ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
от 30 апреля 1999 года N 12-рз
О ЖИЛИЩНО - КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Принят постановлением Парламента РСО - Алания от 20.04.1999
{Утратило силу:
Закон РСО-Алания от 28.04.05 N 26-РЗ; НГР: ru15000200500072}
Настоящий Закон определяет правовые, организационные, финансово - экономические основы деятельности жилищно - коммунального хозяйства Республики Северная Осетия - Алания как системы жизнеобеспечения населенных пунктов, защиты прав потребителей жилищно - коммунальных услуг, а также формы и способы государственного контроля качества обслуживания и регулирования деятельности жилищно - коммунального хозяйства.
Жилищно - коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно - коммунальных услуг.
Собственник жилищно - коммунального хозяйства - Российская Федерация, Республика Северная Осетия - Алания, муниципальные образования, юридические лица и граждане, зарегистрировавшие право собственности на указанные объекты в установленном законом порядке.
Объекты жилищно - коммунального хозяйства - сооружения, инженерные коммуникации, здания и технологические звенья производственного цикла, непосредственно осуществляющие процессы предоставления услуг.
Инженерная инфраструктура - комплекс сооружений технологического цикла инженерных сетей водо-, тепло-, электро-и газоснабжения, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов, являющихся субъектами хозяйствования и исполнителями по производству услуг жилищно - коммунального хозяйства.
Предприятия жилищно - коммунального хозяйства - организации различных форм собственности, имеющие лицензию и осуществляющие эксплуатацию и обслуживание объектов жилищно - коммунального хозяйства по договору с собственником или уполномоченной им организацией на конкурсной основе (они же подрядчики).
Потребитель жилищно - коммунальных услуг - гражданин или организация, пользующиеся услугами жилищно - коммунального хозяйства на основании заключенного с заказчиком договора.
Службы заказчика - муниципальные унитарные предприятия (муниципальные учреждения) либо подразделения органов местного самоуправления (управления, комитеты), уполномоченные собственником объектов жилищно - коммунального хозяйства управляющие организации, наделенные полномочиями для формирования муниципального заказа на выполнение работ и оказание услуг жилищно - коммунального назначения, заключение договоров, контроля за их выполнением.
Государственная жилищная инспекция - республиканский орган, осуществляющий контроль за реализацией основополагающих нормативных актов по осуществлению региональной жилищной политики, использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его принадлежности, защищающий права и законные интересы граждан и государства.
Кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, который включает в себя земельный участок в установленных границах и расположенные на указанном участке жилое здание, иные объекты недвижимости и в котором отдельные предназначенные для жилых или иных целей части (помещения) находятся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а другие части (общее имущество) находятся в общей долевой собственности.
Товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, созданная домовладельцами в целях совместного управления единым комплексом недвижимого имущества кондоминиума и обеспечения его эксплуатации, а также в целях владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом кондоминиума.
Демонополизация - снижение уровня концентрации рынка путем создания необходимых условий для возникновения и развития конкуренции.
Унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
Тарифы на жилищно - коммунальные услуги - система ставок платы за обслуживание жилья и предоставление коммунальных услуг.
Инвестиционная составляющая тарифа - часть тарифа, предназначенная для финансирования развития объектов жилищно - коммунального хозяйства.
Нормативы потребления коммунальных услуг - государственный минимальный социальный стандарт, характеризующий объективно необходимый минимальный объем и качество предоставляемых услуг, обеспечивающих жизнедеятельность населения. В пределах указанного норматива осуществляется предоставление компенсаций (субсидий) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Компенсации (субсидии) на оплату жилья и коммунальных услуг - средства, предоставляемые малоимущим гражданам органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Основные технологические фонды жилищно - коммунального хозяйства - фонды, служащие непосредственному удовлетворению потребителей в услугах жилищно - коммунального хозяйства и формирующие инженерную инфраструктуру (основное производство и водо-, тепло-, электро-, газоснабжения).
Основные производственные фонды жилищно - коммунального хозяйства - фонды, обеспечивающие обслуживание объектов инженерной инфраструктуры.
Правовую основу деятельности жилищно - коммунального хозяйства составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Конституция Республики Северная Осетия - Алания, законы и иные правовые акты Российской Федерации, Республики Северная Осетия - Алания, правовые акты органов местного самоуправления в пределах их полномочий.
Задачей настоящего Закона является регулирование взаимоотношений по производству и реализации жилищно - коммунальных услуг, договорных отношений между собственниками объектов жилищно - коммунального хозяйства, службами заказчика, исполнителями и потребителями услуг, установление их прав, обязанностей и ответственности, оценка и стимулирование качества предоставляемых услуг.
Целью создания и назначения жилищно - коммунального хозяйства является обеспечение соответствующего уровня экономического развития республики, качества среды обитания человека путем предоставления услуг потребителям и обеспечения сохранности объектов жилищно - коммунального хозяйства, поддержание необходимого санитарного состояния населенных пунктов, надежности и устойчивости работы указанных объектов.
Жилищно - коммунальное хозяйство, исходя из функциональных и технологических особенностей, включает в свой состав виды деятельности по оказанию следующих услуг:
- водоснабжение, водоотведение (включая ливневую канализацию), теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение (включая сжиженный и природный газ), имеющие промышленно - индустриальный характер;
- очистка сточных вод (включая утилизацию осадков сточных вод), сбор, вывоз, утилизация и захоронение бытовых отходов, уборка улиц, дорог, площадей (зимняя и летняя), обеспечивающие санитарно - экологическую безопасность территорий населенных пунктов;
- строительство и ремонт дорог, тротуаров, мостов и берегозащитных сооружений, озеленение улиц и дорог, содержание лесопаркового хозяйства, уличное освещение, обеспечивающие благоустройство населенных пунктов;
- содержание и ремонт домов, включая лифтовое хозяйство, уборка и благоустройство придомовых территорий, обслуживание жилищного фонда;
- банно - прачечные, гостиничные и ритуальные услуги;
- транспортные услуги (трамвай, троллейбус);
- учет и инвентаризация жилищного фонда и объектов коммунального назначения.
Объекты жилищно - коммунального хозяйства могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности, а также общей (совместной, долевой) собственности различных субъектов.
Объекты жилищно - коммунального хозяйства, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных предприятий или учреждений в соответствии с действующим законодательством.
Объекты инженерной инфраструктуры городов и районов (в том числе электро-, тепло- и газоснабжения, водопроводно - канализационного хозяйства, благоустройства), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание и содержание указанных объектов, могут быть приватизированы по решению органов государственной власти при включении их в местные программы приватизации.
Не подлежат приватизации кладбища, скотомогильники.
Объекты движимого и недвижимого имущества жилищно - коммунального хозяйства, созданные за счет доходов акционерных обществ, частных фирм, физических лиц, муниципальных образований, средств муниципального, республиканского и федерального бюджетов, являются собственностью соответствующих субъектов и подлежат учету и регистрации в соответствии с действующим законодательством.
Объекты жилищно - коммунального хозяйства могут в установленном порядке передаваться из одной собственности в другую путем:
- приватизации и акционирования;
- передачи государственных объектов жилищно - коммунального хозяйства, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений (ведомственные объекты), в муниципальную собственность;
- купли - продажи объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством Республики Северная Осетия - Алания.
Передача объектов жилищно - коммунального хозяйства государственной собственности должна осуществляться в едином комплексе с предприятиями (организациями), осуществляющими их обслуживание, содержание и ремонт, включая производственные базы, мастерские, гаражи, складские помещения, транспортные средства, иное оборудование, предназначенное для технического обслуживания и ремонта передаваемых объектов, с учетом действующих нормативов при сохранении за органом местного самоуправления контрольного пакета акций.
Не допускается продажа с аукциона объектов жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющих:
- уборку улиц и дорог, а также другие виды работ и услуг по благоустройству муниципальных образований;
- строительство, обслуживание и ремонт объектов благоустройства;
- обслуживание жилищного фонда;
- предоставление коммунально - бытовых услуг.
Условия, порядок передачи объектов жилищно - коммунального хозяйства из одной формы собственности в другую определяются в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом.
Собственники объектов жилищно - коммунального хозяйства имеют право:
- передавать основные фонды (технологические и производственные) в хозяйственное ведение или оперативное управление коммунальным организациям - подрядчикам;
- осуществлять контроль за обеспечением надежного и экономически безопасного функционирования объектов жилищно - коммунального хозяйства;
- применять в установленном порядке меры, предусмотренные законодательством, в случае нарушения исполнителем параметров качества, надежности и других условий предоставления услуг;
- осуществлять контроль за состоянием основных фондов, переданных предприятию - подрядчику и влияющих на качество потребляемых услуг;
- санкционировать прекращение предоставления услуг в случае просрочки потребителем оплаты более установленного срока, определяемого органами местного самоуправления, а также в случаях, предусмотренных статьей 13 настоящего Закона, если иное не предусмотрено договором;
- инициировать выселение в установленном действующим законодательством порядке владельца (арендатора) из занимаемого жилого помещения, если оплата жилья не производится более установленного срока или имуществу наносится непоправимый вред;
- взыскивать в судебном порядке задолженность с владельца или нанимателя (арендатора) жилого помещения по оплате жилья и коммунальных услуг;
- осуществлять иные права, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором на содержание и техническое обслуживание объектов.
Собственники объектов жилищно - коммунального хозяйства обязаны:
- обеспечивать функционирование развития принадлежащих им объектов жилищно - коммунального хозяйства для достижения установленных параметров качества обслуживания;
- своевременно принимать меры по заключению договоров на обслуживание объектов с потребителями жилищно - коммунальных услуг;
- заключать договоры на обслуживание объектов жилищно - коммунального хозяйства только с организациями, имеющими лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности;
- контролировать предоставление потребителям услуг надлежащего качества в соответствии с действующими правилами, нормами и нормативами, принимать своевременные меры по предотвращению и устранению нарушений качества услуг;
- предусматривать и обеспечивать реализацию мер по повышению потребительских качеств услуг, а также рациональному использованию природных, материальных и энергетических ресурсов;
- своевременно проводить подготовку объектов жилищно - коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации;
- производить своевременно и в полном объеме оплату за обслуживание, содержание и ремонт жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства в соответствии с договором между собственником и организацией, обслуживающей эти объекты;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством, а также заключенным договором на обслуживание объектов.
Собственники объектов жилищно - коммунального хозяйства в установленном законом порядке несут ответственность за нарушение правил содержания и обслуживания объектов жилищно - коммунального хозяйства, использования жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, нормативов обеспечения населения услугами, а также условий договора - найма жилого помещения в виде: