Нынешнее состояние коммунального комплекса Республики Северная Осетия-Алания не позволяет качественно предоставлять населению коммунальные услуги, эффективно использовать природные ресурсы и производить очистку сточных вод.
Причинами этих проблем являются:
высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры и их технологическая отсталость;
низкая эффективность системы управления в этом секторе экономики и непрозрачные методы ценообразования на товары и услуги организаций коммунального комплекса, преобладание административных методов хозяйствования.
Износ и технологическая отсталость объектов коммунальной инфраструктуры связаны с недостатками проводимой в предыдущие годы тарифной политики, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, что не позволяло своевременно обновлять его основные фонды, не формировала стимулы к сокращению затрат.
Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций коммунального комплекса отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в коммунальном комплексе формируют высокие инвестиционные риски и препятствуют привлечению средств внебюджетных источников в этот сектор экономики.
Следствием высокого износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей. Уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет сегодня в среднем 70%. В целом по республике (по состоянию на 1 января 2005 г.) физический износ котельных составил 60%, коммунальных сетей водопровода - 71,7%, сетей канализации - 70,4%, тепловых сетей - 60%, водозаборных сооружений - 69,1%, очистных сооружений канализации - 57,5%. Отмечается повсеместное несоответствие фактического объема инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры минимальным потребностям. Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам. Это ведет к снижению надежности работы объектов коммунальной инфраструктуры.
Неэффективное использование природных ресурсов выражается в высоких потерях воды, тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки ресурсов до потребителей.
Вследствие высокого износа основных фондов суммарные потери в тепловых сетях составляют до 30% произведенной тепловой энергии. Ветхость теплоэнергетического хозяйства становится причиной отключения теплоснабжения жилых домов в зимний период.
Утечки и неучтенный расход воды в системах водоснабжения в ряде городов достигает 45% поданной воды в сеть. Одним из следствий такого положения стал дефицит в обеспечении населения отдельных городов и других населенных пунктов республики питьевой водой нормативного качества.
Загрязнение окружающей среды связано с дефицитом мощностей по очистке канализационных стоков. Из эксплуатирующихся очистных сооружений канализации 50% перегружены, 35% эксплуатируются 25-30 и более лет и требуют срочной реконструкции. Дефицит мощностей очистных сооружений канализации составляет около 70 тыс. кв. метров в сутки. Более 200 тыс. кв. метров в сутки неочищенных или полуочищенных сточных вод сбрасывается в бассейн реки Терек, что обостряет экологическую обстановку и снижает рекреационную привлекательность водоемов.
При этом стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения в последние годы значительно возросла.
Действующий в большинстве случаев затратный метод формирования тарифов на услуги тепло-, электро- и водоснабжения и водоотведения с использованием нормативной рентабельности стимулирует организации коммунального комплекса к завышению собственных издержек, приводит к увеличению износа объектов коммунальной инфраструктуры.
Еще одной причиной высокой степени износа основных фондов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. В результате у этих организаций нет возможности осуществить проекты по реконструкции и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального комплекса снизить издержки предоставления коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов и окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.
Для повышения качества коммунальных услуг и эффективности использования природных ресурсов необходимо обеспечить масштабную реализацию проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры. Модернизация объектов коммунальной инфраструктура позволит:
повысить комфортность условий проживания населения на территории республики за счет повышения качества предоставляемых коммунальных услуг;
уменьшить объемы ветхого и аварийного жилищного фонда;
снизить потребление энергетических ресурсов в результате уменьшения потерь в процессе производства и доставки энергоресурсов потребителям;
обеспечить более рациональное использование водных ресурсов;
улучшить экологическое состояние территорий республики.
Общая потребность в средствах на полное восстановление и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры оценивается в 15 млрд. рублей.
Такой объем средств не может быть обеспечен только за счет бюджетных инвестиций. Требуется создание условий для привлечения средств внебюджетных источников. Поэтому подпрограмма направлена на формирование инвестиционной привлекательности коммунального комплекса.
Решить проблему повышения качества предоставления коммунальных услуг, улучшения экологической ситуации в республике возможно только путем объединения усилий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания и органов местного самоуправления для привлечения средств внебюджетных источников.
Поэтому одной из основных задач подпрограммы является формирование условий, обеспечивающих вовлечение средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.