Недействующий

О МЕРАХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

Сравнительный анализ поступлений налога на доходы физических лиц в 2008 году по отдельным субъектам РФ


Численность населения (тыс. чел)

Денежные доходы на душу населения (рублей)

Налог на доходы физических лиц в расчете на одного жителя (рублей)

Поступило в доход субъекта РФ НДФЛ (млн.руб)

Республика Марий-Эл

703,2

8786,0

472,5

3987,6

Костромская область

697,0

8921,3

584,4

4887,6

Псковска я область

705,3

10922,5

571,2

4834,9

Республика Северная Осетия-Алания

702,5

11372,2

303,9

2561,7

Из приведенных выше данных можно сделать вывод: резервы по увеличению поступлений налога на доходы физических лиц в доход бюджета Республики Северная Осетия-Алания есть, и немалые.

Поступления по единому налогу на вмененный доход не соответствуют фактическому росту объектов малого предпринимательства. Кроме того, отдельными администрациями местного самоуправления не пересматриваются корректирующие коэффициенты по вмененному налогу.

Анализ поступлений от индивидуальных предпринимателей по единому налогу на вмененный доход в бюджет республики свидетельствует о том, что в сравнении с показателями в отдельных регионах Российской Федерации, выбранных для целей сравнительного анализа, данный показатель по республике существенно ниже.

Уровень поступлений в расчете на каждого зарегистрированного индивидуального предпринимателя в 2008 г. по республике составил 3 991 руб., что ниже уровня поступлений по Костромской области (6 776 руб.) и Кабардино-Балкарской Республике (7 421 руб.), при сопоставимом количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, и существенно ниже уровня в Республике Марий-Эл (12 415 руб.), где количество индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, в 1,5 раза меньше, чем в Республике Северная Осетия-Алания.

Следует отметить, что в соответствии с налоговым законодательством корректирующий коэффициент базовой доходности устанавливается решением представительных органов местного самоуправления. Для целей анализа на предмет возможности увеличения поступлений от единого налога на вмененный доход были рассмотрены коэффициенты базовой доходности в 2007 - 2008 гг. в г. Владикавказ и столице Республики Марий-Эл г. Йошкар-Ола.

При сравнении коэффициентов базовой доходности по отдельным видам предпринимательской деятельности по данным городам установлено, что в отличие от г. Владикавказа в г. Йошкар-Ола:

коэффициенты базовой доходности в части розничной торговли устанавливаются в зависимости от ассортимента продукции, реализуемой индивидуальным предпринимателем;

установлен максимальный коэффициент базовой доходности для продажи алкогольной продукции, включая пиво;

коэффициент базовой доходности по оказанию услуг по передаче в аренду стационарных торговых мест также в 1,5-2 раза выше, чем во Владикавказе.

Кроме того, в г. Йошкар-Ола активно используется дополнительный коэффициент К 2.2, значение которого зависит от фактического места экономической деятельности налогоплательщиков. В местах активной предпринимательской деятельности применяется коэффициент равный 1, в местах менее активной предпринимательской деятельности применяются понижающие коэффициенты.

Поступления доходов в бюджет от применения упрощенной системы налогообложения в среднем в расчете на одну организацию, выбравшую в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, приходится в 3 раза меньше, чем по организациям, у которых налоговой базой являются доходы. На 922 организации, уплачивающие налог с доходов, приходится 124,5 млн. рублей, а на 882 организации, выбравшие в качестве налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, чей оборот в два раза больше, приходится 43,2 млн. рублей.

По налогу на имущество организаций, несмотря на относительно положительную динамику поступлений в бюджет, также имеются резервы дополнительных поступлений.

Среднегодовая стоимость основных фондов крупных и средних коммерческих организаций по Республике Северная Осетия-Алания на 1 января 2007 года составляла 36 737 млн. рублей. При исключении из нее стоимости льготируемых фондов, а также фондов сельского хозяйства, торговли и сферы услуг, гостиниц и ресторанов, организаций, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (в связи с уплатой этими организациями платежей по специальным налоговым режимам) в 2007 году расчетная минимальная сумма налога на имущество составляет 398 млн. рублей, начислено, по данным налоговой отчетности, 323 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2008 года среднегодовая стоимость основных фондов в республике увеличилась на 104, 9 процента и составила 38 541 млн. рублей. Это, в свою очередь, увеличивает минимальную расчетную сумму налога на имущество до 420 млн. рублей.

Все еще значительны объемы среднегодовой стоимости оборудования, предназначенного к установке, и объектов, незавершенных строительством. По состоянию на 1 января 2008 года их объем составил 888,9 млн. рублей. Однако часть из них фактически введена в эксплуатацию, но по данным бухгалтерского учета не переведена в основные фонды, что занижает налогооблагаемую базу налогом на имущество организаций.

Анализ такого относительного показателя, как доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов, также указывает на возможное увеличение поступлений по налогу на имущество. Так, доля налога на имущество в среднегодовой стоимости основных фондов по республике составляет 0,93 процента, в то же время в Карачаево-Черкесской Республике этот показатель равен 1,8 процента, в Кабардино-Балкарской Республике - 1,61 процента.

Анализ поступлений транспортного налога в бюджеты субъектов Южного федерального округа в 2008 году указывает на необходимость принятия кардинальных мер по увеличению поступлений в бюджет Республики Северная Осетия-Алания. Из приведенных ниже данных видно, что на один легковой автомобиль, принадлежащий физическому лицу, сумма транспортного налога в среднем по республике составляет 109 рублей, в Кабардино-Балкарской Республике -197 рублей и т. д.

Наличие собственных легковых автомобилей (Росстат)

Транспортный налог, уплаченный физическими лицами (тыс. рублей)

Транспортный налог, уплаченный физическими лицами в среднем на 1 автомобиль (рублей)

Республика Дагестан

155 892

10 789,6

69,21

Кабардино-Балкарская Республика

101 519

19 999,7

197,00

Республика Калмыкия

41 512

6 351,6

153,01

Республика Ингушетия

29 820

2 022,9

67,84

Республика Северная Осетия - Алания

107 904

11 765,7

109,04

Краснодарский край

1 064 822

1 058 079,1

993,67

Ставропольский край

487 459

224 544,2

460,64

Астраханская область

185 066

31 075,1

167,91

Волгоградская область

411 930

313 927,4

762,09

Ростовская область

751 752

712 829,1

948,22

Республика Адыгея

80 166

57 184,6

713,33

Карачаево-Черке сская Республика

62 657

17 821,6

284,43

Кроме того, по данным Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания, по состоянию на 1 января 2008 года на постоянном учете состояло 168 749 единиц транспортных средств.

По данным Росстата, наличие транспортных средств в республике составляло 143 369 единиц, в том числе за юридическими лицами, предоставившими отчетность, числится 7437 единиц, за индивидуальными владельцами - 135 932 транспортных средства. В то же время в базе данных Управления Федеральной налоговой службы по Республике Северная Осетия - Алания числится всего 80 221 единица транспортных средств, в том числе по юридическим лицам - 7 884 единицы, по физическим лицам – 72 337 единиц. Из приведенных данных явно видно несоответствие баз данных по транспортным средствам, принадлежащим физическим лицам. Только формирование единой информационной базы данных даст увеличение поступлений по транспортному налогу более чем на 30 млн. рублей.

По итогам исполнения республиканского бюджета за 2008 год поступления транспортного налога составили 22 595 тыс. рублей.

В целом по Российской Федерации с момента введения транспортного налога поступления от него за пять лет выросли в 2,9 раза, а по Республике Северная Осетия-Алания происходило ежегодное снижение, лишь в 2008 году вернулись к уровню 2003 года, когда поступления составили 22 979 тыс. рублей. При этом число собственных легковых автомобилей, зарегистрированных в республике, за этот период увеличилось на 26 755 единиц.

Доля доходов консолидированного бюджета республики от налога на имущество физических лиц составляет 0,2 процента, или 9 134 тыс. рублей по итогам исполнения бюджета за 2008 год. Налоговой базой для налога является инвентаризационная стоимость имущества, принадлежащего гражданам на праве собственности, которая в настоящее время составляет 9 826 млн.рублей, из которой 4 741 млн. рублей приходится на г. Владикавказ и 2 137 - на Моздокский район, а поступления налога на имущество физических лиц в г. Владикавказе и Моздокском районе составили соответственно 3 599 тыс. рублей и 3 515 тыс. рублей. При этом в г. Владикавказ численность жителей в 3,8 раза больше. В среднем на одного налогоплательщика в Моздокском районе приходится 149 рублей налога, а во Владикавказе - 83 рубля. Приведенные данные свидетельствуют об имеющихся возможностях увеличения поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Только по г. Владикавказ поступления должны составлять не менее 15-20 млн. рублей.