На сегодняшний день наркоситуацию в России в целом, следовательно, и в республике, можно охарактеризовать как предельно сложную. Несмотря на усилия различных министерств и ведомств, прилагаемые для приостановления наркоагрессии, проблема остается неразрешенной и становится всё более опасной. Этот факт доказывает, что государство пока еще проигрывает борьбу с теми, кто навязывает образ жизни, допускающий немедицинское употребление наркотиков. В этой ситуации особенную важность приобретает консолидация усилий исполнительной и законодательной ветвей власти, государственных учреждений и каждого гражданина в отдельности для достижения общей цели - противостоять нарастающей опасности. Для этого, несомненно, необходим комплексный, системный подход к решению проблемы. Именно с этой целью разработана Республиканская целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2012-2014 годы" (далее - РЦП, Программа).
При подготовке проекта Программы были учтены все недостатки РЦП на 2010-2011 годы и с учётом этого выработана наиболее эффективная стратегия реализации антинаркотической политики в республике. Принятие и последующая реализация РЦП на 2012-2014 годы, несомненно, будет способствовать приостановлению процесса наркотизации населения, представляющего угрозу здоровью граждан, экономике, правопорядку и безопасности республики.
По официальным данным Республиканского наркологического диспансера, на 1 января 2011 года на наркологическом учёте состояло 2690 человек, употребляющих наркотические средства в немедицинских целях, в том числе 955 человек с диагнозом "наркомания". Число больных с синдромом зависимости от наркотиков (наркоманий), установленным впервые в жизни, - 54 (7,7 на 100 тыс. населения).
Вместе с тем указанные официальные данные не отражают реальной ситуации. К сожалению, мониторинг наркоситуации в республике, предусмотренный Республиканской целевой программой "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2011 годы", так и не был осуществлен. По оценкам экспертов, число потребляющих наркотики без медицинских показаний в республике достигает 25 тысяч человек. Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков – лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская, подростковая и женская наркомания. Сохраняется уровень употребления высококонцентрированных "тяжелых" наркотиков, прежде всего, героина и ацетилированного опия, получаемого из определенного вида кондитерского мака. Вместе с тем, по прогнозу аналитиков Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Северная Осетия - Алания наркоситуация может значительно осложниться в связи с распространением на территории республики наркотических средств, изготавливаемых из кодеиносодержащих препаратов, в частности "дезоморфина". Опасность представляет возможное распространение синтетических видов наркотиков в местах проведения досуга молодёжи.
Исходя из этого основными направлениями в деятельности заинтересованных ведомств должна стать профилактика наркомании, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в сфере незаконного оборота наркотиков, усиление контроля легального оборота наркотических средств и психотропных веществ, а также выявление и пресечение каналов поступления наркотических средств на территорию Республики Северная Осетия - Алания.
При этом следует учитывать, что бороться с незаконным оборотом наркотиков можно только комплексно, используя для этого весь арсенал профилактических, воспитательных, медицинских и правоохранительных мер.
Предотвращение появления спроса на наркотики, равно как и его сокращение, - эффективное средство в борьбе с наркоманией и наркопреступностью. Очевидно, что нынешняя практика профилактической деятельности пока не отвечает остроте сложившейся в республике наркоситуации. Для повышения эффективности этой работы необходима координация усилий центральных и региональных структур на этом направлении, широкая общественная поддержка, содействие организаций гражданского общества. Здесь крайне важна совместная информационная работа, профилактическая, антинаркотическая пропаганда.
Первоочередными задачами являются организация эффективной системы профилактики наркомании, оснащение наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием, совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, укрепление материально-технической базы правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих органов исполнительной власти и, прежде всего, органов наркоконтроля, органов внутренних дел, учреждений здравоохранения и образования, органов таможенного контроля, органов безопасности, и должна решаться программно-целевыми методами.
Решение поставленных задач невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий, как правоприменительных, так и социальных: лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся и создание новых профилактических и медико-реабилитационных учреждений, разработка новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов.
Вместе с тем увеличивать срок реализации Программы нецелесообразно вследствие интенсивности изменения наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трёхгодичный период.
Программа разработана в соответствии с критериями формирования региональных целевых программ. В неё включены нереализованные мероприятия предыдущей программы.
Выполнение мероприятий РЦП требует концентрации усилий республиканских и местных органов власти, привлечения негосударственных структур, общественных объединений и отдельных граждан, чем обусловлен межведомственный характер Программы.