ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 07 июля 2008 года N 151
О поддержании устойчивого функционирования объектов экономики Республики Северная Осетия-Алания в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени
{Изменения и дополнения:
Постановление Правительства РСО-Алания от 23.11.12 N 407; НГР: ru 15000201200349}
Во исполнение федеральных законов от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и в целях поддержания устойчивого функционирования объектов экономики Республики Северная Осетия-Алания в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и в военное время Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о поддержании устойчивого функционирования объектов экономики Республики Северная Осетия-Алания в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
состав Комиссии Республики Северная Осетия-Алания по поддержанию устойчивого функционирования объектов экономики Республики Северная Осетия-Алания в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
{Абзац 3 пункта 1 утратил силу: Постановление Правительства РСО-Алания от 23.11.12 N 407; НГР: ru 15000201200349}
2. Поручить руководителям республиканских органов исполнительной власти, рекомендовать главам администраций муниципальных образований, руководителям организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организовать выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и в военное время на подведомственных объектах и территориях.
3. Рекомендовать Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания осуществлять методическое руководство работой по повышению устойчивого функционирования объектов экономики Республики Северная Осетия-Алания в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера в мирное и в военное время и созданию оптимальных условий для выпуска необходимой продукции в запланированных объемах и номенклатуре, надзор и контроль в данной области.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 4 ноября 1999 года N 340 "Об утверждении состава комиссии по поддержанию устойчивого функционирования организаций Республики Северная Осетия-Алания в военное время", за исключением пункта 7.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Северная Осетия-Алания
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания Н. Хлынцов
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 7 июля 2008 г. N 151
1. Основные положения по поддержанию устойчивого функционирования (далее - ПУФ) экономики.
Подготовка объектов экономики к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (далее - ЧС) - комплекс экономических и организационно-технических мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости ее функционирования в ЧС.
Повышение устойчивости функционирования объектов экономики достигается осуществлением мероприятий, направленных на:
предотвращение и уменьшение возможности возникновения крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;
снижение возможных потерь и разрушений в случае возникновения ЧС, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;
создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также проведения работ по восстановлению разрушенного хозяйства и обеспечению жизнедеятельности населения.
Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости функционирования осуществляют комиссии по поддержанию устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени (далее - комиссии по ПУФ) органов исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, администраций муниципальных образований, руководители организаций и хозяйственных объектов экономики.
На них возлагаются следующие задачи:
организация работы по повышению устойчивости функционирования подведомственных организаций, предприятий и учреждений;
контроль планирования и выполнения в подведомственных организациях, предприятиях и учреждениях мероприятий по предотвращению возможных потерь и разрушений в результате аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также возможного воздействия современных средств поражения вероятного противника;
оценка состояния, возможностей и потребностей подведомственных организаций, предприятий и учреждений для обеспечения жизнедеятельности населения, выпуска заданных (необходимых) объемов и номенклатуры продукции с учетом возможных потерь и разрушений;
организация исследований по вопросам устойчивости функционирования подведомственных организаций, предприятий и учреждении, подготовка предложений о целесообразности практического осуществления выработанных мероприятий;
проверка качества выполнения мероприятий по повышению устойчивости функционирования подведомственных организаций, предприятий и учреждений;
обобщение данных и подготовка предложений для Главы Республики Северная Осетия-Алания по вопросам повышения устойчивости функционирования экономики для принятия решения по переводу подведомственных организаций, предприятий и учреждений для работы в режиме ЧС;
обобщение данных обстановки и подготовка предложений по вопросам организации производственной деятельности, восстановления нарушенного управления подведомственными организациями, предприятиями, учреждениями и проведения аварийно-восстановительных работ.
Членов комиссии по ПУФ целесообразно разбить на подкомиссии, например:
по рациональному размещению производственных сил;
по устойчивости топливно-энергетического комплекса,
промышленного производства и транспортной системы;
по устойчивости агропромышленного комплекса, сфер обращения и услуг;
по устойчивости социальной сферы;
по устойчивости управления и т. д.
Председателями подкомиссий назначаются ответственные должностные лица органов исполнительной власти республики, администраций муниципальных образований по этим направлениям экономики.
Работа комиссии по ПУФ экономики республики ведётся в соответствии с планом мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики республики (например, до 2010 года), с разбивкой мероприятий по каждому направлению (подкомиссии). На основании данного плана составляются годовые планы работы как комиссии в целом, так и подкомиссий. Годовой план комиссий по ПУФ состоит из планов подкомиссий и объединяющих мероприятий.
2. Основные направления ПУФ экономики административно-территориальной единицы.
1) обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в ЧС;
2) рациональное размещение производственных сил на территории города, района;
3) проведение технических мероприятий, направленных на ПУФ экономики;
4) подготовка к работе в ЧС отраслей экономики;
5) подготовка к выполнению работ по восстановлению экономики в ЧС;
6) подготовка системы управления экономикой для решения задач и ЧС.
3. Основные направления ПУФ учреждений, предприятий и организаций (далее - организаций):
1) обеспечение защиты рабочих, служащих, членов их семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в ЧС;
2) рациональное размещение производственных сил организаций на соответствующей территории;
3) подготовка организаций к работе в ЧС;
4) подготовка к выполнению работ по восстановлению организаций в ЧС;
5) подготовка системы управления организаций для решения задач в условиях ЧС.
4. Мероприятия по ПУФ организаций разрабатываются и осуществляются в основном заблаговременно, с учетом возможных последствий крупных производственных аварий, стихийных бедствий и катастроф мирного времени, перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики.
Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в ЧС (например, эвакуационные мероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).
Предложения по ПУФ организаций разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта ПУФ экономики, подготовки и выполнения задач территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ТП РСЧС).
Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.
Во-первых, это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-техническою персонала объектов и органов управления экономики.
Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), проводимые научно-исследовательскими институтами в региональном, муниципальном и отраслевом масштабах.
Оба вида исследований дополняют друг друга, являются составной частью организаторской работой по решению проблем устойчивости.
Мероприятия по ПУФ организаций предусматриваются в соответствующих планах гражданской обороны и защиты населения и планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Эффективность мероприятий по подготовке организаций к устойчивому функционированию в ЧС определяется при проведении учений, тренировок, проверок.
В целом общая схема организации работы по ПУФ организаций делится на 3 основных этапа:
I этап - исследовательский; выявляются слабые, узкие места в деятельности звена экономики, вырабатываются предложения по устранению этих слабых, узких мест.
II этап - проверка и оценка предполагаемых мероприятий на эффективность и выбор наиболее целесообразных решений.
III этап - реализация обоснованных мероприятий через установленные системы планирования и контроля.
5. Типовой перечень мероприятий по ПУФ экономики.
5.1. Основные этапы выбора и обоснования мероприятий по предотвращению (снижению риска) возникновения аварий и катастроф:
а) выявление возможных источников ЧС (сооружения, технологические установки, виды производств, емкости с аварийно химически опасными веществами (далее - АХОВ), оборудование с опасными параметрами, способы организации производства и т.п.;
б) анализ риска возникновения ЧС на каждом элементе - источнике ЧС и возможных социально-экономических последствий;
в) выбор основных мероприятий предотвращения (снижения риска) возникновения ЧС.
5.2. Защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения.
Исходя из требований по защите производственного персонала (населения) и подготовки системы жизнеобеспечения определяются основные пути реализации этих требований:
а) совершенствование основных фондов и производственных процессов;
б) разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийного производства;
в) эффективный контроль состояния основных производственных фондов (далее - ОПФ);
г) проведение регулярного технического обслуживания и ремонта ОПФ;
д) повышение квалификации персонала в области безаварийности производства.
С этой целью необходимо выявлять источники ЧС, прогнозировать последствия, уменьшать количество источников ЧС.
В случае невозможности полностью исключить риск возникновения ЧС необходимо обеспечить защиту производственного персонала путем:
своевременного оповещения;
создания и подготовки сил и средств для защиты в ЧС;
подготовки к оказанию первой медицинской помощи;
подготовки системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС; защиты ОПФ от поражающих факторов ЧС; проведения специальных природоохранных мероприятий.
Защита ОПФ:
а) повышение физической стойкости ОПФ;