ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 1998 года N 231
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
(в редакции Постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02.07.2003 N 181)
В целях улучшения и совершенствования оказания медицинской помощи населению республики Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития и реформирования здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (прилагается).
2. Министерству здравоохранения Республики Северная Осетия-Алания (Бугаев) разработать и представить на утверждение Правительства Республики Северная Осетия-Алания план мероприятий по реализации Концепции к 1 января 1999 г.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Северная Осетия-Алания С.К. Такоева.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
К.КАРГИНОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. Кризис деятельности медицинских учреждений приближается к той черте, за которой следует распад всей системы здравоохранения.
Размеры финансирования здравоохранения из бюджета и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами. Вместе с тем, имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг.
В связи с этим необходима продуманная стратегия реформирования здравоохранения.
Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РСО-Алания (далее - Концепция) является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Основными задачами Концепции являются:
увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;
повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении.
Реализация Концепции основана на следующих принципах:
всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению вне зависимости от социального статуса граждан, уровня их доходов и места жительства;
профилактическая направленность;
экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
единство медицинской науки и практики;
активное участие населения в решении вопросов здравоохранения.
В сложившихся условиях приобретают важное значение:
формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки и повышение ответственности всех органов власти за ее реализацию;
обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 20 процентов внутреннего валового продукта;
развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения;
разработка и внедрение в практику передовых форм и методов организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, гигиенической и эпидемиологической экспертизы, мониторинга здоровья людей и среды обитания человека;
проведение инвестиционной политики, обеспечивающей высокую эффективность вложений- максимального медицинского, социального и экономического эффекта на единицу затрат;
повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки, переподготовки;
повышение социальной защищенности медицинских работников, в том числе повышение заработной платы;
привлечение профессиональных медицинских ассоциаций к реализации государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и медицинской техникой;
повышение санитарной культуры и заинтересованности граждан в сохранении и укреплении своего здоровья.
Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе всех уровней здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.
Первичная медико-санитарная помощь является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию системы врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии.
Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:
интенсивное лечение - до 20%;
восстановительное лечение - до 45%;
длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20%;
медико - социальная помощь - до 15%.
Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.
Продолжить развитие межрайонных специализированных медицинских центров.
Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений. Это предполагает создание более высокого уровня финансирования и управления учреждениями здравоохранения.
Повышению качества медицинской помощи будет способствовать внедрение стандартов диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях.
Принять действенные меры по развитию службы охраны материнства и детства при концентрации усилий на совершенствовании первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
В соответствии с законодательством и целевыми программами необходимо осуществить комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.
Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
Требуется повысить роль СОГМА и медколледжа во внедрении эффективных медицинских технологий, использовании уникальных методов диагностики и лечения.
Необходимо принятие мер государственной поддержки по совершенствованию реабилитационной помощи на базе участковых больниц, санаторных учреждений, оздоровительных учреждений и организаций.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению рационально использовать лечебно-диагностические комплексы, ЦРБ, ТМО, развивая передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, организуя межрайонные клинико-диагностические и лечебно-восстановительные (реабилитационные) центры.
Необходимо обеспечить медицинским организациям, лицам, осуществляющим частную медицинскую деятельность, государственным и муниципальным организациям равные права на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных целевых программ. Причем степень участия медицинских организаций различной формы собственности в реализации государственных программ здравоохранения, муниципальных заказов должно осуществляться на конкурсной основе.
Совершенствование системы финансирования здравоохранения предполагает тесную зависимость размеров финансирования медицинских учреждений от объема и качества оказываемых ими услуг.
Система финансирования должна обеспечить повышение эффективности использования ресурсов и качества медицинской помощи.
В этих целях необходимо:
разработать правовые механизмы, обеспечивающие безусловное соблюдение соответствия объемов и условий обязательного медицинского страхования населения финансовому обеспечению;
установить порядок распределения средств обязательного медицинского страхования, направляемых для выравнивания условий финансирования государственных программ обязательного медицинского страхования в городе и районах республики;
совершенствовать методики установления тарифов на медицинские услуги; ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи, предоставляемой в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан в Республике Северная Осетия-Алания бесплатной медицинской помощью;
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02.07.2003 N 181)
определить механизмы финансового покрытия части затрат на оказание медицинской помощи гражданам на основе развития добровольного медицинского страхования;
способствовать созданию конкурентной среды на рынке медицинских услуг.
Для обеспечения целевого и эффективного использования средств здравоохранения необходимо:
совершенствовать систему учета средств, получаемых учреждениями здравоохранения, в том числе за оказание платных медицинских услуг, а также их использование;
совершенствовать конкурсную систему закупки лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, широко используя финансовый лизинг для оснащения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием;
повысить ответственность фондов обязательного медицинского страхования за результаты их деятельности;
органам исполнительной власти и местного самоуправления, фондам обязательного медицинского страхования, медицинским учреждениям публиковать в обязательном порядке ежегодные отчеты о расходовании средств обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и за оказание платных услуг.
В целях совершенствования оказания медицинской помощи необходимо принять республиканские законы о государственном и муниципальном здравоохранении и частно-предпринимательской медицины в соответствии с законами Российской Федерации, что позволит обеспечить реализацию государственной политики в области здравоохранения на современном уровне.
Главными задачами организации здравоохранения на республиканском уровне следует считать:
определение стратегии развития здравоохранения в республике;
разработку и исполнение республиканских целевых программ здравоохранения;
разработку законодательной и нормативно-методической базы здравоохранения;
координацию деятельности органов государственной власти по решению вопросов здравоохранения;
разработку механизмов деятельности контрольно-разрешительной системы в сфере обращения лекарственных средств.
Главным направлением совершенствования организации здравоохранения становится обеспечение его целостности за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации. При этом основой финансирования медицинской помощи в рамках государственных гарантий должна стать система обязательного медицинского страхования.
Основой планирования станут республиканские программы развития здравоохранения, реализующие цели и задачи государственной политики на определенный период и включающие в себя:
республиканские целевые программы развития здравоохранения;
программы государственных гарантий по обеспечению граждан в РСО-Алания бесплатной медицинской помощью.
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 02.07.2003 N 181)