Действующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЧИСТАЯ ВОДА" НА 2011-2017 ГОДЫ

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Обеспечение населения качественной питьевой водой является приоритетной задачей социально-экономического развития республики.

В соответствии с Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба.

Республика Северная Осетия - Алания располагает значительными ресурсами поверхностных и подземных пресных вод, которые являются основным источником хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общий объем прогнозных эксплуатационных ресурсов подземных вод в республике оцениваются в 803 млн. м3/год, что в несколько раз превышает перспективные потребности. На территории Республики Северная Осетия - Алания разведаны и утверждены эксплуатационные запасы по 29 месторождениям пресных вод. Из общего количества 13 месторождений предназначены для хозяйственно-питьевого водоснабжения. Помимо разведанных месторождений в республике используются скважинные водозаборы и каптажи, расположенные на участках с неразведанными запасами. Несмотря на достаточно высокую обеспеченность эксплуатационными ресурсами пресных подземных вод, положение с водоснабжением отдельных населенных пунктов республики неудовлетворительное.

Основными проблемами водоснабжения населенных пунктов являются:

потери воды при транспортировке от водозаборов до населенных пунктов в магистральных водоводах и во внутренних водопроводных сетях населенных пунктов. Согласно данным государственной статистики, в среднем по республике потери составляют 45,7%, а по г. Владикавказу достигают 56%;

большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений. Из имеющихся на сегодня почти 3500 км водопроводных сетей нуждается в замене около 1900 км. Износ водопроводных сетей ведет к увеличению потерь воды, затрат на содержание водного хозяйства и, соответственно, себестоимости воды. Помимо этого, в населенных пунктах с заметным перепадом высот утечки на участках, расположенных в низинах, ведут к отсутствию воды на участках, расположенных выше. Это при том, что в целом по населенному пункту водоснабжение соответствует нормативам. Другая проблема, связанная с изношенностью водопроводных сетей и водоводов, - это вторичное загрязнение воды и водоснабжающей системы вредными примесями и микроорганизмами через образующиеся порывы сети. Практически все имеющиеся в республике случаи несоответствия питьевой воды гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям имеют место именно в пробах, отобранных из водопроводных сетей;

нерациональное, расточительное использование воды, большие потери воды как на этапе потребления, так и на этапе добычи, распределения и доставки до потребителя. Во многих населенных пунктах даже при соответствующей нормативам водопотребления подаче воды, поступают жалобы от населения на ее недостаток, в то время как проведенные замеры показывают, что фактическое потребление в несколько раз превышает нормативы. Отсутствие экономического стимулирования рационального использования воды;

низкий уровень оснащения приборами учета потребителей и сооружений забора, подачи, распределения воды;

падение мощности водозаборных сооружений, связанное с недостаточностью объемов восстановительных работ после разрушительных природных явлений (схода ледника, паводков, селей и др.), а также неполный забор имеющихся запасов воды из-за плохого состояния водозаборов;

недостаточная геологическая и гидрогеологическая подготовленность районов с проблемами водоснабжения и в целом по республике. В нарушение действующего законодательства часть недропользователей ведут добычу воды на участках с неутвержденными запасами, в т.ч. на участках каптажей крупных подземных источников (Гусыринский, Сахолдонский и др.). По ряду крупных месторождений (Орджоникидзевское, Алагирское, Ардонское, Брут-Даргкохское и др.) необходимо провести переоценку запасов в связи с истечением срока действия или изменением условий эксплуатации;

нарушение действующего законодательства о недропользовании. По данным ГУП "Севосетингеоэкомониторинг", на конец 2008 года в республике зарегистрировано 290 водопотребителей. Из них только 132 предприятия имели лицензии на право пользования недрами. Отбор воды на участках с неутвержденными запасами ведут более 90% предприятий. Это, а также отсутствие приборов учета способствует бесконтрольной, в некоторых случаях хищнической эксплуатации месторождений воды;

большая энергоемкость схем добычи и подачи воды от источников к потребителям, связанная с использованием в ряде случаев лишних промежуточных станций подъемов, отсутствием современных систем диспетчеризации, контроля, автоматического управления, схем электропривода, использованием энергоемкого, устаревшего морально и физически оборудования;

недостаточная мощность источников водоснабжения в некоторых населенных пунктах (в частности, в с. Ногир);

природное сезонное (Ирафский район) и техногенное (Моздокский район) загрязнение подземных вод отдельных водоносных горизонтов и отсутствие систем водоочистки и обеззараживания питьевой воды;

необустроенность санитарных зон водозаборов, отсутствие систем ограждения, сигнализации (а где необходимо - охраны), что делает водозаборы уязвимыми для проведения возможных терактов и инфекционных заражений. При проведении контрольно-надзорных мероприятий территориальными органами Роспотребнадзора, Росприроднадзора и прокуратурой Республики Северная Осетия - Алания установлено, что на 80% водозаборов сооружения охраны санитарных зон не отвечают нормативным требованиям;

практически полное отсутствие в сельских районах республики современных систем очистки и обеззараживания воды;

рост себестоимости воды, связанный с ростом расходов на электроэнергию;

низкий уровень проектирования, строительства и эксплуатации систем забора, очистки, обеззараживания, распределения, доставки воды;

отсутствие полномочного органа, координирующего действия ведомств и организаций при проектировании, строительстве, реконструкции объектов водоснабжения и определяющего основные направления и схемы развития системы водоснабжения республики. В результате некоторые работы и мероприятия по водоснабжению не достигают должного эффекта и затраченные капиталовложения имеют мизерную отдачу.

Постоянное недофинансирование мероприятий по реконструкции и строительству новых объектов водоотведения и очистки сточных вод привело к неудовлетворительному состоянию отрасли. В некоторых населенных пунктах республики сточные воды сбрасываются в реки без очистки (п.п. Мизур, Верхний Фиагдон, с. Чикола, г. Дигора). Зачастую на очистных сооружениях не ведется или ведется частично биологическая очистка (г.Владикавказ, г. Алагир). Хотя использование в качестве источников питьевой воды месторождений подземных защищенных вод поддерживает их высокое качество, однако на территории республики практически все реки бассейна р. Терек загрязняются неочищенными канализационными стоками. Этим самым создается реальная угроза экологической обстановке не только в Республике Северная Осетия - Алания, но и в соседних регионах.

При анализе существующих проблем видно, что они:

носят межотраслевой и межведомственный характер;

не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов;

требуют проведения институциональных преобразований, направленных на обеспечение рыночных отношений в водном секторе;

требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий, современного оборудования;

носят комплексный, масштабный характер;

требуют координации действий органов исполнительной власти и АМС муниципальных образований.

Масштабность проблем, необходимость решения организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и других задач в едином комплексе диктует для их эффективного решения применение программно-целевого метода.