Для проведения активной научно-технической и инновационной политики могут быть использованы следующие механизмы.
1. Законодательное обеспечение. Развитие инновационной деятельности невозможно без постоянного совершенствования нормативно-правовой базы по охране и защите интеллектуальной собственности, введения ее в хозяйственный оборот. Российское законодательство в этой области, активно разрабатываемое в последние годы, будет уточняться и дополняться соответствующими республиканскими законами. Необходимо создать пакет республиканских законов, которые составят правовую базу научно-технической и инновационной деятельности в республике. В первоочередном порядке следует разработать и принять республиканский закон о науке и научно-технической политике в развитие соответствующего федерального закона. Безотлагательно нужен также республиканский закон об инновационной деятельности. После этого должны быть разработаны другие законы, конкретизирующие эти два рамочных закона об отдельных видах деятельности (о правах и статусе ученого и изобретателя, об интеллектуальной собственности, о налоговых и таможенных льготах, об антимонопольном регулировании инновационной деятельности и др.). Могут понадобиться республиканские правовые акты, которые (в пределах компетенции субъектов Федерации) предоставляют дополнительные льготы и возможности для исследователей, новаторов, инновационно-венчурных фирм и т.п. Необходимо принять меры к отмене правовых актов, препятствующих развитию инновационной деятельности.
2. Организационно-экономическое обеспечение. В период экономического кризиса острые проблемы текущего дня теснят будущее, вынуждают сокращать расходы на создание перспективных заделов. Тем самым, необходим жесткий подбор приоритетов в области фундаментальных и прикладных исследований, фундаментальные исследования должны быть организованы на академических принципах под эгидой и в соответствии с высокими стандартами Российской Академии Наук. Прикладные исследования должны иметь перспективу коммерциализации с конечным социально-экономическим эффектом. Частичное улучшение устаревших технологий, методов управления и организации, попытки сохранить неактуальные сегодня исследования не только бесполезны, опасны, так как закрепляют отсталость и деградацию. Следует находить и поддерживать новые конкурентоспособные идеи, образцы техники, технологии, организационные решения, развивать ростки инновационной активности, формируя из них базу будущей экономики - экономики инновационного типа.
Выделение государственных инвестиций на безвозвратной основе для проведения фундаментальных и прикладных исследований, а также для реализации инновационных программ и проектов оправдано лишь в том случае, они имеют важное социально-экономическое значение, но не привлекательны для частных инвесторов.
Необходимы расширение практики конкурсного отбора инновационных проектов с финансированием на возвратной основе, развитие контрактной системы. Эффективным представляется также развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования.
В финансировании воспроизводства основных фондов ускоренная стандартизация является способом быстрого накопления амортизационных отчислений, повышения возможности списания устаревшего оборудования и замены его новым, что будет стимулировать вложения средств в инновации.
Немалая роль в расширении круга инвесторов, вкладывающих средства в инновации, принадлежит страхованию рисков. Для снижения рисков частных инвесторов необходимо предусмотреть соответствующие государственные меры.
В комплексе организационно-экономических мер важная роль принадлежит также институциональным преобразованиям, направленным на создание рыночной инфраструктуры и способствующим активизации инновационной деятельности. К таким преобразованиям относятся: приватизация, создание финансово-промышленных групп, демонополизация в инновационной сфере, малое предпринимательство и т.п.
3. Финансовое обеспечение. К числу наиболее актуальных задач относится формирование механизмов финансирования научно-технической и инновационной деятельности. Технологический прогресс, формирование экономики, основанной на знаниях и технологиях, немыслимы без инвестиций в исследования и разработки. Этот сектор отличается длительным сроком окупаемости, значительным риском и большими издержками на этапе освоения, тому необходима высокая доля бюджетного участия.
Но простое увеличение финансирования - не выход, бюджетное финансирование не всегда эффективно. Нужны механизмы, способные привлечь инвестиции в исследования и разработки и одновременно обеспечить высокую социально-экономическую эффективность этих инвестиций.
В условиях ограниченных возможностей финансирования инноваций возрастает необходимость привлечения средств из дополнительных источников (собственные средства организаций, частные инвестиции, средства внебюджетных фондов, заемные средства международных кредитно-финансовых организаций). Здесь целесообразно комбинировать различные формы инновационных структур (венчурные банки и фонды, финансовые, страховые, консалтинговые фирмы), оказывающих помощь инновационным предприятиям и делящих с ними риск первоначального освоения новых технологий.
В инвестиционной политике следует перенести центр тяжести на Кшновационно-венчурные проекты. Инвестиции без четко выраженного новационного стержня неэффективны в долгосрочной перспективе. {Одновременно необходимы действенные меры повышения эффективности [государственных расходов на инновации. В этих целях могут быть опробованы разные формы государственной поддержки: программно-целевое ^финансирование конкретных инновационных проектов, венчурное участие в ^капиталах малых и средних предприятий, безвозвратные ссуды, возвратные |кредиты и т.п.
4. Налоговые льготы и антимонопольное регулирование, Научно-техническая и инновационная деятельность - зона повышенного риска, требующая значительных, не всегда окупаемых вложений. В этой связи необходимо совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деятельности всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования. Следует применять льготные ставки налогов или освобождать от них научно-технические и инновационные предприятия, реализующие республиканские программы, создать льготные условия для участников международных научно-технических инновационных проектов и программ.
В практике антимонопольного регулирования следует выделить особый статус инновационной деятельности. Предприятия, участвующие в реализации инновационных программ в производстве принципиально новой продукции, следует на период реализации программы освобождать от ограничений, а также доказывать им поддержку, чтобы противостоять сильным монополиям, представляющим интересы производителей устаревшей продукции.
5, Инфраструктурное обеспечение. Решающее значение для активизации -инновационной деятельности приобретает создание разветвленной инновационной инфраструктуры - республиканской инновационной системы. Это должно происходить в сотрудничестве с Министерством науки и технологии РФ, с регионами РФ, а также с зарубежными партнерами. Первоочередными действиями в этом направлении могут быть создание и развитие инновационных и технологических центров, технопарков. В республике должны заработать несколько инновационных центров, таких, например, как Инновационный консалтинговый центр, Центр аграрных реформ, Центр телемедицины на основе информационных и компьютерных технологий и т.п. Целесообразно создать технологический парк. Нужны неотложные меры, способствующие активному вовлечению высших и средних профессиональных учебных заведений в инновационные процессы. Следует также создать полноценную систему экспертизы научно-технических и инновационных проектов.
6. Информационное обеспечение. Принципиально важная роль в поддержке научно-технической и инновационной деятельности принадлежит созданию в республике качественно новой информационной среды на основе развития мультимедийных телекоммуникаций. Широкое использование информационных ресурсов, новых информационных технологий будет способствовать социально-экономическому развитию республики. Доступ к мировым информационным ресурсам через глобальные компьютерные сети (Интернет) позволяет вытянуть уровень технологической культуры до международных стандартов, создает принципиально новые возможности для инновационной деятельности. Интернет как эффективное средство для исследовательской деятельности, как среда делового общения и деловой внести предоставляет богатые возможности для инновационного предпринимательства, в том числе для маркетинговых исследований, торговли, снабжения, сбыта, менеджмента и других аспектов современного бизнеса.
Особое значение имеет развитие республиканского сегмента государственной сети научно-технической информации, обеспечение беспрепятственного доступа к федеральным информационным ресурсам на базе сети компьютерных телекоммуникаций. Северо-Осетинский центр научно-технической информации (ЦНТИ) необходимо оснастить современными технологиями сбора и обработки информации, превратить в инфраструктурный элемент республиканской инновационной системы. Следует приступить к созданию электронной научной библиотеки с перспективой включения ее в мировую электронную библиотечную сеть.
7. Кадровое обеспечение. Необходимо разработать специальную программу подготовки инновационных менеджеров, обучения в ведущих зарубежных научных и технологических центрах руководителей научных, технологических, инновационных организаций для работы в рыночных условиях. В такой программе должны быть представлены: обучение лучших студентов специальностям, связанным с прогрессивным сельскохозяйственным и промышленным производством, обучение руководителей научных, технологических и инновационных организаций методам работы в рыночных условиях, стажировки молодых специалистов в ведущих инновационных и технологических центрах, обучение целевых "менеджерских команд" для управления реализацией конкретных инновационных проектов. Эти люди вобрать лучший мировой опыт передачи технологий, деятельности инновационных центров, выйти на конкретные виды сотрудничества, совместные производства. Они составят очаги инновационного роста, которые, постепенно расширяясь, охватят всю экономику.
Высшие учебные заведения республики в состоянии внести весомый вклад в решение практически всех актуальных проблем, стоящих сегодня перед республикой, если задействовать в полную силу их немалый инновационный потенциал. Но особенно важна их способность обеспечивать опережающее развитие интеллектуальных ресурсов экономики как ведущих ресурсов. Кроме того, в высшей школе разрабатываются, осваиваются и совершенствуются технологии, которые можно и нужно ориентировать на местную проблематику, на стимулирование инновационных процессов. Таким образом, необходима программа эффективного содействия высших учебных заведений социально-экономическому развитию республики, кадровому обеспечению становления экономики инновационного типа. Это предполагает тесное сотрудничество высших учебных заведений с государственными организациями, промышленностью и предпринимательством.
8. Международное сотрудничество. Для активизации внешнеэкономической деятельности необходимо создать условия для формирования совместных с иностранными партнерами предприятий по выпуску инновационной продукции. Здесь возможны разные формы поддержки, такие как: обеспечение в зарубежных кредитных линиях квот на развитие инновационной инфраструктуры, закупки оборудования для реализации инновационных проектов, приобретение лицензий и ноу-хау для освоения производства новейшей продукции, вхождение в международные информационные сети для обмена информацией по инновационным проектам, совершенствование выставочно-ярмарочной деятельности и т.д.
Важную роль в создании инновационной системы может сыграть "сотрудничество с зарубежными научными фондами, международными финансовыми структурами, которые содействуют развитию инновационного и венчурного бизнеса. Крайне важно адаптировать к нашим республиканским реалиям опыт передовых стран в области формирования инновационной инфраструктуры.
Серьезные возможности связаны с мировыми процессами глобализации. Все больше возрастает роль транснациональных корпораций, как в развитых, так и в развивающихся странах. Денежные массы приобретают свойство "сверхтекучести", быстро, без препятствий перетекают и концентрируются везде, где есть хоть небольшие скачки нормы прибыли. Необходимо снять все барьеры, стоящие на пути инвестиций в нашу республику. Необходимо убедить - деловое сообщество в честном и компетентном партнерстве. Для этого необходимо знать и соблюдать законы деловой этики, создавать и демонстрировать привычные всем элементы рыночной инфраструктуры: ценные бумаги, венчурный капитал, государственные гарантии, телекоммуникации, информационные технологии, управление проектами, бизнес-планирование и экономическое прогнозирование и т.п.
9. Формирование общественного мнения. Общественность следует регулярно информировать о том, что происходит в научно-исследовательских институтах и инновационных центрах, из каких соображений определяются равные направления исследований и разработок, каковы важнейшие результаты исследований. Претендуя на средства из государственного бюджета, необходимо в доступной форме популяризировать достижения в области науки, технологии и инноваций в средствах массовой информации, конкретно показывая обществу эффективность произведенных затрат и те выгоды, которые общество получит при их реализации. Целесообразны также ежегодные парламентские слушания о состоянии нашей науки, значении проводимых исследований для социально-экономического развития нашей республики.