Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2004 года N 105

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ДО 2010 ГОДА"

В целях обеспечения социального обустройства сельского населения Республики Северная Осетия-Алания и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858

"О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Социальное развитие села в Республике Северная Осетия-Алания до 2010 года" (далее - Программа).

2. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Северная Осетия-Алания (Темираев) совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти обеспечить безусловное исполнение программных мероприятий.

3. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев), Министерству экономики Республики Северная Осетия-Алания (Баликоев) при формировании проектов республиканского бюджета на 2005-2010 годы предусматривать финансирование мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета.

Мероприятия, предусмотренные в 2004 году, профинансировать в соответствии с инвестиционной программой бюджета Республики Северная Осетия-Алания на 2004 год.

4. Рекомендовать главам администраций местного самоуправления районов республики принять участие в реализации намеченных Программой мероприятий с использованием средств местных бюджетов.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Совет Правительства Республики Северная Осетия-Алания по координации социально-экономического развития республики.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия - Алания М.Шаталов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 105

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социальное развитие села в Республике Северная Осетия-Алания до 2010 года" Владикавказ 2004 год

ПАСПОРТ Республиканской целевой программы "Социальное развитие села в Республике Северная Осетия-Алания до 2010 года"


Наименование
 Программы

Республиканская целевая программа "Социальное развитие села в Республике Северная Осетия-Алания до 2010 года"

Основание для
 разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"

Государственный заказчик-
 координатор Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания

Государственные заказчики разделов

Министерство общего и профессионального образования РСО-Алания
 Министерство здравоохранения РСО-Алания Министерство культуры и искусства РСО-Алания Комитет жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания Министерство транспорта и дорожного хозяйства РСО - Алания ОАО "Ceвкавказэнерго" (по согласованию) Филиал "Севосетинэлектросвязь" ОАО "ЮТК" (по согласованию)

Основные разработчики Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания Министерство экономики РС О-Алания
 Министерство общего и профессионального образования РСО-Алания
 Министерство здравоохранения РСО-Алания
 Министерство культуры и искусства РСО-Алания
 Комитет жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания Комитет РСО-Алания по физической культуре и спорту Министерство транспорта и дорожного хозяйства РСО-Алания Севоспотребсоюз РСО-Алания (по согласованию)
 ОАО "Севкавказэнерго" (по согласованию)
 Филиал "Севосетинэлектросвязь"
 ОАО "ЮТК" (по согласованию)

Цели и задачи
 Программы

Повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских муниципальных образований, обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ. Создание правовых, административных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально -экономическому развитию сельских муниципальных образований, реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры от предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления. Расширение и обеспечение привлекательности рынка труда в сельской местности. Создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности.

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

2004 -2010 гг.
 I этап -2004-2006 гг.
 II этап -2007-20 10 гг.

Основные программные мероприятия

Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: Жилищное строите льство, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обеспечение сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство.
 Система программных мероприятий обеспечивает: расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом платежеспособного спроса сельского населения и установленных социальных стандартов;
улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи;
сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования на селе здорового образа жизни, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма;

 повышение образовательного уровня сельских учащихся, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями;

 активизацию культурно - досуговой деятельности на селе;

 развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения;

 повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

 расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

 повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями.

Ответственные за
 исполнение основных программных мероприятий

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО - Алания,
 Министерство экономики РСО - Алания,
 Министерство финансов РСО - Алания,
 Министерство общего, и профессионального образования РСО-Алания,
 Министерство здравоохранения РСО-Алания. Министерство культуры и искусства РСО- Алания, Министерство транспорта и дорожного хозяйства РСО - Алания
 Комитет жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания,
 Комитет РСО-Алания по физической культуре и спорту,
 ОАО "Севкавказэнерго" (по согласованию),
 филиал "Севосетинэлектросвязь"
 ОАО "ЮТК" (по согласованию),
 администрации местного самоуправления районов
 республики (по согласованию),
 строительные, проектные, научные организации на
 конкурсной основе, общественные организации.

Объемы и источники финансирования Программы

Общая сумма расходов на реализацию Программы на период 2004-2010 гг. - 1409,2 млн. рублей, в том числе средства:
 федерального бюджета- 402,7 млн. рублей;

 республиканского бюджета - 665, 0 млн. рублей;

 внебюджетных источников-342,0 млн. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы к 2010 году позволит: улучшить жилищные условия 520 сельских семей и довести уровень обеспеченности коммунальными услугами до 70%;
повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 80%;
обеспечить бесперебойное снабжение сельских потребителей электрической энергией;
довести в большинстве районов долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 80%;
обеспечить до 50% врачебных амбулаторий врачами общей практики (семейными врачами);
улучшить информационно-консультационное обслуживание населения;
привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 80% учащейся сельской молодежи и 25% работающих в сельской местности;
расширить территориальную сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания;
обеспечить до 100% сельского населения водой питьевого качества;
привести в нормативно-техническое состояние 280 км автомобильных дорог
 общего пользования, связывающих сельские населенные пункты;
сохранить на объектах социальной и инженерной

инфраструктуры села за период реализации Программы 270 рабочих мест и дополнительно создать 110 новых рабочих мест;
улучшить демографическую ситуацию на селе и обеспеченность АПК квалифицированными кадрами, на 20-25% повысить производительность труда в отраслях сельского хозяйства.

Система организации контроля за
 исполнением Пр ограммы

Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСО-Алания.

Введение


В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

социальное развитие села - улучшение условий жизнедеятельности сельского населения, повышение уровня удовлетворения его материальных и духовных потребностей;

сельское население - совокупность постоянно проживающих жителей сельских поселений;

сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

К сельским поселениям не относятся рабочие, курортные и дачные поселки;

село - обобщенное определение совокупности сельских поселений;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения;

сельская местность - обитаемая территория, находящаяся за пределами городских поселений.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом


Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Сложившаяся социальная ситуация на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий развития сельских территорий.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно -экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села в последнее десятилетие находится в тяжелом состоянии. Увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Сложившаяся практика организации инвестирования социального развития и инженерного обустройства сельских территорий в силу ограниченности бюджетных средств республики и муниципальных образований не отвечает потребностям сельского населения.

Основная часть сельского жилого фонда, на 90 процентов состоящая из частных домовладений, не имеет элементарных коммунальных удобств. За последнее десятилетие не увеличилась сеть участковых больниц, слабо развивается сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений. сокращается количество дошкольных образовательных учреждений, которые кроме того требуют ремонта и значительных затрат на содержание.

Из-за ветхого состояния многие клубы, дома культуры и библиотеки функционируют не в полную силу, оборудование морально и физически изношено, значительно уменьшилось финансирование культурно-воспитательной работы. комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания.

Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть предприятий бытового обслуживания.

В результате сверхнормативной эксплуатации многие линии электропередачи находятся в ветхом, технически непригодном состоянии, вследствие чего потери в электросетях возросли на 15-20 процентов, увеличилась продолжительность перерывов в электроснабжении сельских объектов. Из-за хронической неплатежеспособности отключаются целые населенные пункты.

Газифицировано 80 процентов сельских населенных пунктов. Не газифицированы многие горные села, а также часть населенных пунктов Моздокского района.

Большинство систем водоснабжения не имеют необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работают неэффективно, при этом 55 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 25 процентов - в полном восстановлении.

Телефонная сеть в селах физически и морально изношена. Связь требует скорейшего совершенствования, несмотря на то, что в некоторых районах установлены современные АТС.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей. Значительно сократился и морально устарел автобусный парк.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфрастуктуры в сельской местности, увеличился износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющегося потенциала социальных объектов и систем жизнеобеспечения.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства, ухудшается их качественный состав. Удельный вес механизаторов, имеющих 1 и 2 класс, значительно уменьшился.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной Республиканской целевой программы социального развития села обусловлена:

социально-политической остротой проблемы, ее общественным значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций;

межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса. общественных объединений сельских жителей;

необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего там населения.

2. Основные цели, задачи и сроки реализации Программы


Программа разработана для достижения следующих основных целей:

повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских образований и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ;

создание правовых, организационных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований;

расширение рынка труда в сельской местности и создание условий, позволяющих сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления.

Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:

создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления; создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом его платежеспособного спроса;

стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских муниципальных образований и других секторах сельской экономики выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, молодых специалистов;

улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, поддержания высокой работоспособности;

повышение роли физкультуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирования на селе здорового образа жизни;

повышение образовательного уровня сельских учащихся;

активизация культурной деятельности на селе;

повышение уровня и качества электро, -водо, -газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;

расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;

повышение уровня занятости сельского населения.

Основные пути решения программных задач:

приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства села на федеральном, республиканском и местном уровнях;

повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села;

разработка и внедрение в сельское строительство новых экономических проектов жилых домов и других зданий;

создание условий наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельхозтоваропроизводителей, других внебюджетных источников, привлечения малых предпринимательских структур.

Сроки реализации Программы (2004-2010 годы) учитывают возможности федерального и республиканского уровня и разделены на два этапа: 2004-2006 годы и 2007-2010 годы.

Исходя из возможностей бюджетов приоритетными направлениями государственной поддержки являются: жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.

3. Система программных мероприятий


Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо-, газоснабжения, сети автомобильных дорог общего использования и телекоммуникационной связи.

Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.

Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий по проведению планировочных работ, инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других' условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»