Необходимость реализации инновационной политики продиктована рядом факторов, влияющих на социально-экономическое положение населения в Республике Северная Осетия-Алания.
Формирование и реализация инновационной политики основываются на такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-производственный потенциал республики. Благодаря использованию новых информационных технологий этим потенциалом могут пользоваться как малые, так и крупные организации всех видов собственности.
Растет роль интеллектуальных ресурсов как основных экономических ресурсов, происходит стремительное замещение труда знаниями, и развитие человека становится важнейшим условием любого хозяйственного прогресса, информационные ресурсы и информационные технологии содержат в себе огромный потенциал для построения более сбалансированного общества, более эффективного хозяйствования, улучшения жизни людей.
Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит преодолеть спад в экономике, обеспечить ее структурную перестройку и насытить рынок конкурентоспособной продукцией.
Концепция инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания определяет экономические и организационные основы инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания, отношения между органами государственной власти, субъектами инновационной деятельности и потребителями инноваций на территории Республики Северная Осетия-Алания.
В Республике Северная Осетия-Алания доминируют элементы устаревших технолологических укладов, износ основных фондов в промышленности превысил 80%; энергообеспеченность на 1 человека населения в 3-5 раз, а средняя стоимость рабочего места в 50 раз ниже, чем в развитых странах. Любые инвестиции или преобразования на подобной технологической базе будут неэффективны без серьезного привлечения инновационного потенциала, без перехода на инновационный путь развития.
В то же самое время интеллектуальный потенциал республики превышает средние российские показатели. Однако он недостаточно востребован и не ориентирован на повышение конкурентоспособности республиканской экономики.
Для выхода на высокие рубежи конкурентоспособности экономики Республики Северная Осетия-Алания требуется принципиально новая, хорошо продуманная и обоснованная государственная политика - необходимо формулировать стратегические перспективы развития общества. Решение важнейших текущих задач по выходу из социально-экономического кризиса, которым вынуждено заниматься Правительство Республики Северная Осетия не должно заслонять необходимость поиска долговременных путей вития республики.
Основными целями Концепции являются:
создание правовых норм и гарантий для эффективного осуществления инновационной деятельности, использовании ее результатов для социально-экономического развития республики;
определение основных положений республиканской инновационной политики;
установление организационных форм, механизмов взаимоотношения, управления и финансирования инновационной деятельности.
Достижение этих целей возможно при решении следующих приоритетных задач:
создание системы опережающей подготовки и переподготовки руководящих кадров инновационной деятельности с использованием потенциала республики и передовых образовательных технологий;
создание новых высококвалифицированных рабочих мест для увеличения объема и качества конкурентоспособной продукции путем систематического использования инноваций;
создание действенной инновационной инфраструктуры республики как равной части сетевой инфраструктуры Российской Федерации, способной обеспечить (обслужить) руководителей инновационных программ и проектов ресурсами (заказами, специалистами, оборудованием, контрагентами и т.д.), обходимыми для реализации инновационного проекта;
создание и развитие системы управления инновационной инфраструктурой, позволяющей в сжатые сроки реализовать конкурентоспособную инновационную продукцию товаропроизводителей республики;
организация внебюджетных фондов поддержки инновационных товаропроизводителей, финансово-промышленных групп, компаний, объединений, корпораций, союзов и ассоциаций, реализующих инновационные процессы;
разработка, развитие и практическое использование организационно-экономических механизмов стимулирования инноваций;
проведение субъектами инноваций согласованной инновационной политики в интересах Республики Северная Осетия-Алания и отраслей хозяйствования;
формирование у товаропроизводителей и субъектов инновационной деятельности понимания социально-экономической значимости активизации инновационной деятельности.
Управление инновационной деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления через Правительства Республики Северная Осетия-Алания и принципов самоуправления субъектов инновационной деятельности, установленных их уставами и положениями, и в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.
Целью инновационной политики Республики Северная Осетия-Алания является вовлечение в хозяйственный оборот научно-технического и инновационного потенциала республики и создание на этой основе конкурентоспособной высокоэффективной ресурсосберегающей экономики инновационного типа.
Правительство Республики Северная Осетия-Алания определяет полномочия республиканских органов исполнительной власти в области инновационной политики, утверждает республиканские инновационные проекты по приоритетным направлениям развития экономики.
Государственное финансирование инновационной деятельности осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики.
Система государственного финансирования инновационной деятельности 1едусматривает сочетание целевого финансирования инновационных программ проектов. Право на получение государственной поддержки, в том числе в форме государственных гарантий, предоставляется субъектам инновационной деятельности на конкурентной основе.
Активизация инновационной деятельности требует государственного управления и координации действий всех заинтересованных структур в реализации инновации, привлечении инвестиций, создании условий, способствующих инновационному процессу и внедрению достижений науки и техники в экономику республики.
Ситуационный анализ возможных вариантов развития республики на долговременную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов, доказывает в качестве наиболее приемлемого вариант развития на инновационной основе.