Признано, что проблемы системы государственного управления в южных регионах являются одной из основных причин отставания их экономического развития, роста напряженности в социальных и межнациональных взаимоотношениях, что особенно остро проявляется на Северном Кавказе и, в частности, в Республике Северная Осетия - Алания. Сравнительные международные исследования также свидетельствуют о взаимосвязи между качеством государственного управления и долгосрочными показателями социально-экономического развития.
Республика Северная Осетия - Алания характеризуется сравнительно низкой налоговой базой по сравнению со средним уровнем в России, но при этом находится в лидирующей группе в получении трансфертов и прямых бюджетных расходов. Уровень безработицы намного превышает средний уровень по стране, в то же время наблюдается отставание в деловой активности, а именно в секторе малого и среднего бизнеса. Средний месячный доход по Южному федеральному округу в 2004 году составлял 3371 рубль, тогда как по России он равнялся 5129 рублям ("Экономический профиль Южного округа", Всемирный банк). Указанные причины отставания в экономической деятельности объясняются, в том числе, и слабой системой управления финансами и бюджетом, наличием излишних административных барьеров в развитии бизнеса.
Необходимость уделить внимание слабым сторонам государственного управления усиливается также в связи с передачей ряда полномочий с федерального на региональный уровень, а также передачей полномочий и ресурсов муниципальным образованиям. Без существенного улучшения качества управления и повышения компетентности кадрового состава государственных и муниципальных служащих данный процесс может вызвать серьезные проблемы.
Таким образом, развитие государственной системы управления, в основе которой лежат принципы результативности, прозрачности и подотчетности государства обществу, является основным условием для усиления взаимного доверия между государственными органами и общественностью, которое сильно подорвано за многолетний период экономического спада в совокупности с социальными и межнациональными конфликтами.
3.1 Улучшение управления бюджетными ресурсами: укрепление основы бюджетной системы и улучшение эффективности и результативности бюджетных расходов.
В настоящее время приоритетом является создание основ для прочной бюджетной системы, где упор делается на повышение эффективности исполнения бюджета, а именно:
совершенствование подготовки и исполнения бюджета, включая ужесточение правил и процедур расходования средств и усиление контроля на уровне республики (полный переход на казначейскую систему исполнения бюджета, усиление внутреннего и внешнего финансового контроля);
разработка системы межбюджетных трансфертов и выравнивания финансовой обеспеченности муниципальных образований, кадровое и техническое укрепление местного самоуправления;
разграничение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами управления;
постепенное внедрение стратегического планирования и мониторинг эффективности расходования бюджета. ;
Первоочередное внимание должно уделяться развитию методов управления бюджетом, в основе которых лежат комплексные программы, а также внедрению стратегического планирования и мониторинга государственных расходов, восстановлению финансового состояния бюджетов (списание и реструктуризация долгов; очистка и погашение счетов и т.д.).
3.2. Развитие систем стратегического планирования и управления, ориентированных на результат: выделение стратегических приоритетов и использование механизмов обратной связи.
Достижение прогресса в данном направлении требует решения двух основных задач:
определение стратегических приоритетов развития республики и реализация политики, направленной на достижение установленных приоритетов;
развитие механизмов подотчетности органов государственной власти, гарантирующих использование инструментов "обратной связи", учет мнения граждан по вопросам проводимой социально-экономической политики и качества предоставления государственных услуг.
Решение данных задач поможет повысить уровень доверия населения органам власти и сократить "разрыв" между властью и обществом, имеющий место во многих регионах Южного федерального округа, в том числе в Республике Северная Осетия - Алания.
В этой связи предлагается работа по следующим приоритетам:
организация подразделения стратегического планирования, повышение уровня профессионализма сотрудников данного подразделения;
совершенствование существующих систем принятия решений, включая развитие и внедрение механизмов, позволяющих расширить участие граждан и структур гражданского общества в разработке стратегических планов и программ;
разработка соответствующих показателей деятельности органов государственной власти, министров и высшего руководящего состава;
оценка существующей практики сбора данных и ее совершенствование;
создание механизмов обратной связи и оценки качества государственных служб (обследования, стандарты качества услуг, создание институтов по типу омбудсмена ).
Под институтом омбудсмена понимается орган, действующий от имени граждан, основной целью деятельности которого является опротестование неадекватных действий пли нарушений, имевших место со стороны государственных органов по отношению к гражданам (организациям).
Чтобы добиться успеха в данном направлении, необходимо разработать четкие показатели эффективности и результативности, отражающие как динамику социально-экономического развития республики, так и воздействие политики, проводимой республиканскими органами власти.
Анализ практики государственного управления достаточно ясно показывает, что для достижения реальных результатов в сфере оптимизации деятельности органов государственной власти недостаточно сформулировать задачи и мероприятия, необходимые для достижения конкретно поставленной цели. Необходим четко структурированный механизм реализации поставленных задач и мероприятий, организация контроля за их реализацией, а также разработка четких критериев оценки деятельности.
Анализ отчетов о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания показывает, что в них, как правило, отражается только то, что сделано, и не всегда оценивается результат проделанной работы. В связи с этим в 2007 году запланирован переход на систему докладов о результатах и основных направлениях деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания.
Внедрение методов управления по результатам позволит повысить эффективность функционирования исполнительных органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, обеспечить ориентацию их деятельности на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
3.3 Разграничение полномочий, повышение эффективности управленческих процессов в органах исполнительной власти.