Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2012 года N 23

О КОМПЛЕКСЕ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ НА 2012 ГОД

В целях выполнения поручений Председателя Правительства Российской Федерации Путина Б.В. от 4 апреля 2011 года, направленных на модернизацию региональных систем общего образования и повышение заработной платы учителей, Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1.Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Республики Северная Осетия-Алания на 2012 год (далее - Комплекс мер).

2.Назначить Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания уполномоченным органом по распределению и расходованию средств субсидии, выделяемой из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания па модернизацию региональной системы общего образования.

3.Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований республики обеспечить реализацию Комплекса мер.

4. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания осуществлять финансирование Комплекса мер в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Северная Осетия-Алания на его обеспечение.

5.Министерству образования и науки Республики Северная Осетия-Алания разработать порядок финансирования субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Республики Северная Осетия-Алания на модернизацию системы общего образования в Республике Северная Осетия-Алания в рамках реализации Комплекса мер.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.С. Таболова.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания Н.Хлынцов

УТВЕРЖДЁН

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 февраля 2012 г. N 23

КОМПЛЕКС МЕР по модернизации системы общего образования в Республике Северная Осетия-Алания на 2012 год

Раздел I Текущее состояние системы общего образования в Республике Северная Осетия-Алания


Система общего образования Республики Северная Осетия - Алания включает в себя 211 общеобразовательных учреждений (ОУ), в которых обучаются 79 156 детей и работает 6240 учителей.

Участие республики в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования и Приоритетного национального проекта "Образование", плана действий по модернизации общего образования республики, Республиканской программы модернизации системы общего образования "Современная школа" на 2011-2015 годы позволило обеспечить существенные позитивные изменения в образовании, имеющие характер системных и создающие серьезный задел для его дальнейшей модернизации.

Достигнута эффективность новых финансово-экономических механизмов - новая система оплаты труда и нормативно-подушевое финансирование, наблюдается положительная динамика роста норматива финансирования в части увеличения фонда оплаты труда. По сравнению со значением в 2010 году он повысился на 16,2%. Среднемесячная заработная плата учителей в республике составила 13 252 рубля и превысила среднемесячную заработную плату работников в целом по экономике республики на 10,18 %. Во всех школах установлена зависимость финансового благополучия педагогов от качества предоставляемых образовательных услуг: диапазон заработной платы составляет от 6 до 22 тысяч рублей. Объем субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ рассчитывается по нормативу и в полном объеме доводится до каждого общеобразовательного учреждения. Значительно улучшены показатели эффективности расходования бюджетных средств: неэффективные расходы сократились на 113 477,0 тыс. рублей.

В результате оптимизации сети обеспечена концентрация кадровых и материальных ресурсов, что улучшило доступ учащихся к качественному образованию независимо от места жительства. Организован подвоз 1995 обучающихся в базовые школы республики. Средняя наполняемость классов в городской местности составляет 25,9 человека, в сельской местности - 16 человек; численность обучающихся на 3 ступени образования выросла до 76 человек. Доля старшеклассников, обучающихся по профильным программам, в том числе индивидуальным, возросла с 25% в 2007 году до 59 % в 2011 году.

Приобретенное в рамках комплекса мер в 2011 году учебно-лабораторное и компьютерное оборудование предназначено, в первую очередь, для создания во всех общеобразовательных учреждениях современной предметно-образовательной среды в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Приобретено оборудования всего на 103 814 тыс. рублей. Число школьников, приходящихся на один компьютер, доведено до 11 человек; все школы республики имеют доступ к широкополосному Интернету со скоростью от 256 Кбит/с до 4 Мбит/с.

Осуществляется переход на электронный документооборот. Доля семей, имеющих возможности оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей, составляет 95%.

В рамках комплекса мер в 2011 году разработан электронный контент системы дистанционного обучения. Созданы электронные образовательные ресурсы по всем предметам учебного плана, включая профильное и национальное образование.

Пополнение фондов школьных библиотек, в том числе по приобретению электронных книг, составило 5 420 тыс. рублей. На развитие школьной инфраструктуры было затрачено 7 130 тыс. рублей. Проведены ремонтные работы, обеспечивающие выполнение требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся. Приобретено спортивное оборудование, оборудование для школьных столовых. В результате доля школьников, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, составила 77,6%.

Создана развитая система дистанционного обучения детей-инвалидов. В ней обучаются 195 человек, что составляет 100% от числа детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста, изъявивших желание и не имеющих противопоказаний к обучению с использованием компьютерной техники.

В республике разработана и реализуется в рамках федеральной целевой программы развития образования полилингвальная модель поликультурного образования, рассчитанная на социализацию учащихся, адекватную потребностям страны в части формирования российской гражданской идентичности. Данный эксперимент реализуется второй год в 50 общеобразовательных школах и в 20 дошкольных образовательных учреждениях.

Особое внимание в программе модернизации уделено здоровьесберегающим технологиям. Действуют республиканские целевые программы: "Развитие физической культуры и спорта в Республике Северная Осетия-Алания" до 2015 года и "Развитие футбола в Республике Северная Осетия-Алания" до 2015 года. В рамках комплекса мер осуществляется поэтапное обеспечение школ спортивным оборудованием.

Увеличивается количество школьников, отдыхающих в летних оздоровительных лагерях различных профилей, в том числе естественно-научной, этнолингвистической и туристско-краеведческой направленности Всего за 2011 год в них отдохнуло более 45 тысяч детей.

Два года республика участвует в реализации в рамках приоритетного национального проекта "Образование" экспериментального проекта по совершенствованию питания обучающихся. Реализация Республиканской целевой программы "Школьное питание в Республике Северная Осетия-Алания" на 2011-2015 годы в 2011 году позволила увеличить охват обучающихся горячим питанием до 65%. В рамках данной Программы для обеспечения условий реализации федерального государственного образовательного осуществляется поэтапный переход на 2 разовое качественное горячее питание всех учащихся начальной школы. В рамках комплекса мер в 2011 году на оборудование для школьных столовых было затрачено 12 500 тыс. рублей.

Анализ уровня профессионализма учительского корпуса республики показал его высокий уровень: 84,14% педагогов имеют высшее образование. Однако существует проблема "старения" педагогических работников учреждений общего образования: 22,4 % из них составляют педагоги пенсионного возраста. Удельный вес численности учителей в возрасте до 25 лет — 5,57%; до 35 лет - 15,75% . В связи с этим в рамках комплекса мер актуализирована политика по привлечению в школы молодых учителей. Постановлением Правительства республики было предусмотрено выделение дополнительных финансовых средств на повышение квалификации педагогических работников в сумме 17,5 млн. рублей. Из них: средства федерального бюджета 12,0 млн. рублей и республиканского бюджета - 5,5 млн. рублей. Разработаны модульные программы повышения квалификации нового поколения. Введена персонифицированная модель повышения квалификации. 35% директоров школ прошли переподготовку по программе "Менеджмент в образовании". Все учителя первых классов обучены для работы в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Доля учителей, эффективно использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, в общей численности учителей составляет 61%.

В рамках совершенствования республиканской модели аттестации педагогических работников разработаны и внедрены инновационные формы аттестации с использованием автоматизированных систем диагностики. В 2011 году все педагоги ОУ республики, подлежащие аттестации, прошли ее в новой форме. Анализ результатов аттестации показал необходимость внесения изменений в действующее положение по аттестации педагогических кадров в части повышения значения критериев, характеризующих степень соответствия педагога занимаемой должности.

В республике функционирует многоуровневая система оценки качества общего образования, обеспечивающая объективную независимую оценку всех ступеней образования с широким использованием информационно-коммуникационных технологий. Разработано Положение о формах и порядке учета внеучебных достижений при проведении итоговой аттестации обучающихся 9, 11-ых классов.

Развивается система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей. Приняты целевая программа "Одаренные дети", республиканская Концепция олимпиадного движения. Создан республиканский координационный центр по работе с одаренными детьми. Введен норматив подушевого финансирования сопровождения талантливых детей, развивается сетевое взаимодействие школ и вузов.

Внедрен механизм государственно-общественного управления образованием: от Совета по образованию при Главе Республики Северная Осетия - Алания до управляющих советов в школах, принимающих участие в распределении стимулирующих выплат. Все школы имеют сайты и открыто предоставляют общественности публичную отчетность о своей деятельности.

В то же время существует ряд проблем, требующих своего оперативного решения. Это создание современных условий в малочисленных школах высокогорной сельской местности с их высокой затратностью и невысоким качеством предоставляемых образовательных услуг. Несмотря на то, что учебно-материальная база общеобразовательного учреждения значительно улучшилась, по-прежнему не во всех школах республики имеются условия для выполнения требований нового стандарта. Актуальна проблема обновления кадрового потенциала школ и привлечения молодых перспективных педагогов. Существует проблема обеспечения полной объективности процедуры итоговой оценки качества образования, связанная с необходимостью технического сопровождения.

Необходимо дальнейшее совершенствование системы оценки качества в части мониторинга уровня социализации учащихся и обеспечения его государственно-общественного характера.

Раздел II

Описание итогов модернизации общего образования РСО-Алания в 2011 году


Реализация мероприятий комплекса мер в 2011 году стала логическим продолжением модернизации системы общего образования. В соответствии с обязательствами в рамках реализации комплекса мер на 2011 год взятые значения показателей выполнения мероприятий достигнуты и превышены. Механизмом достижения стали: эффективная система управления, перераспределение средств, мотивационная востребованность повышения квалификации учителей, руководителей общеобразовательных учреждений и исполнителей комплекса мер.

Анализ подтвердил эффективность использованных механизмов основных направлений модернизации и ее информационного сопровождения и определил перспективы их применения в период до 2020 года. Мероприятия модернизации системы общего образования в республике носят выраженный социальный характер и направлены на рост уровня удовлетворенности населения качеством общего образования.

Достигнуты следующие эффекты.

I. Введение во всех общеобразовательных учреждениях новой системы оплаты труда, основанной на модельной методике Министерства образования и науки Российская Федерация, и нормативного подушевого финансирования с доведением норматива финансирования до каждой школы позволило обеспечить:

систематический существенный рост бюджета общего образования при обеспечении эффективного распределения и освоения бюджетных средств и концентрации ресурсов на его инновационное развитие;

создание условий для роста заработной платы учителей в зависимости от результативности и качества их труда;

мотивацию работников образования к существенному повышению профессионализма в разных формах для работы в новых условиях.

Сущность эффекта состоит:

в интеграции федеральных, республиканских и муниципальных ресурсов на инновационное развитие образования;

в определении актуальных "точек развития" для концентрации на них необходимых ресурсов;

в реализации экономических механизмов стимулирования нового качества образования;

в создании условий для реального обеспечения системных изменений в образовании, определяющих его новое качество;

во взаимообусловленности уровня образовательного процесса и уровня образовательного результата;

в создании в образовательном пространстве конкурентной среды, обеспечиваемой, в том числе, государственно-общественной системой управления образованием с ее реальным участием в распределении стимулирующей части оплаты труда;

в обеспечении финансово-экономической самостоятельности общеобразовательного учреждения.

II. Создание механизмов формирования консолидированного заказа системе образования республики на подготовку и переподготовку педагогических кадров на основе потребностей обучающихся, а также целевых заказов государства, общества и рынка труда.

Сущность эффекта представляют:

1. Формирование нового понимания качества образования у всех участников образовательного процесса на основе введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и подготовки к переходу на стандарты основного общего образования, обусловливающее комплексные, многоаспектные изменения в системе общего образования республики.

2. Рост инновационной активности педагогов и образовательных учреждений, в том числе сельских.

3. Мотивация педагогов к повышению квалификации как способу обеспечения их готовности к иным действиям и к иной деятельности.

4. Развитие компетенций руководителей общеобразовательных учреждений к работе в условиях новых форм хозяйственно-экономического управления.

5. Формирование республиканской и муниципальных баз данных об инновационном потенциале республики, развитие сетевой модели диссеминации опыта при совершенствовании механизмов отбора инновационных продуктов.

6. Персонификация системы повышения квалификации: ее нацеленность на личностные запросы педагогических работников.

7. Корпоративные возможности системы повышения квалификации: ее нацеленность на запросы общеобразовательного учреждения или групп педагогов, что позволяет удовлетворить их и таким образом повысить качество образования.

8. Адекватность системы повышения квалификации потребностям республики, общества, рынка труда, что обеспечивает выполнение консолидированного заказа на переподготовку педагогических кадров.

Построение программ дополнительного образования на модулях инновационного развития образования и использование современных технологии способствует их внедрению в содержание и формы образования и влияет на его качество и результативность.

III. Создание механизма оценки качества и результатов педагогического труда, нацеленного на развитие потенциальных возможностей учителей и реально влияющего на качество их труда. Региональная система аттестации учителей стимулирует:

1. Процесс непрерывного повышения педагогами своей квалификации, в том числе личный вклад в повышение качества образования.

2. Использование современных образовательных технологий, более всего инновационных, информационно-коммуникационных и творческих.

3. Процесс личностного профессионального роста.

4. Ориентированность на достижение качества и результата труда.

5. Подготовленность к оценке достижений учащихся в форме единого государственного экзамена.

6. Подготовленность к работе в условиях федерального государственного стандарта нового поколения.

7. Ориентированность в современных формах оценки знаний, в том числе в компьютерном тестировании, в диагностических материалах автоматизированных технологий.

Аттестация выявляет потенциальные возможности учителей и перспективы их развития, в том числе, на материале портфолио и творческого отчета. Она формирует культуру самоанализа учителя, способность к презентации и распространению собственного опыта, высокий уровень мотивации к достижению образовательного результата, в том числе материальному вознаграждению за труд и гарантированности соответствия занимаемой должности. По итогам аттестационных процедур педагоги получают рекомендации с указанием конкретных направлений их педагогического роста, формируется кадровый резерв современных управленцев в образовании.

IV. Формирование потребности в развитии дистанционного обучения и развития информационно-коммуникационных технологий как способа получения качественного общего образования всеми детьми, в том числе из малочисленных школ отдаленных населенных пунктов республики.

Сущность эффекта состоит в кардинальном изменении роли школы в сторону создания и развития современной информационной образовательной среды, что обеспечивает гарантированность равных образовательных возможностей для всех групп обучаемых.

Эффект сопровождается:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»