Настоящий документ определяет порядок взаимодействия Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Северная Осетия-Алания (МЧС РСО-Алания), Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания (Минприроды РСО-Алания), Государственного агропромышленного комитета Республики Северная Осетия-Алания, Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РСО-Алания, Северо-Осетинского центра по гидрометеорологии, Комитета Республики Северная Осетия-Алания по водному хозяйству. Государственного комитета Республики Северная Осетия-Алания по геологии и использованию недр, Комитета Республики Северная Осетия-Алания по земельным ресурсам и землеустройству. Комитета Республики Северная Осетия-Алания по лесному хозяйству, их ведомственных и территориальных органов при чрезвычайных и аварийных ситуациях, в результате которых произошло или может произойти загрязнение окружающей природной среды, и в случаях выявления факторов экстремально высокого загрязнения окружающей природной среды с целью ликвидации (снижения) их негативных последствий для здоровья населения и окружающей природной среды.
Система взаимодействия указанных республиканских органов исполнительной власти действует в рамках утвержденного Правительством Республики Северная Осетия-Алания постановления N 150 от 21 октября 1994 г. "О создании республиканской подсистемы Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".
Возмещение ущерба, причиненного в результате загрязнения окружающей природной среде, здоровью и имуществу, физическим и юридическим лицам, производится в полном объеме виновными в этом предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами согласно статье 88 Федерального закона "Об охране окружающей природной среды".
Срок действия Временного положения определить 2 года. По результатам его практической реализации будет разработано "Положение о порядке взаимодействия республиканских органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды", в которое могут быть внесены соответствующие уточнения.
2.Порядок передачи информации и действий республиканских органов исполнительной власти и их подведомственных и территориальных органов при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ
2.1. Оценка последствий производится во всех случаях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ организациями, объектами, транспортными средствами, другими возможными источниками Загрязнения независимо от форм их собственности, расположенными на территории, континентальном шельфе и в экономической зоне России.
2.2 В соответствии с постановлением Правительства Республики (Северная Осетия-Алания N 152 от 21 октября 1994 года "Об организации в Республике Северная Осетия-Алания обмена информацией "0 чрезвычайных ситуациях" организация обмена (сбора) информации на территории республики возложена на Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий Стихийных бедствий.
2.3 Передача информации на местах об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с утверждаемой органами исполнительной власти субъектов республики и местного самоуправления схемой, к разработке которой привлекаются все заинтересованные подведомственные и территориальные органы республиканских органов исполнительной власти. Головной организацией по разработке схем на местах являются республиканские органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Содержание информационных сообщений об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и их последствий и типовая схема передачи таких сообщений приводятся в приложениях N N 1,3 к настоящему Временному положению.
2.4 Типовой схемой предусмотрено:
Немедленное (не более одних суток) оповещение республиканских органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям о всех видах аварийных (залповых) выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также об аварийных ситуациях, которые могут повлечь загрязнение окружающей среды. Информационные сообщения об этом направляются в республиканские органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям организациями, гражданами, подведомственными и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Сокрытие и/или несвоевременное оповещение о таких фактах влечет за собой ответственность юридических и должностных лиц в соответствий с законодательством Российской Федерации. Осуществляется передача подведомственными и территориальными органами республиканских органов исполнительной власти в свои вышестоящие организации информации об авариях, их последствиях и принятых мерах. При этом производится проверка и взаимное уточнение данных о последствиях аварий и уровнях загрязнения окружающей природной среды, передача в республиканские органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям дополнительной информации ( по мере получения новых данных) о последствиях аварийных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и принятых мерах, включая данные оперативного контроля за зоной загрязнения, прогнозы ее распространения и причиненного ущерба населению, окружающей природной среде и народному хозяйству. Республиканские органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в случае возникновения аварийных ситуаций с выбросами и сбросами загрязняющих веществ, привлекаются подведомственные и территориальные подразделения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Центра Госсанэпиднадзора РСО-Алания и других для оценки влияния последствий аварийного загрязнения на окружающую природную среду и на здоровье населения.
2.5. Порядок взаимодействия при получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ.
2.5.1. При получении информации об аварийном (залповом) выбросе (сбросе) загрязняющих веществ:
Министерство Республики Северная Осетия-Алания по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий информирует об аварии органы исполнительной власти республики и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
осуществляет координацию работ по ликвидации последствий аварий и катастроф, а также руководство и проведение специальных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
проводит мероприятия по обеспечению безопасности населения.
2.5.2. Органы исполнительной власти республики и местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом Российской федерации от 21.12.94 г. N 68 "О защите населения и территории от Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (статья 11) организуют комиссию, состоящую из специалистов подведомственных и территориальных органов, республиканских органов исполнительной власти, для оценки последствий аварийной ситуации и определения участия федеральных органов исполнительной власти, в том числе являющихся владельцами объектов-загрязнителей, в организации работ по ликвидации последствий аварийной ситуации.
2.5.3. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Северная Осетия-Алания:
совместно с заинтересованными органами выявляет источник аварийного загрязнения, обследует его. устанавливает причины возникновения аварии, возможность повторного выброса (сброса) и информирует МЧС РСО-Алания:
участвует в разработке мер по ликвидации последствий аварии;
при необходимости выдает в установленном порядке предписание на приостановку или полную остановку работы объекта (предприятия);
устанавливает (уточняет) объемы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и участвует в определении уровней и зон загрязнения объектов окружающей природной среды;
организует работы по определению масштабов негативного воздействия аварийного загрязнения на окружающую природную среду с учетом прогнозов Северо-Осетинского центра по гидрометеорологии, по распределению зоны аварийного загрязнения и совместно с другими органами исполнительной власти принимает меры к ликвидации (снижению) его последствий;
контролирует ход выполнения мероприятий по ликвидации последствий аварийного загрязнения для окружающей природной среды;
определяет ущерб, причиненный наземному животному миру в результате аварийного загрязнения:
осуществляет контроль за влиянием аварийного загрязнения на жизнедеятельность рыб, других водных организмов и растений, а .также за состоянием мест массового скопления рыб (нерестилища, зимовальные ямы. нагульные площади, миграционные пути);
участвует в разработке мероприятий по максимальному снижению возможных потерь для рыбного хозяйства и контролирует ход их выполнения;
определяет ущерб рыбному хозяйству в результате аварийного загрязнения, предъявляет иски на его возмещение и виновных привлекает к административной ответственности, установленной законодательством:
совместно с другими заинтересованными органами исполнительной власти определяет общий ущерб, причиненный окружающей природной среде в результате аварийного загрязнения, предъявляет иски на его возмещение и виновных привлекает к установленной законодательством административной ответственности.