Механизмы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства должны обеспечивать привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации таких инвестиционных проектов и предусматривать меры по повышению привлекательности их кредитования. В рамках подпрограммы предусматриваются меры государственной поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство, а также предоставление государственных и муниципальных гарантий.
Организационные механизмы выполнения подпрограммы должны обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения коммунальной инфраструктурой земельных участков для жилищного строительства и ориентироваться на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и удешевить стоимость кредитования. Возможно делегирование органами местного самоуправления ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры частным операторам объектов коммунальной инфраструктуры. Предполагается также развитие рыночной деятельности, связанной с обустройством территорий, предназначенных для жилищного строительства.
В зависимости от конкретной ситуации реализация инвестиционных проектов будет осуществляться органами местного самоуправления, застройщиками, организациями коммунального комплекса, например, частными компаниями, управляющими системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений.
В связи с этим заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать органы местного самоуправления, организации коммунального комплекса или застройщики.
Особое значение имеет подготовка для жилищного строительства земельных участков, на которых расположен ветхий или аварийный жилищный фонд. Использование таких участков с одной стороны позволит снизить расходы на развитие коммунальной инфраструктуры, поскольку она частично имеется, с другой стороны - решить задачу ликвидации ветхого и аварийного фонда с помощью привлечения как бюджетных, так и частных средств.
Министерство архитектуры и строительной политики Республики Северная Осетия-Алания ежегодно отбирает проекты по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства для реализации мероприятий подпрограммы и представляет на конкурс, проводимый Государственным заказчиком федеральной подпрограммы (Госстроем) для получения государственных гарантий Российской Федерации и субсидирования процентных ставок по кредитам банка по следующим условиям:
отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность республики перед федеральным бюджетом по займам, предоставленным за счет кредитов международных финансовых организаций, включая просроченную задолженность по гарантиям и поручительствам;
целевое использование субвенций и субсидий федерального бюджета.
Другие показатели исполнения бюджета республики должны соответствовать следующим требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации:
предельный объем государственного долга республики не должен превышать объем доходов бюджета республики (без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации);
предельный размер дефицита бюджета республики (без учета поступлений от продажи имущества) не должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета республики (без учета финансовой помощи из федерального бюджета);
текущие расходы бюджета республики не могут превышать объем доходов бюджета республики;
предельный объем расходов, связанный с обслуживанием государственного долга, не должен превышать 15 процентов объема расходов бюджета республики.
Кроме того, могут использоваться и другие условия:
объемы ввода жилья в республике на 1000 человек;
индекс доступности приобретения жилья в республике;
коэффициент использования мощностей систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, на территории которых планируется осуществление инвестиционных проектов;
удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в жилищном фонде в муниципальных образованиях, на территории которых планируется осуществление инвестиционных проектов.
Такой подход обеспечит реализацию на практике конкурентного механизма предоставления застройщикам на открытых аукционах сформированных земельных участков под жилищное строительство до начала строительно-инвестиционного процесса, создаст прозрачные и равные условия доступа застройщиков к системам коммунальной инфраструктуры.
С этой целью в качестве условий участия в подпрограмме выдвигаются требования разработки и принятия на муниципальном уровне основных нормативных правовых документов, а также реализации необходимых мероприятий, включая:
подготовку проектов планировки городских территорий, предназначенных для жилищного строительства,
принятие правил землепользования и застройки,
принятие программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры,
введение платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
Условия, которым должны соответствовать муниципальные образования, где будут реализовываться инвестиционные проекты, варьируются по годам реализации подпрограммы (таблица 1).