Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ" НА 2012-2014 ГОДЫ

Динамика численности детей-инвалидов в Республике Северная Осетия-Алания (человек)


2007 г . (3588)

2008 г . ( 3114)

2009 г .  ( 2976)

2010 г.  ( 3136)

2011 г . (3200)

По данным территориальных органов социальной защиты населения, 2,7% от общей численности инвалидов составляют инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата (2000 человек, из них около 600 человек - инвалиды-колясочники), 2,8 % - слепые и слабовидящие (2030 человек), 1,3% - глухие и слабослышащие (около 1000 человек).

Другая демографическая проблема - устойчивая тенденция увеличения доли лиц пожилого возраста в структуре населения.

Сокращение смертности и увеличение продолжительности жизни усиливают старение населения. Динамика старения населения отчетливее выражена в сельской местности.

Указанные категории населения - граждане пожилого возраста и инвалиды, включая детей-инвалидов, объединяет ряд общих проблем, связанных с необходимостью принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности инвалидов и пожилых граждан, создания условий для их активного участия в жизни общества.

В Республике Северная Осетия - Алания выстроена система предоставления мер социальной поддержки и оказания реабилитационных услуг этой категории граждан.

За период с 2007 по 2011 годы в республике реализованы четыре республиканские целевые программы, направленные на решение проблем инвалидов и детей-инвалидов.

В целях обеспечения условий для проведения мероприятий по комплексной реабилитации инвалидов создана республиканская система реабилитации инвалидов, объединяющая органы и учреждения медико-социальной экспертизы, здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, занятости населения, физической культуры и спорта; работают реабилитационные центры.

С целью реализации прав детей-инвалидов на образование в Республике Северная Осетия-Алания функционируют 11 республиканских образовательных учреждений, осуществляющих коррекционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в которых обучаются 788 детей.

Детям-инвалидам, не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, гарантировано получение образования на дому (495 детей-инвалидов).

Активно развивается дистанционная форма обучения детей-инвалидов, охватывающая 145 детей.

Всего в республике обучаются в образовательных учреждениях всех типов и видов 1128 детей-инвалидов.

В целях реализации прав инвалидов на профессиональную реабилитацию 9 центрами (филиалами) занятости населения безработным инвалидам предоставляются профориентационные услуги, организуется их профессиональное обучение (переобучение), оказывается содействие в трудоустройстве.

В республике ведется работа по реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, развивается материально-техническая база спортивных организаций, осуществляющих работу в области адаптивной физической культуры и спорта. Спортсмены-инвалиды успешно участвуют в республиканских, окружных, всероссийских и международных соревнованиях, занимая призовые места.

В связи с неприспособленностью зданий и сооружений, пешеходных дорог, общественного транспорта для пользования инвалидами и маломобильными гражданами становится затруднительным или невозможным получение этими категориями граждан многих социальных, образовательных, медицинских, бытовых и иных социально востребованных услуг, полноправное участие в жизни общества.

Необходимость первоочередного обеспечения доступности в целях решения проблем социальной защиты и реабилитации инвалидов отражена в положениях Конвенции ООН "О правах инвалидов", к которой 24 сентября 2008 года присоединилась Россия. Конвенция дает широкую трактовку понятия доступности - "…важна доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она позволяет инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основными свободами".

Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формирование доступной среды отнесено к ведению федеральных, региональных и местных органов власти.

Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей.

Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, создание условий для продления активного долголетия пожилых граждан являются одними из актуальных направлений государственной политики в социальной сфере. Это вызвано не только стремлением предоставить гражданам данных категорий равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, но и экономической выгодой как для государства в целом, так и для отдельного гражданина.

Обеспеченность доступными и качественными услугами, гарантированными государством, - путь к продлению независимой жизни людей пожилого возраста, социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями, улучшению социального самочувствия граждан.

Серьезная проблема для маломобильных категорий населения - недостаточный уровень доступности гарантированных государством услуг, в том числе:

транспорта;

образования и занятости;

здравоохранения;

культуры и искусства;

социальной защиты;