сорта сельскохозяйственной продукции.
По некоторым оценкам сельскохозяйственный потенциал республики способен обеспечить более 1 млн. человек продовольственными продуктами собственного производства.
3. Для выхода на высокие рубежи конкурентоспособности экономики Республики Северная Осетия-Алания требуется принципиально новая, хорошо продуманная и обоснованная государственная политика - необходимо стимулировать стратегические перспективы развития общества. Решение важнейших текущих задач по выходу из социально-экономического кризиса, которым вынуждено заниматься Правительство, не должно заслонять необходимость поиска долговременных путей развития республики.
Ситуационный анализ возможных вариантов развития республики на долговременную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов вызывает в качестве наиболее приемлемого вариант развития на инновационной основе.
Тем самым возникает стратегическая задача: развить инновационный потенциал, сделать его устойчивым фактором социально-экономического развития республики. Эта задача неразрешима без активной государственной научно-технической и инновационной политики.