Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, ОТБЫВШИМ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, И СОДЕЙСТВИЕ ИХ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ" НА 2010-2012 ГОДЫ

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Республиканская целевая программа "Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействие их социальной реабилитации" на 2010-2012 годы (далее - Программа) разработана в целях реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, восстановления ими разрушенных или утраченных общественных связей, оказания медицинской, социально-экономической, профессиональной, психологической помощи.

Ежегодно из исправительных учреждений Управление Федеральной

службы исполнения наказаний по Республике Северная Осетия-Алания освобождаются около 600 осужденных, каждый второй из которых нуждается в помощи по трудоустройству и бытовому устройству, многие освобождающиеся не имеют постоянного места жительства, утратили социально-полезные связи, нуждаются в психологической, социальной и медицинской помощи, больные туберкулезом легких нуждаются в продолжении лечения и наблюдении после освобождения.

Нерешенность проблем освобождающихся осужденных, особенно указанных выше категорий, негативно влияет на состояние криминогенной и эпидемиологической ситуации в республике.

Вместе с тем в Республике Северная Осетия - Алания имеются проблемы с устройством освобождающихся осужденных в социальные учреждения из-за фактического отсутствия социального учреждения для предоставления временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, без определенного места жительства и занятий и в первую очередь гражданам, прибывшим из мест лишения свободы.

Одной из основных причин бездомности лиц без определенного места жительства и занятий (на основе анализа по лицам, обращающимся в социальный приют) является тюремное заключение.

Отсутствие норм, регламентирующих деятельность по оказанию социальных услуг лицам, освободившимся из мест лишения свободы, осложняет работу по социальному сопровождению и социальной адаптации этой категории граждан.

В связи с этим особую актуальность приобретает комплексный межведомственный подход к решению данной проблемы при активном участии самого лица, освободившегося из мест лишения свободы, в переломе ситуации дезадаптации, изменении социального статуса на основе принципа самообслуживания, обязательного трудоустройства с целью последующего возмещения расходов, направленных на содержание лица, освободившегося из мест лишения свободы, в учреждении социального обслуживания.

Вопрос социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, требует участия как органов государственной, так и муниципальных власти, основными задачами которых являются:

организация регистрации и создание банка данных, который даст возможность компетентным органам решать проблемы расселения, занятости, медицинского обслуживания, обучения лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и т.д.;

выделение помещений, предоставление социальных коек, социальных квартир по договорам социального найма и другого временного жилья лицам, освободившимся из мест лишения свободы, в рамках муниципального жилищного фонда;

привлечение предпринимателей к содействию в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и созданию производств с использованием труда лиц, освободившихся из мест лишения свободы в целях пресечения иждивенчества.

Результатами проводимой работы должны стать повышение удельного веса лиц, освободившихся из мест лишения свободы, восстановивших социальный статус, способность к самообслуживанию, от общего количества лиц, освободившихся из мест лишения свободы.